Posted 11 апреля 2019,, 13:15

Published 11 апреля 2019,, 13:15

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

«Не построим храм, наши дети будут жить как в Европе!». Как прошли общественные слушания по собору на Стрелке

11 апреля 2019, 13:15

В Красноярске в среду, 10 апреля, состоялись публичные слушания по поводу отступа от красных линий при строительстве кафедрального собора на Стрелке. Однако многие красноярцы приняли слушания за обсуждение самого храма, получилась почти битва между православными активистами и противниками строительства. О том, как это было, в репортаже «Проспекта Мира».

Зал Архиерейского дома был полон задолго до начала слушаний. В помещении, украшенном портретами суровых мужчин в рясах, собралось около 200 человек. Те, кто пришел пораньше, успели рассесться на кресла. Впереди сутаны, депутатские пиджаки и казачьи мундиры. Позади платки и кисейные накидки пожилых прихожанок. Противникам храма сидячих мест не хватило, и те образовали плотный полумесяц за последними рядами стульев.

Центр зала аккурат между казаками и бабушками заняли крепкие парни в черных толстовках движения «Сорок сороков» — до этого дня об их деятельности и даже о существовании в Красноярске этой организации слышали немногие.

Движение появилось в 2012 году в Москве под названием «Молот», его изначальной целью была «защита православия», однако после принятия московской мэрией программы «200 храмов», вызвавшей широкий протест горожан, у движения появилась более узкая специализация — защита стройплощадок будущих церквей. Организация была переименована в «Сорок Сороков» — это фразеологизм, означающий всю совокупность московских церквей.

Активисты движения принимали участие в скандальных событиях вокруг парка «Торфянка», разгоняли ЛГБТ-митинг в Москве, поддерживали строительство храма в Екатеринбурге и приструняли протестующих против возведения памятника святому Владимиру.

Если судить по официальной странице красноярского отделения движения во «ВКонтакте», в нашем городе «сороковники» появились в конце октября 2018-го.


С тех пор движение провело в крае несколько православных флешмобов и праздников и больше ничем не засветилось. Зато на слушания «братья» пришли в полной боевой готовности, став одними из главных действующих лиц этого вечера.

Все началось с оглашения регламента. Выступления — 5 минут, не более получаса общей продолжительностью, вопросы из зала — 2 минуты и опять-таки полчаса на все вместе с ответами. Всю процедуру планировали уложить в час.

После этого собравшимся вкратце напомнили суть дела — речь идет не о том, строить храм на Стрелке или не строить, а об отступе от красной линии проекта с западной стороны. Подробности огласил автор проекта архитектор Александр Банников. По его словам, дело сводится к следующему:

«Храм в XXI веке должен быть больше, чем храм в XIX веке, поэтому предусмотренный строительным регламентом шестиметровый отступ от дороги придется ликвидировать, чтобы все влезло».
«Первоначальный проект не учитывал, что храм находится в зоне подтопления, теперь учли, и собор придется передвинуть ближе к дороге, что опять-таки требует ликвидации отступа».
«И наконец, апостольские требования говорят, что алтарь должен находиться с восточной стороны, и для придания храму нужной для такой ориентации формы отступ должен быть нарушен».

Банников также указал, что храм будет стоять на стилобате, внутри которого разместятся все хозяйственные постройки, а также парковка. Речь архитектора общественность встретила аплодисментами.

Затем начались запланированные выступления. Всего выступили 10 человек, каждый горячо поддержал постройку храма, ни слова при этом не сказав о красных линиях, отступах, стилобатах и других архитектурных частностях.

Мать пятерых детей, преподавательница воскресной школы Оксана Майнстришина заявила, что «правильно построенный храм — это на века». Член общественной палаты и директор Архиерейского образовательного центра Андрей Бардаков доверительно сообщил, что храмы строятся для защиты русской культуры, ведь «один Макдоналдс делает для ее разрушения больше, чем прямая военная колонизация». Учитывая, что в Красноярске уже два «макдака», а скоро будет и третий, заявление прозвучало убедительно.

Казачий атаман Павел Артамонов заявил, что казаки давно уже бродят по этому месту крестными ходами и ждут не дождутся, когда уже это можно будет делать в храме, а не в чистом поле.

Член Общества православных врачей Юрий Тяжельников обрушился с критикой на противников храма, которые «даже перед слушаниями упоминали покемонов и Гулливеров», что он посчитал оскорбительным и неподобающим тоном. Напоследок Юрий отметил, что «храм будет».

Не остался в стороне и небезызвестный экс-депутат-ресторатор-блогер Владимир Владимиров, для начала заявивший, что он «за храм, причем за любой», а затем отметивший, что не стоит говорить в связи со строительством о непостроенных поликлиниках. «Нужно отделять мух от котлет, там бюджетные деньги, а тут пожертвования», — отметил Владимиров.

Была среди выступавших и известный красноярский журналист и экс-советник губернатора Ирина Долгушина. Она рассказала, что по дороге на слушания заехала в Успенский мужской монастырь и теперь полна благости. «Даже атеисты там гуляют с колясками, и даже с собаками, я считаю, чем больше таких мест, тем мы будем чище и лучше», — заключила она.

Черту под выступлениями подвел настоятель Никольского храма Александр Колпаков. Он сообщил, что Универсиада показала, что в городе есть энергия, но при этом в Красноярске не хватает души, и люди относятся друг к другу как к функции. А душа «не там, где парки и уточки», а там, «где храм». По мнению Колпакова, храмы ценны тем, что там людям вытирают слезы. «Где людям слезы будем вытирать!?» — патетически закончил священник, так и не уточнив, как утиранию слез мешает шестиметровый отступ от дороги и почему для этих целей не будет достаточно 50 уже существующих в Красноярске храмов.

После речей настало время вопросов и, в отличии от выступавших, вопрошавшие как на подбор выражали сомнения не только в целесообразности переноса храма на 6 метров на запад, но и в уместности самого храма на Стрелке.

Склоки начались во время первого же вопроса, когда на попытку красноярки Аллы Баскаковой узнать, будет ли территория храма местом общего пользования или будет недоступна так же, как территория храма на Торговом, с места вскочил высокий седой мужчина в униформе «Сорока Сороков» и закричал: «Все это неправда». Это был первый выход активиста. В последствии он исправно вскакивал во время каждого выступления противников храма на Стрелке, обвиняя их во лжи и пытаясь перекричать выступающего.

Темпераментный активист оказался администратором группы «Движение Сорок Сороков, ДСС Красноярск» во «ВКонтакте». На странице он подписан как Евгений Абликсанов —  42 года, отец двоих детей, бывший десантник, занимается рукопашным боем.

Последнее свое увлечение Евгений, кажется, хотел применить на практике, когда после третьего или четвертого его стихийного выступления чей-то голос попросил его «заткнуться». «Вставайте, братья», — скомандовал активист и около десятка крупногабаритных мужчин тронулись с мест. Порядок удалось восстановить с помощью модератора дискуссии, попросившей «братьев» сесть. Братья остановили движение, но с мест продолжали вскакивать.

"