@pr.mira
18°
Ливень
$
70.5
79.22
42.77
$
70.5
79.22
42.77
18°

Опровержение

В редакционном материале, опубликованном под заголовком «Из-за частых проверок минкульта реставрация старинных зданий идет медленно, их не сдают в срок: разбираемся в ситуации» , содержатся сведения об Управлении Минкультуры России по СФО (далее Управление) и его должностных лицах, не соответствующие действительности.

В соответствии со статьями 43–46 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» Управление имеет право на размещение опровержения в том же средстве массовой информации, в котором опубликованы не соответствующие действительности сведения, и ответ (комментарий, реплику) на вышеназванную статью.

Редакция «ПМ» ссылается на источник информации «в Управлении Минкульта» и в то же время пишет о невозможности оперативно связаться с Управлением «для получения комментариев». Действительно, с каким-либо устным или письменным запросом «ПМ» в Управление никогда не обращалось. Все сведения о деятельности Управления и его должностных лицах получены авторами публикации из источников информации в сети Интернет, а также от анонимных строителей, бизнесменов и «игроков реставрационного рынка», общавшихся с журналистами. В этой связи не соответствуют действительности сведения о том, что у «ПМ» имеется источник информации в Управлении (фраза «…по информации источника «ПМ» в Управлении Минкульта…»), а также слова этого мнимого источника о подготовке в настоящее время проверки Службы (фраза «…по данным источника, сейчас Управление готовит очередную, четвертую проверку Службы — “несмотря на нынешнюю ситуацию, связанную с пандемией коронавируса”»).

Не соответствует действительности и утверждение редакции «ПМ» о проведении Управлением «необоснованно частых проверок, решения которых затем отменяют суды, и единственным результатом которых становится затягивание реставраций», так как результаты контрольных мероприятий, отражённые в актах проверок, региональными органами государственной власти не обжаловались ни в судебном, ни в досудебном порядке. Оспариваемые в порядке административного судопроизводства предписания Управления об устранении выявленных нарушений признавались судами законными и обоснованными. Поводы и порядок возбуждения дела об административном правонарушении, являющегося самостоятельным производством, определяются иным федеральным законом (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях), нежели порядок и основания организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти.

Сведения, касающиеся согласования «со специалистами Минкульта» проектной документации, разработанной московской организацией ООО «АК Проект» по объекту культурного наследия федерального значения «Усадьба Баландина», сер. XIX в. (Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ленина, 103), также не соответствуют действительности. По закону, на который ссылается редакция «ПМ», полномочия по согласованию проектной документации в отношении объектов культурного наследия федерального значения с 1 января 2008 года переданы субъектам Российской Федерации (см. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).

Разработанная на основании задания, выданного министерством культуры Красноярского края в 2013 году заказчику работ — краевому учреждению «Управление капитального строительства», «научно-проектная документация (шифр: 40-5.02-13)» согласована службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее Служба) письмом от 11.01.2016 № 102-2476, о чём Управлению стало известно в результате проведения внеплановой проверки Службы в 2018 году.

Сведения о том, что «суд вообще не обнаружил доказательств якобы причиненного вреда усадьбе» также не соответствуют действительности. Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15.05.2018 по административному делу № 2а-4108/2018 установлено, что «для пресечения и недопущения противоправных действий, приведших к повреждению объекта культурного наследия федерального значения» «Усадьба Баландина» в городе Енисейске Управление было «вправе выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований». Данным судебным актом также подтверждается факт согласования Службой проектной документации в январе 2016 года.

Не соответствует действительности в статье фраза: «В итоге единственным результатом проверки и судебных тяжб стало затягивание реставрации. Работы на объекте пришлось приостановить, так что 400-летний юбилей Енисейск встречал без знаковой для города усадьбы Баландина». Работы по сохранению Усадьбы Баландина, причём только в части главного дома усадьбы, были добровольно приостановлены их заказчиком — краевым учреждением «Управление капитального строительства» (далее УКС), в связи с недоработками научно-проектной документации и необходимостью её корректировки (копия письма УКСа об этом факте имеется в распоряжении Управления, документ датирован 16 мая 2018 года). Во время празднования 400-летия города Енисейска доступ на территорию Усадьбы Баландина был открыт для посетителей (фотографии прилагаются).

