Posted 17 июля 2015,, 10:49
Published 17 июля 2015,, 10:49
Modified 29 мая 2023,, 09:28
Updated 29 мая 2023,, 09:28
Двенадцатый музыкальный этнофестиваль "МИР Сибири"вот уже три года как пережил ребрендинг, но многие по привычке продолжают называть его "Саянское кольцо". Кое-что изменилось, обновилось, но вот традиция бросать все дела и отправляться на выходные за 500 километров от города у красноярцев все же осталась. Подчинившись этому массовому порыву, корреспондент Проспекта Мира Диана Серебренникова в рамках проекта "Полевые истории" отправились в Шушенское и попробовала понять, какие времена наступили для фестиваля.
Траурная дорога
До Шушенского добраться можно или на своем авто, или на рейсовом автобусе: необходимо пережить ночь в пути, чтобы ранним утром приехать на поляну. В этом году ехать быстро решались, пожалуй, самые отчаянные лихачи: неподалеку от поселка Балахта произошло ДТП с участием двух пассажирских автобусов. Один из них направлялся как раз в Шушенское, и на его борту были как минимум несколько человек, которые ехали именно на Мир Сибири.
Наш автобус въехал на поляну фестиваля в семь утра. В пути обошлось без происшествий. Сонные пассажиры, а некоторые и откровенно помятые, ежась от утреннего холодка, нехотя вывалились наружу, кое-как подхватывая свои сумки из багажного отсека. Небо было затянуто облаками, и казалось, что вот-вот пойдет дождь.
На поляне, несмотря на раннее утро, уже кипит жизнь. Суетятся рабочие, заканчивающие ставить ограждения у сцены, на которой распеваются и настраивают инструменты участники фестиваля; мастера и торговцы раскладывают на прилавках свои работы на продажу, кто-то изготавливает их прямо на месте; шашлычники спросонья расставляют пластиковые стулья, раскрывают шатры, варят плов в полуметровых чугунных котлах и жарят мясо; у обочины в грузовой машине кто-то уже завтракает и ругается на чрезмерную темноту фуры; в поле постепенно растет палаточный городок.
Эта музыка будет вечной
Несмотря на объявленный траур, фестиваль никто отменять или переносить не собирается: хэдлайнеры уже приехали, отстроились, и что-то менять в программе никому не на руку. Поэтому пятничный вечер двигается четко по программе. Люди вереницей заходят на стадион, где находится сцена.
Как всегда, полицейские на входе пытаются отобрать алкоголь, бутылки, и банки, оставляя зрителям лишь жаркие танцы, этнические песни и теплый плед на случай уставших ног. Кто-то все же ухитряется протащить внутрь бутылку-другую. Но из тысяч людей, собравшихся на поле, таких единицы.
Вечернюю программу пятницы немного портят перебои с электричеством. На несколько минут лагерь и стадион погружаются во тьму, но едва энергия возвращается, на сцене появляются NewAsia. Ребята из Барнаула начинают свое выступление с дикого воя вокалиста, переходящего в шипение и рычание под звуки варгана, барабанов и клавиш. От переплетения звуков бросает в дрожь, басы прокатываются сквозь тело, а волоски на руках поднимаются дыбом.
Вышедшие следом африканцы из Kimbata на ломаном русском зовут всех в Африку, но Африка со своими зубодробительными ритмами сама приходит в Шушенское, и стадион лихо отплясывает под гитарные рифы и стук бонга.
Немного успокоил всех Калинов Мост, чей лидер Дмитрий Ревякин не сыграл ни одного из своих хитов, сделав исключение только под конец, закончив свое выступление песней «Родная», и ушел, не спев на бис.
Второй хэдлайнер, грузинские парни Мгзавреби, выступавшие во второй день, наоборот стали примером того, как нужно общаться с публикой. Парни с душой на распашку, почти два часа пели песни про школьную дружбу, первую любовь, вино, и красивых девушек. На грузинском преимущественно. Их лидер, высоченный, длинноволосый и бесконечно харизматичный Гиги спускался к публике почти на каждой песне, а в самом конце выступления и вовсе ушел в толпу, где пел хором, обнимался с людьми, и фотографировался.
Такой разный этнос
На стадионе, погрузившись в рифы и ритмы, забываешь о жизни за пределами забора. Но стоит выйти за ворота, как ты погружаешься в «рой» нетрезвых людей, толкущихся между ларьками, сидящих в шалманах, и пьющих дешевое разливное пиво, слушающих и лихо отплясывающих под Стаса Михайлова и Михаила Круга. Никакой этникой тут и не пахнет, хотя может быть это мы «зажрались», и настоящая этника здесь, в крытых брезентом забегаловках. Ведь этнос - это и народ, такой, какой он есть, без ширм и иллюзий.
Стоит добавить, что мне так и осталось непонятно зачем вообще затеяли ребрендинг фестиваля. Прохожие продолжают рассказывать друзьям, что они на «Саянском кольце», бабушки-торговки продают залежавшиеся майки с лого «Кольца».
Но как бы то ни было, равнодушным к фестивалю можно было остаться только в том случае, если просидеть все три дня в палаточном городке. В глазах до сих пор стоят тысячи разных поделок мастеров, руки помнят вязкую глину и тяжелую деревянную косу на ощупь; в ушах звенят барабаны, а за вкусом долганской лепешки и юколы теперь придется отправляться на Таймыр. Но это не беда: несмотря на то, что фестиваль закончился, и все уехали, у нас уйма дел. Петь, танцевать, творить и путешествовать!
P.S. Следующее приключение, в которое отправятся корреспонденты "Проспекта Мира" вместе с ребятами из сибирского туроператора SIBTRIP - музыкальный фестиваль Усту-Хурэ. Если вы хотите поехать туда с нами - пишите Кристине Зиминой.