Posted 23 сентября 2019,, 01:00

Published 23 сентября 2019,, 01:00

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

Natura: как бывший архитектор начала делать кольца, браслеты и другие украшения из дерева

23 сентября 2019, 01:00

Бренд деревянных украшений Natura создала бывший красноярский архитектор Евгения Коровина. «Проспект Мира» совместно с «Мастерами России» поговорил с Женей о том, как родился ее проект, почему она выбрала именно дерево и о моде на сибирское. 

Евгения Коровина (до замужества — Уколова) основала бренд деревянных украшений Natura три года назад. Украшения и аксессуары предпринимательница любила всегда — и из путешествий, в память о месте, привозила серьги, а не магниты на холодильник. Желание создавать что-то своими руками появилось в студенчестве: Женя училась на архитектора и на третьем курсе устроилась на подработку — занималась архитектурным макетированием. «Мы делали различные макеты — от участков города, микрорайонов в миниатюре до совсем маленьких деталей — макета автобуса, например, — вспоминает она. — Любовь к прорабатыванию деталей и ручному труду — это всё пошло оттуда». 

После учебы четыре года Евгения работала архитектором. Со временем работа превратилась в рутинную, бумажную волокиту — и это наскучило, в 2016-м девушка ушла из архитектурной мастерской. За три года до этого парень и будущий муж Жени Артем Коровин и его друг Федор Смирнов запустили в Красноярске бренд деревянных очков Brevno. На их площадке Евгения стала развивать свой проект, который она назвала Natura. 

«В то время в Красноярске была актуальной тема про Сибирь, — говорит она. — Тогда появилось довольно много молодых брендов, которые в своей продукции хотели показать, какая Сибирь на самом деле. Что это не просто место, где люди в снегах живут. Хотелось делать не какие-то деревянные магнитики или туески, а что-то стильное, качественное, современное».

Как поясняет Женя, ей было интересно работать именно с деревом: «Не хотелось заниматься драгоценностями. Было желание показать, что все эти каменья, золото, серебро — это наносное, немножко цыганщина. Дерево — это уникальный материал, у него красивые текстуры, его можно гнуть, его приятно трогать, это минимализм, простота и естественность. На этом мне хотелось сделать акцент».

Она начала экспериментировать, изучать свойства деревьев и постепенно набирать опыт. «С каждым деревом по-разному, — поясняет Евгения. — Одно гнется, другое нет, одно так пахнет, второе — по-другому, и так далее. Первый браслет, который я сделала, получился, конечно, очень страшным. Нужно сделать, условно говоря, сто кривых браслетов, прежде чем получится то, что хотел. Да и до сих пор иногда бывает: делаешь браслет, на последней стадии надо загравировать мелкую надпись, тут дрогнула рука — и всё, несколько часов работы насмарку».

Сейчас Natura производит гнутые браслеты, серьги, украшения на шею, брошки и кольца. Первая коллекция браслетов три года назад разошлась довольно быстро, вспоминает Евгения. Проект заметили красноярский сайт «Крафтап», рассказывающий о местных стартапах, и несколько петербургских сайтов, в 2017 году украшения Евгении взял в свой магазин питерский Эрмитаж. 

Большую помощь в производстве, развитии и продвижении бренда Natura на первых порах оказывали ребята из Brevno, вспоминает Женя. Тесная связь двух проектов сохраняется до сих пор. Они, например, делят помещения и оборудование для работы. Несколько лет общее рабочее место находилось в здании на улице Лебедевой в центре Красноярска, а около месяца назад Brevno и Natura переехали оттуда в более просторную мастерскую в районе бывшего телевизорного завода. Раньше в здании размещалась химическая лаборатория, производившая чистящие средства. Кое-где еще видны следы прежних хозяев — на одной из стен, например, пока висит таблица Менделеева, но постепенно помещение обживается.

Поставки материалов для производства часто осуществляются совместно. Женя использует ясень, березу, венге и другие виды древесины. Материал — помимо дерева, это еще и упаковка — закупается у красноярских поставщиков, фурнитура для украшений заказывается в Китае. Сколько именно материала уходит на украшения, Евгения назвать затрудняется, уточнив только, что расход небольшой. «Шпон (тонкий лист древесины) — он же огромный, так что на самом деле нужно немного, — говорит Женя. — Какого-то среднего объема в месяц нет, поскольку загруженность разная».

