Намагниченная атмосфера: что ждет продуктовую розницу в Красноярске

Редакция «ПМ»
2126
В Красноярске с началом марта открылся второй гипермаркет крупной краснодарской сети «Магнит» (ЗАО «Тандер»). Местный ритейл сеть теоретически способна задавить низкими ценами. Тем более свои магазины сеть размещает прямо под боком у конкурентов, которые, впрочем, полагают, что об экспансии Красноярска пока говорить рано.

Один из самых крупных российских ритейлеров (выручка в 2015 году – 947,8 млрд рублей) шел в Красноярск долго. Информация о приходе сети на местный рынок появилась еще в 2012 году, однако первый гипермаркет федеральной сети площадью 2000 кв. м появился только спустя три года в новом торговом центре «Тополя» на проспекте Металлургов. По данным оператора центра управляющей компании Level, в первый день магазин посетили несколько тысяч человек.

Фото: Ньюслаб.

Второй красноярский гипермаркет сети открылся 1 марта на первом этаже выставочно-делового центра MixMax. Новый магазин занял площадь большую, чем гипермаркет на Металлургов — почти 2500 кв. м. Судя по фото с открытия магазина, появление гипермаркета на Телевизорной также вызвало ажиотаж: у каждой кассы растянулись очереди длиной в десяток человек.

«Всего в 2016 году сеть планирует открыть в Красноярске четыре гипермаркета», — заявили в Level. При этом для своих магазинов «Магнит» выбирает места по соседству с конкурентами. Первый, например, расположен поблизости с «Командором» и «Красным Яром», второй — возле гипермаркета «Аллея» в «Торговом квартале».

«Магнит» — уже пятая федеральная сеть, зашедшая в Красноярск после «О'Кей», «Лента», «МЕТРО Кэш энд Кэрри» и «НАШ» (который, впрочем, в этом марте уже закрывается). Но по данным девелоперской компании GVA Sawyer, доминируют на рынке всё еще местные сети, занимая долю в 45%.

Краснодарцы со слоганом «Магнит — всегда низкие цены», очевидно, намерены «подвинуть» конкурентов в Красноярске более дешевыми товарами. Низкие цены ритейлер способен обеспечить за счет своей эффективной системы логистики. Как писал журнал «Секрет фирмы», стратегия «Магнита» по захвату регионов одинакова: открытие нескольких магазинов, строительство распределительного центра и постепенное расширение сети с привязкой к нему. В идеале это позволяет сети не зависеть от поставщиков, которые могут срывать сроки доставки, а также обходиться без больших складов под хранение товаров в самих магазинах. Распределительный центр в Красноярске «Магнит» готовится открыть уже в начале этого года в поселке Емельяново на участке площадью 50 гектаров.

Фото: ekbrealty.ru

Сдерживать цены на некоторые группы товаров позволит также соглашение, подписанное накануне с краевым министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края. Благодаря сотрудничеству с регионом, в магазинах сети должна вырасти доля местных производителей, что также позволит экономить на издержках. Однако весомым конкурентным преимуществом это всё же стать не сможет, так как подобные соглашения в свое время подписывали другие федеральные и красноярские сети.

Да и попытки местных товаропроизводителей зайти в крупные торговые сети тоже сопряжены с рядом трудностей. Так в 2011 году закончился провалом проект продвижения местной продукции под единой маркой «Енисей-Продукт» — как поясняли власти, из-за нерасторопности самих производителей, которые оказались не готовы к регулярным поставкам и просто не научились готовить товары к продаже.

PR-менеджер агрохолдинга «Сангилен+» Дмитрий Полин рассказал, что осенью прошлого шла речь о создании единого распределительного центра, который занимался бы предпродажной подготовкой местной продукции. Однако с тех пор дальше разговоров дело так и не пошло.

При этом, по мнению Полина, к появлению такого центра готовы розничные сети и краевой минсельхоз (который отчитывался бы об успехах импортозамещения), но пока ни технически, ни ментально, ни технологически к нему не готовы сами красноярские производители.

— Продукция некоторых просто не прошла бы фильтр по качеству, который обязательно будет предъявлять единый распределительный центр. Другие производители просто не хотят нести дополнительные затраты, которые непременно возникнут при сотрудничестве с центром, — сказал Дмитрий Полин.

фото: retail-loyalty

Что касается «Магнита», то эксперты предрекают, что по крайней мере на начальном этапе значительно на местный рынок приход нового игрока не повлияет. В маркетинговом агентстве BOSgroup полагают, например, что переманить клиентов сеть сможет только в спальных районах, в которых открылись магазины, а о более значительном перераспределении рынка можно будет говорить после дальнейшей экспансии Красноярска.

Директор по маркетингу торговой сети «Командор» (которой принадлежит гипермаркет «Аллея») Дмитрий Полуянов рассказал, что товарооборот гипермаркета после открытия «Магнита» под боком, конечно, может пострадать:

— Но насколько сильно, сказать не могу. И мы сделаем все, чтобы падение было минимальным либо его не было вовсе. Резкого снижения цен в красноярских сетях при этом пока ожидать не стоит. Мы изучали политику сети «Магнит» как в других регионах, так и в Красноярске, — делится Дмитрий Полуянов. — Первое время после открытия федеральные сети, естественно, демпингуют, снижают цены, но потом опять повышают.

«Сроки изменения цен зависят от того, удалось ли сети добиться поставленных показателей по выручке», — добавляет он. Как правило, в среднем это происходит примерно через полгода. Бывает, что в результате появления «Магнита» сети конкурентов закрываются, но случается и наоборот — уходят магазины самого «Магнита». По словам Полуянова, порядка 10% своих новых магазинов краснодарская сеть потом ликвидирует, не выйдя на требуемые показатели.

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх