Posted 6 мая 2020,, 12:07

Published 6 мая 2020,, 12:07

Modified 29 мая 2023,, 10:16

Updated 29 мая 2023,, 10:16

«Отпрыск продавшегося фашизму отца». Как сын Троцкого стал инженером на Красмаше и за что его расстреляли

6 мая 2020, 12:07
Сегодня об еще одном известном политзаключенном, сыне Льва Троцкого — Сергее Львовиче Седове

До относительно недавних пор Красноярский край был известен в первую очередь как место ссылки. Благодаря суровости сперва царской, а затем и советской власти в Красноярске побывали такие люди, как Радищев, Чернышевский, Ленин, Сталин, Лев Гумилев, Лидия Русланова. Сегодня об еще одном известном политзаключенном, сыне Льва Троцкого — Сергее Львовиче Седове.

Сергей — младший сын создателя Красной армии Льва Троцкого и его второй жены Натальи Седовой. Родился 21 марта 1908 года в Вене. В отличии от старшего сына — Льва Львовича — активно разделявшего увлечение отца революцией, Сергей от политики демонстративно дистанцировался. Троцкий еще жил в Кремле и считался одним из наиболее вероятных приемников Ленина, а Сергей уже покинул кремлевскую квартиру и, заявив, что политика его не интересует, начал жить отдельно от семьи.

Лев Троцкий и Наталья Седова

Увлекался футболом, искусством и особенно цирком. Последнее увлечение довело до того, что Сергей сбежал с цирковой труппой. Дело было в 25-м году, когда над Троцким начали сгущаться тучи. Седов пространствовал два года, а когда вернулся, Троцкий уже проиграл все партийные войны. 

В январе 1927-го Троцкий выслан в Алма-Ату, Сергей в это время был с отцом.

«Едем по улицам Москвы. Сильный мороз. Сережа без шапки, не успел в спешке захватить ее, все без галош, без перчаток, ни одного чемодана, нет даже ручной сумки, все совсем налегке. Везут нас не на Казанский вокзал, а куда-то в другом направлении — оказывается, на Ярославский. Сережа делает попытку выскочить из автомобиля, чтобы забежать на службу к невестке, чтобы сообщить ей, что нас увозят. Агенты крепко схватили Сережу за руки и обратились к Л.Д. с просьбой уговорить его не выскакивать из автомобиля», — вспоминает его мать Наталья Седова.

Пока Лев Давидович находится в Казахстане, Сергей поддерживает с отцом отношения, пишет ему письма — но от политики все еще далек. В письмах Троцкого соратникам сын упоминается лишь однажды, в переписке с Карлом Радеком: «Вспоминал пророческие слова Сергея: «Не надо блока ни с Иосифом (Сталиным), ни с Григорием (Зиновьевым)” — Иосиф обманет, а Григорий убежит».

Сергей Седов и дочь Троцкого от первого брака Зинаида Волкова

В 1929-м новый этап гонений, Троцкого высылают из страны. Пароход на запад уходит из Одессы, куда попрощаться с отцом приедет и Сергей.

«Не грусти, сын. В мире все меняется. Изменится и в Москве. Мы вернемся... Обязательно вернемся!» — говорит на прощание Троцкий.

Но ни он сам, ни его жена Наталья, ни сын Лев больше в Россию не вернутся. Лев умрет в 1938-м году в Париже после удаления аппендицита. Троцкого сталинский агент Рамон Меркадер убьет в 40-м году в Мексике. Наталья Седова проживёт до 80 лет, скончавшись в Париже в 1962 году. 

Сергею выезд за границу запретят. А в 1935 году после убийства Кирова арестуют. К тому времени он в свои 28 уже успеет, закончив Московский механический институт по специальности «автомобилизм», не только зарекомендовать себя как талантливый инженер, но и стать профессором, а также одним из авторов книги «Легкие газогенераторы автотранспортного типа.

«Сергей Седов был всего на четыре года старше меня, но его скромность, его сдержанная, близкая к застенчивости манера поведения, его молчаливая внимательность к людям — все это казалось мне тогда верхом солидности. О нем можно было сказать, если по-современному, — технарь, но с гуманитарными склонностями. Его стойкий читательский интерес, преимущественно к западной литературе, был мне близок, что дополнялось некоторой общностью наших эстетических вкусов вообще. <...> Весь его облик был настолько далек от всяких ассоциаций с неистовым организатором Красной Армии, каковым я привык считать Троцкого, что в такое почему-то не хотелось верить», — вспоминал о Седове брат его жены Генриетты Рубинштейн.

Об аресте Седова сохранилась запись

«сотрудник госбезопасности, <«...> рассмотрев следственный материал [то есть протокол единственного на тот момент допроса. — С.Л.] по делу №910 и приняв во внимание что гр. Седов Сергей Львович достаточно изобличается в том, что он является участником к-р террористической организации постановил: гр. Седова С.Л. привлечь в качестве обвиняемого по ст.ст. 58-8 и 58-11 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей» Постановление об избрании меры пресечения. ЦА ФСБ РФ. Д.Р- 33640. Т.З. Л.84.

Через некоторое время об аресте становится известно семье. 1 мая Троцкий пишет в дневнике

«Три дня тому назад получили письмо от сына [Льва]: Сережа сидит в тюрьме, теперь это уже не догадка, почти достоверная, а прямое сообщение из Москвы... Он был арестован, очевидно, около того времени, когда прекратилась переписка, т.е. в конце декабря - начале января. С этого времени прошло уже почти полгода... Бедный мальчик... И бедная, бедная моя Наташа...»

Наталья Седова пишет письмо, которое Троцкий пересылает Ромену Ролану, Андре Жиду, Мальро и другим известным людям из числа «друзей СССР» с просьбой повлиять на советскую власть. Но ответа не получает.

Тем временем особое совещание при НКВД выносит вердикт

«Слушали: Дело о СЕДОВЕ Сергее Львовиче, 1908 г.р. (сын Троцкого) [это жирно подчеркнуто карандашом] б/п, инженер. Постановили: СЕДОВА Сергея Львовича за контрреволюционную деятельность - заключить в концлагерь (Соловки), сроком на ПЯТЬ лет, сч[итая] срок с 3/3-35 г. Дело сдать в архив» Выписка из протокола ОСО при НКВД СССР от 14 июля 1935 г. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-33640. Т.З. Л.81.

Но через неделю дело пересмотрели и Соловки заменили на Красноярск. Срок тот же — 5 лет.

В августе Седов прибывает в Красноярск и отправляется к директору Красмаша Александру Петровичу Субботину с просьбой принять его на работу. Тут Сергею помогает счастливая случайность. За несколько дней до этого Субботин был вызван в Москву, где ему дали задание впервые в стране освоить производство газогенераторных двигателей. Для этого ему вручили книгу о двигателях, соавтором которой и был Седов. Но даже понимая, какая удача ему улыбнулась, Субботин все-таки согласовывает кандидатуру сына Троцкого с НКВД и руководством. Руководство и органы дают добро.

Жена: Генриетта Рубинштейн

В приказе от 21 сентября 1935 года указывалось:

«Для руководства работами по газогенераторным установкам назначить в эксплуатационный отдел инженера Седова Сергея Львовича. Начальник строительства и директор завода А.Субботин».

Все вроде бы идет хорошо. К Седову приезжает жена, на Красмаше он показывает себя грамотным специалистом, играет в футбол за заводскую команду и даже читает рабочим лекции.

Однако уже в мае 36-го он вновь арестован. Поводом для этого послужило происшествие в одном из цехов. Судя по документам, дежурный слесарь Рогозов уснул в цехе, забыв перекрыть кран газификатора. Утром рабочие заметили запах газа, проветрили помещение и принялись за работу. Тогда этому происшествию никто не придал значения.

КРАСМАШ

Однако впоследствии Седова обвинили именно в диверсии с газовым оборудованием и желании отравить рабочих.

«“У нас в качестве инженера подвизался сын Троцкого Сергей Седов. Этот отпрыск продавшегося фашизму отца пытался отравить газом большую группу рабочих завода», — говорилось на одном из посвященных аресту Седова митингов.

Постепенно в НКВД складывается дело о троцкистском заговоре, к числу заговорщиков, помимо Седова, причисляют племянника Зиновьева Рафаила Закса и уже бывшего директора завода Александра Субботина.

3 октября 1937 красноярский список был завизирован Сталиным, Молотовым и Кагановичем.

Жена Генриетта Рубинштейн и дочь Юля

Днем 29 октября 1937 на заседание выездной сессии ВК ВС из Воркуты, где он ожидал решения суда, доставили Сергея Львовича Седова. Дело слушалось в закрытом судебном заседании без участия обвинения и защиты, без вызова свидетелей.

Через пятнадцать минут после начала дела было зачитано обвинительное заключение, получен твердый ответ Седова: «Виновным себя ни в чем не признаю», зачитан приговор к высшей мере наказания. В полночь приговор был приведен в исполнение.

Жена Седова Генриетта Рубинштейн была арестована и провела в лагерях 10 лет. 

Дочь Юлия, рожденная уже после ареста отца, жила с родителями мамы и с Генриеттой познакомилась лишь в 51 году, когда и сама с бабушкой и дедушкой оказалась на Колыме в ссылке. 

В 1979-м Юлия, уже имевшая фамилию Аксельрод, эмигрировала в Америку, сейчас живет в Израиле. 

"