Posted 12 июля 2021,, 10:15

Published 12 июля 2021,, 10:15

Modified 29 мая 2023,, 10:30

Updated 29 мая 2023,, 10:30

От «Буратино» до комбучи: рассказываем, что происходит с российским рынком безалкогольных напитков

12 июля 2021, 10:15

В конце 90-х — начале 00-х Красноярск с полным правом мог именовать себя столицей сибирских безалкогольных напитков. А может и всероссийской, так как в условиях, когда мода на «Байкалы» и «Тархуны» еще не вернулась, красноярская Crazy Cola была единственным отечественным напитком без градуса, на равных состязавшимся с Coca-Cola. Увы, теперь от производившей Crazy «Пикры» сегодня осталось только здание. И это вдвойне обидно, учитывая, что безалкогольные отечественные напитки сейчас на пике пусть не радости, но популярности.

По информации, которую дает «Союз производителей соков, воды и напитков» ежегодно россияне приобретают 7,3 миллиарда литров безалкогольных напитков. И это не считая бутилированной воды. Лидер продаж— газировка, на втором месте соки и нектары, на третьем и четвертом квас и холодный чай. Оборот рынка — 140 миллиардов рублей. При этом 90% напитков на нем — отечественного производства. Правда есть и «но», две трети продаваемых напитков приходится не на «Буратино» и «Благодей», а на те же «Колу» и «Пепси», но произведенные в России.

Легендарные газировки «Пикра» из коллекции Краеведческого музея

На остальной трети рынка теснятся 3000 компаний. Большинство из них небольшие региональные компании типа абаканского «Аяна» — первые парни на деревне, но на городские посиделки не ходоки. Многие из них произрастают из еще советских хозяйств, чудом выживших и окрепших. Такова, например, компания «Плодовое-2009» из города Вольск Саратовской области. Начав с соков в 2000-е, компания приросла производством консервированных овощей, но вскоре от них отказалась. Теперь давят соки, смешивают нектары и вполне себе преуспевают. В десятку крупнейших производителей «Плодовое» волочет тройка фруктов: яблоко, апельсин и персик. Выручка компании за 2020-й год составила 174 миллиарда рублей.

«Тут сработает правило Парето, что 20% ассортимента делает 80% объёма продаж. При этом есть тенденция, что люди хотят пробовать что-то новое. И поэтому мы регулярно делаем разработки и стараемся на рынок выводить новые вкусы», — говорит директор по продажам «Плодовое-2009», Михаил Лепензин.

Несмотря на внешнее благополучие, тренды на рынке сладкого-безалкогольного далеко не обнадеживающие. Дорожает сахар: только за прошлый год цена на него выросла на 64%. Другая проблема — отмена нулевых пошлин на концентраты из мякоти не растущих в России фруктов. В Торгово-промышленной палате уже изучают возможные решения этой задачи.

Продукция абаканского «Аяна»

«Мы обратились сейчас в ЕЭК по вопросу сохранения нулевой таможенной пошлины на пюре из экзотических и тех фруктов, которые мало произрастают на территории России. Нам это нужно для производства детского питания и тех же самых соков – с тем чтобы их цена не изменялась, не повышалась», — говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Что бы производить квас манго, папайя и маракуя не нужны В 2013 году студент-второкурсник Константин Балакшин вместе с приятелем запустили в родном Муроме квасной заводик. Рецепт — старинный русский, сбереженный бабушкой. Вложения — 100 000 рублей. Два года компания бродила по грани банкротства. Но потом подоспели гранты и кредиты на малый бизнес — стало легче.

«За восемь лет около 100 млн рублей в сумме заработанных и вложенных заёмных средств вложено в производство. Мы отбиваем и берём ещё. Потому что надо вкладывать. Очень долго будет идти процесс, если не пользоваться заёмными средствами. А средства нужны: оборудование крайне дорогое» — рассказывает совладелец «Домашних рецептор» Константин Балакшин.

Компания специализируется на «живом» квасе. Не пастеризованный продукт считается более благородным, но и хранится меньше. Реальный доход такой квас приносит только летом, но и тогда маржинальность напитка не превышает 10%. Правда, например, на Урале квас одинаково любят и зимой, и летом, но везти туда далековато. Поэтому для зимнего потребления «Домашние рецепты» разливают морсы.

В Москве другая фишка — комбуча. Напиток, выслужившийся из чайного гриба с подоконника бабушки до модного жаждоутоляющего. В стоимости бутылки комбучи на саму шипучку приходится лишь 8% всех затрат. Остальное — упаковка, заплата персоналу и аренда помещения. Еще 10% — заложенная производителем прибыль.

Выпускница Института современного искусства Фиона Гикрамина занялась комбучей по совету товарищей из США. Не жалеет: в прошлом году продали 400 тысяч бутылок напитка, в этом рассчитывают продать 800 тысяч. Под расчет взяли кредит — 2 миллиона рублей.

Фиона мечтает о мировой безалкогольной революции под предводительством чайного гриба. В ее светлом будущем комбуча вытеснила с рынка газировку, а заодно и игристые вина. По мнению девушки, комбуча полезнее, потому что содержит меньше сахара. И действительно, молодежь все чаше выбирает менее сладкое. Пару лет назад с подачи Торгово-промышленной палаты России к тренду на разумное потребление подключились даже крупные игроки рынка.

«Вместе мы работали как раз с Союзом производителей безалкогольных напитков. Договорились о снижении уровня сахара во всех напитках постепенно к 2024 году на 10 процентов. Это как раз связано со здоровым образом жизни. Чтобы россияне в меньшей степени потребляли неживой сахар из напитков», — рассказывает Максим Фатеев.

Пока Россия со своими пятьюдесятью литрами прохладительного на человека уступает не только лидерам — Аргентине и США, где каждый житель в год выпивает до 150 литров, но даже Западной Европе с их ста литрами на человека. Но каждый год потребление растет, и, возможно, совсем скоро восставший призрак Crazy Cola отправиться бродить по Европе.

"