Posted 8 июня 2016,, 09:19

Published 8 июня 2016,, 09:19

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

Имеете право: что делать при конфликте с заведением общепита?

8 июня 2016, 09:19

«Проспект Мира» продолжает давать советы, о которых нас никто не спрашивал. На этот раз рассказываем о правилах поведения в ресторанах и кафе.

Что случилось?

Вы приятно отужинали в ресторане, но не знаете, сколько оставить официанту на чай? У гардероба осознали, что не можете найти номерок, и теперь гадаете, законно ли требование заведения оплатить утрату? А может, наоборот, вечер был ужасный, вы разбили стакан с вином или обнаружили в тарелке волос, а то и стекло или камень, — но как быть в таких ситуациях, тоже не знаете?



Нужно ли платить за разбитую посуду?

В этом случае действуют те же правила, что и в магазинах, когда покупатель испортил товар. Если человек сделал это умышленно или по неосторожности, придется платить. Если «бой посуды» произошел случайно (например, бокал на пол уронил сильный сквозняк), то возмещать потери заведения посетитель не обязан. Статьи 211, 459, 1064 Гражданского кодекса РФ и этот материал «Проспекта Мира» — в помощь.

Главное — знать, что по статье 16 закона «О защите прав потребителей» посетитель обязан возместить только реальную стоимость разбитой посуды. Требовать у человека 1000 рублей за стакан, который стоит максимум сотню, незаконно. В таких случаях стоит попросить у администрации документы на посуду, подтверждающие ее стоимость.


Вы не виноваты, а деньги требуют всё равно?

Требуйте в ответ жалобную книгу, а также составления акта о порче имущества, в которых изложите подробности инцидента, и заручитесь поддержкой двух свидетелей. Сообщите администрации заведения, что добровольно возмещать ущерб вы не намерены и готовы решать вопрос в суде, который и установит виновного.


Я сдал вещи в гардероб — отвечает ли заведение за их сохранность?

Да. И все объявления-дисклеймеры в духе «за оставленные в гардеробе ценные вещи администрация ответственности не несет» противоречат российскому законодательству. Хранение вещей в этом случае происходит по обычному безвозмездному договору хранения (статьи 891, 901 и 924 ГК РФ).

Жетон, номерок или ключ служат доказательством заключения такого договора (статья 887 ГК РФ).

Причем гардеробщик обязан вернуть владельцу вещи, сданные на хранение, в том состоянии, в котором он их принял (статья 900 ГК РФ). Если только одежда не провисела там настолько долго, что ее состояние ухудшилось по естественным причинам.

К слову, не пускать человека в ресторан с вещами администрация или охрана не вправе. Оплата блюда в этом случае будет публичным договором купли-продажи, поэтому препятствовать проходу потенциального клиента в зал нельзя.



Номерок я потерял — надо ли оплачивать его стоимость?

Тоже да. По статье 897 ГК РФ при безвозмездном хранении вещей владелец обязан возместить заведению связанные с этим расходы. Не отдавать пальто посетителя из гардероба администрация не имеет права, но и тот должен оплатить потерянный номерок или жетон.


Окей, номерка нет, зато есть волос в супе

Обнаруженная в тарелке муха, волос, кусок стекла или другой посторонний предмет могут изрядно испортить аппетит. Клиент должен оповестить о такой находке официанта. Затем посетитель может либо отказаться оплачивать такое блюдо, либо потребовать вернуть уже заплаченные за заказ деньги (статья 18 закона «О защите прав потребителей»). Если есть всё еще хочется, блюдо можно потребовать заменить.

Кроме того, если попавшийся в супе инородный предмет причинил вред здоровью, можно попытаться взыскать деньги за лечение (статьи 1100 и 1101 ГК РФ). Хотя сумма материального и морального ущерба окажется, скорее всего, небольшой — в пределах 1500, максимум 3000-4000 рублей. Определит размер компенсации суд.



Могу ли я есть и пить еду и напитки, принесенные с собой?

Зависит от самого места, но в большинстве случаев — нет. В Правилах оказания услуг общественного питания есть пункт, который позволяет заведениям устанавливать собственные правила поведения, не противоречащие законам РФ — например, находиться в помещении в уличной одежде или есть свою еду.

Главное, чтобы этот пункт был закреплен во внутренних правилах кафе или ресторана (и лучше, если на входе посетителя об этом проинформирует табличка). Некоторые заведения, впрочем, делают исключения и разрешают, к примеру, имениннику принести свой торт на день рождения.

Кроме того, в тех же Правилах говорится, что заведения должны соблюдать санитарные нормы. Администрация, не разрешая вам есть принесенные с собой продукты, может ссылаться на этот момент. Поскольку гарантий, что ваш купленный за углом пирожок окажется свежим, а бутылка алкоголя — неконтрафактной, в общем-то, у них нет.


Сколько оставлять на чай официанту?

Есть мнение, что на чаевые принято оставлять самую мелкую денежную купюру в стране. В России это 10 рублей. Однако при заказе на сумму свыше 100 рублей стандартный размер чаевых увеличивается — обычно это 10 % от суммы заказа.

Неуместна оплата сверх счета, когда клиент недоволен обслуживанием, а также когда не может позволить себе сумму больше 10 %. При чеке в несколько тысяч оставить на чай рублей 10 будет, пожалуй, даже оскорблением.

Фото на обложке: http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/133855

"