Производство украшений выглядит так: сначала разрабатывается модель, потом чертежи. Затем лазерный станок вырезает нужную форму. На следующем этапе всё склеивается, шлифуется на станках, в последнюю очередь идет ручная шлифовка, с гравером и наждачкой, и, наконец, украшение обрабатывается защитным маслом. 

«Многие спрашивают: дерево — это же непрактично, как оно в носке и насколько прочное? Своя специфика в носке, конечно, есть, но вообще это прочные и эргономичные изделия. Гнутый браслет состоит из нескольких склеенных слоев шпона, это не цельный кусок дерева. С цельным как раз были бы проблемы — он со временем раскручивается от влаги и других факторов», — рассказывает Евгения.

Сейчас Natura экспериментирует в производстве не только с деревом, но и с другими материалами — например, есть серия украшений, в которой использовалась полимерная глина. «В планах — поработать с разными материалами, сочетать дерево с чем-нибудь неочевидным, например с бетоном, — говорит Женя. — Концепция остается прежней — показывать альтернативный материал для украшений».  

В проекте Natura сейчас два человека: сама Евгения и ее помощница. Точную сумму своих затрат и доходов Женя назвать затрудняется. С ее слов, траты не превышают 100 тысяч рублей в месяц, а выручка — больше расходов. «У меня пока микробизнес, так что цифры пока толком и не считаются, — поясняет она. — Доход есть, но хотелось бы выйти на большие суммы». Украшения Natura реализует поштучно, в розницу и оптом (сумма оптового заказа начинается от 25 тысяч рублей). Из последних работ проекта — заказ на 250 тысяч рублей для московской онлайн-площадки, которая собирает у себя украшения от различных производителей. 

Помимо магазина в Красноярске, у марки Natura есть несколько точек в городах России и за рубежом — в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Волгограде, Орле, Омске, Екатеринбурге, а также во Франции, Бельгии и Калифорнии в США. При этом, по словам Жени, основные покупатели продукции марки находятся не в Красноярске. «В Красноярске, конечно, образовалась своя аудитория — девушки из медийных профессий, архитектуры, культуры, которые не хотят носить украшения как у всех. Но люди постарше уже говорят: нет, это не для меня. В этом году я была на ярмарках «Ламбада Маркет» в Москве и на маркетах в Питере. Там люди более восприимчивы к необычным дизайнерским товарам, у столичного человека больше потребности быть модным и стильным, народ специально приезжает, ищет интересные вещи», — делится впечатлениями она. 

Еще больший отклик, с ее слов, был на международной выставке украшений Bijorcha в Париже, на которой Женя побывала в этом январе: «У нас пока всё равно люди «заточены» носить золото, серебро, а я активно пропагандирую другой подход, хочу, чтобы девушки делали выбор в пользу дизайнерской работы из необычных материалов. В Париже, например, золотые сережки практически нигде не встретишь. И для украшений используется много разных материалов — кто-то, например, акцентирует внимание на экологичности и делает их из переработанных бутылок. Украшения из дерева, ассоциации с ручной работой на выставке тоже были очень интересны».

До конца года Евгения Коровина планирует вывести марку на азиатский рынок. Для этого в октябре она едет в Японию на еще одну ярмарку — Fashion World Tokyo — вместе с тремя другими красноярскими брендами — Brevno, Maple (изделия из кожи) и Barbara (одежда). Выставка в Токио пройдет в формате B2B — поставщики будут искать интересную для себя продукцию и сделают заказ сразу на сезон, поясняет Женя.

Участие в международных выставках — дело довольно хлопотное и затратное, признает предпринимательница. Например, только аренда стенда для молодых брендов в Париже обошлась ей в 1100 евро (цены на «полноценный» стенд начинаются от 2500 евро). Поездка в Токио будет стоить дороже, но тут с арендой стенда помогает красноярское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Стоимость стенда на Fashion World Tokyo примерно раза в четыре дороже европейской выставки.

«Подобные выставки — это очень крутое место для знакомства с другими брендами, для перенимания опыта, приобретения новых зарубежных клиентов и работы на экспорт, — резюмирует Женя. — Например, заказчиков из Парижа, Бельгии и Орла мы нашли непосредственно после выставки во Франции. В идеале хотелось бы вообще не привязывать себя к какой-то одной стране, а полноценно выходить на мировой рынок».

«Мастера России» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера России» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

"