Posted 24 мая 2016,, 07:27

Published 24 мая 2016,, 07:27

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

Откуда в Красноярске столько пыли: пять главных причин

24 мая 2016, 07:27

Еще в 19 веке красноярцы называли свой город Ветропыльск, и с тех пор ничего не изменилось: частицы не пойми чего по-прежнему забиваются в глаза от малейшего дуновения ветра, а белая одежда после дня носки отправляется в стирку. Почему в Красноярске столько пыли, разбирался «Проспект Мира».

Как рассказывает начальник Центра мониторинга окружающей среды Среднесибирского УГМС Наталья Шленская, пыль бывает естественного и антропогенного, промышленного происхождения. Какой пыли в красноярском воздухе больше — в ведомстве не знают, так как замеряют лишь объем «взвешенных веществ», то есть совокупной пыли. Для детальных исследований нужно более точное оборудование, на которое у ведомства денег нет.

— Тут нужен либо автоматический газоанализатор, либо специальная методика, оборудование, а только один прибор стоит почти полмиллиона рублей, — говорит Наталья Шленская.

По данным краевого Росприроднадзора, на начало апреля общий объем промышленных выбросов в городе составляет 194 тысячи тонн в год. Главными загрязнителями среди предприятий в ведомстве назвали «РУСАЛ Красноярск», местные ТЭЦ и компанию «Красноярский цемент» (на них приходится 56% объемов выбросов). Играют роль и мелкие предприятия: например, только в районе ТЭЦ-3 на улице Пограничников находится 15 асфальтобетонных заводов с низкими трубами. Доля выхлопов автомобилей составляет 38% от выбросов.

Кроме того, по словам Натальи Шленской, пыль делится на первичную, которая спускается из атмосферы вместе с осадками, и вторичную, которая «выветривается» из почвы, земли и газонов. Отличий между ними практически нет, но вторичная чуть крупнее.

На распространение пыли во многом влияет несовершенство городской инфраструктуры. Например, неправильно обустроенные газоны, уровень которых чаще всего выше, чем уровень проезжей части.

— В результате дождь и талые воды вымывают грунт на проезжую часть, — поясняет Шленская. — По идее, всё это должно сливаться в ливневую канализацию, но она не везде есть и местами забита. Поэтому пыль остается на дороге и разносится автомобилями.

В департаменте градостроительства администрации Красноярска «Проспекту Мира» рассказали, что сейчас городские дороги ремонтируются и реконструируются комплексно, вместе с обустройством ливневых канализаций. В прошлом году ливневки появились, например, на части проспекта Свободный и улице Молокова, но ими по-прежнему не оборудованы многие участки основных магистралей.

Как поясняют в ведомстве, они не могут просто обустроить на них сливные отверстия, так как затем в любом случае понадобится проводить ремонт дорожного полотна, а это требует дополнительных денег.

В прошлом году департамент городского хозяйства мэрии начал исправлять «неправильные» газоны: их не делают ниже, зато отделяют от проезжей части техническим тротуаром — узкой асфальтовой прослойкой, не предназначенной для пешеходов. Такие тротуары уже есть, например, на той же улице Молокова и на Высотной в районе законсервированной станции метро.

Еще одна причина появления пыли на улицах Красноярска — это зимняя подсыпка дорог песчано-соляно-каменной смесью. Снег с приходом тепла тает, а смесь остается на дорожном покрытии. В департаменте горхозяйства рассказали, что остатки снежной подсыпки убирают с помощью поливальных, подметальных машин и фантов (пылесосов). В итоге смеси на дорогах не остается через 10-15 дней после уборки, говорят в ведомстве. Однако островки пыли с небольшими камешками в них на самом деле можно заметить и сейчас на центральных тротуарах.

Песок для зимних подсыпок доставляют из карьеров Березовского района, затем к нему добавляют соль, проверяют на наличие глины, зернистость и прочее. В департаменте городского хозяйства уверяют, что, вопреки слухам, песок из Березовки соответствует всем нормативам.

Как альтернатива пыльной подсыпке «в очень ограниченных количествах» в Красноярске используются химические реагенты «Экосол» и «Бионорд», которые после себя следов не оставляют. Ими подсыпают тротуары, пешеходные переходы и лестничные марши, однако массово использовать реагенты мешает их высокая цена, говорят в департаменте. На профильных сайтах «Бионорд» в среднем стоит 400-450 рублей за 25 кг. Песчаную смесь же можно купить за 100-480 рублей за один кубический метр (больше тонны).

За сезон по Красноярску нужно подсыпать около 12,1 млн кв. м, поэтому в основном и используется песчаная смесь, отмечают в департаменте городского хозяйства. В целом на содержание красноярских дорог (уборка, подсыпка, мытье и так далее) в 2016 году было предусмотрено 673,5 млн рублей.

Фото: poetree.ru

Наконец, еще одна из причин распространения пыли по городу — это стройки Красноярска. По правилам благоустройства города, на выездах всех стройплощадок должны быть мойки для колес транспорта. На практике же это правило выполняется не всегда. Как «ПМ» пояснили в службе Стройнадзора, отсутствие моек и даже ограждений на строительных площадках — одно из самых частых нарушений, которое ведомство выявляет.

Другое популярное нарушение на стройплощадках — это отсутствие асфальта на въездах-выездах. Даже если колесная мойка на стройке и есть, то, выехав с нее, автомобиль с чистыми колесами тут же заезжает в грязь, а потом разносит ее по городу. По данным Стройнадзора, в 2015 году за различные нарушения на стройках было возбуждено 217 административных производств, с начала 2016-го — 56.

"