Необычные свежие краски: розовая весна, сиреневые луга. Работы очень пластичны и реалистичны.
Всего в Скиту работают 10 человек. Хомайко – старейший из них.
По его словам, здесь невероятная аура, работается очень плодотворно и отпечаток на творчество накладывает необыкновенный.
— Никогда не забуду, как в Туве пишу, рядом друг стоит, пишет, а медведь с горы бросает камни, мол, уйдите, моя территория. Я ему: «Мишка, брось дурачиться, щас уйдем». А он камней 5 бросил в нас, пока мы не дописали, — делится с нами художник, показывая Тувинские пейзажи.
Переводим взгляд на портреты. Вот сидит бабулька, простая, деревенская, руки сложила на коленях.
— Она родила 7 детей и все они с 41-го по 45-ый погибли на фронте, — рассказывает Николай Михайлович. — Как можно было её не написать.
«Она разделась, а я обомлел»
Особенно волнующие у художника обнаженные женщины: нежные, лиричные.
— А это чей портрет? – показываем на рисунок обнаженной девушки, грациозно повернувшей голову и вскинувшей руки.
— Это Наташа. Мы познакомились на одной из выставок, я ее много писал. Подружились и до сих пор общаемся. Однажды у меня в гостях были японцы и один узрел этот рисунок. Кричит остальных, те подошли, долго рассматривали, восхищались. А через некоторое время прислали мне вызов в Японию, поработать. Но я отказался.
— А как вы пишете обнаженных, прямо так и предлагаете?
— По-разному. Однажды зашла женщина незнакомая. Попросила ее нарисовать обнаженной. Разделась, а я обомлел, настолько красиво. Это очень тонкое искусство, я этому еще с 17-ти лет учился, когда мы писали обнаженных старушек.
Последняя крупная выставка Николая Хомайко состоялась в Красноярске 6 лет назад к 70-летию со дня рождения художника. В прошлом году власти предлагали провести выставку в Дивногорске, но он отказался.
— Последняя выставка, которая была здесь, прошла жесткую цензуру, у меня сняли несколько работ с обнаженными женщинами, — признается Николай Михайлович. — Такого ханжества и невежества я еще нигде не встречал.
Зато он щедро дарит свои работы. С 2003 по 2008 годы безвозмездно передал 50 картин учреждениям образования, здравоохранения Красноярского края, дивногорскому Совету ветеранов войны и труда, городскому обществу инвалидов. Несмотря на свою сложную ситуацию. Продать, по его словам, очень редко что-то удается, даже те, кто в состоянии купить, наровят получить бесплатно.
Напоследок художник признался, что готов подарить 100 своих работ тому, кто поможет решить его вопрос с жильем. Ему и его семье просто необходимо место, где можно нормально жить и работать.
Сейчас здание Скита сейчас находится на балансе «Дивногорского городского музея». Художники свои мастерские в нем лишь арендуют. По мере сил и возможности музей поддерживает еле теплющуюся жизнь в помещении: вода, электричество и телефонная связь без выхода на междгород там худо-бедно работают. Но, как признаются в музее, здание однозначно требует капитального ремонта — от крыши и до фундамента. Деньги на это регулярно запрашиваются в администрации города, но пока судьба Скита отклика у чиновников не вызывает.
А художник Хомайко переживает, что скоро, возможно, у них не будет не только дома, но и мастерской. А это для него, пожалуй, самое страшнее.
фото: Ирина Якунина