Не соответствует действительности и утверждение редакции «ПМ» о проведении экспертиз к судебным искам гражданина Д.В. Разумова заместителем руководителя — начальником Иркутского территориального отдела Управления Е.В. Ташак. Иркутский областной суд по одному из дел своим определением назначал проведение судебной историко-культурной экспертизы с привлечением аттестованных в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации экспертов. В проведении ни этой, ни какой-либо иной экспертизы Е.В. Ташак не участвовала, так как не имеет соответствующей аттестации. В судебных процессах по определению Иркутского областного суда принимало участие иное должностное лицо Иркутского территориального отдела, имеющее высшее юридическое образование, что является безусловным требованием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Решениями судов различных инстанций оспариваемые гражданином Д.В. Разумовым правовые акты службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Правительства Иркутской области и администрации г. Иркутска признаны незаконными, в связи с чем, были отменены.

Комментарий Управлении Минкультуры России по СФО к материалу

Управление Минкультуры России по СФО (далее Управление) осуществляет контрольно-надзорную деятельность в соответствии с предоставленными полномочиями и обязательными требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Проверки деятельности региональных органов охраны объектов культурного наследия (далее госорганы охраны памятников) проводятся Управлением в плановом и внеплановом порядке с целью контроля полноты и качества осуществления в регионах Сибирского федерального округа переданных Российской Федерацией властных полномочий по государственной охране и федеральному государственному надзору в отношении объектов культурного наследия федерального значения. По результатам проведенных проверок, в случае выявления нарушений обязательных требований, Управление вправе выдавать обязательные для исполнения предписания, принимать иные меры административного реагирования в рамках предоставленных полномочий, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях. Сведения о результатах проведённых проверок и принятых по ним мерах реагирования заносятся в Единый реестр проверок.

Плановые проверки деятельности госорганов охраны памятников Управление проводит не чаще, чем один раз в два года, проекты планов проведения таких проверок в установленном порядке согласовываются с региональными органами прокуратуры. Внеплановые проверки проводятся Управлением при наличии следующих законных оснований:

1) в случае поступления в Управление обращений граждан или организаций, получения от государственных органов или органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь массовые нарушения прав граждан (причинение или угроза причинения вреда объекту культурного наследия нарушает конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям);

2) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

3) на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.

В первом случае внеплановые проверки проводятся Управлением по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации (с обязательным уведомлением прокуратуры о полученных результатах), в остальных — без согласования.

Все проверки деятельности госорганов охраны памятников, проведённые Управлением в 2018 – 2020 годах, основывались на нормах статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В ряде случаев госорганы охраны памятников Иркутской области и Красноярского края пытались в судах оспорить выданные Управлением по результатам проведенных проверок предписания об устранении выявленных нарушений, но судами только подтверждалась законность и обоснованность выданных Управлением предписаний.

В 2019 году Управлением в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в плановом и внеплановом порядке были проведены проверки деятельности госорганов охраны памятников во всех регионах Сибирского федерального округа. В результате были выявлены факты неэффективного осуществления госорганами охраны памятников переданных полномочий по государственной охране и федеральному государственному надзору в отношении объектов культурного наследия федерального значения. В целях устранения выявленных нарушений Управлением выданы обязательные для исполнения предписания.

Причины срыва сроков сдачи реставрируемых объектов культурного наследия в городе Енисейске Красноярского края кроется не в проводимых Управлением проверках и принимаемых по ним мерах реагирования, а в просчётах, допущенных на стадии выдачи заданий, разработки, экспертизы и согласования проектной документации, при организации и осуществлении государственного, технического и авторского надзора за работами, а также при производстве работ по сохранению объектов культурного наследия силами реставрационных организаций, в штате которых отсутствуют квалифицированные специалисты, аттестованные Министерством культуры Российской Федерации.

Редакция «ПМ»
Редакция «ПМ»
коллективный разум
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями: