Posted 3 сентября 2019,, 16:04

Published 3 сентября 2019,, 16:04

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

«Полетел не в свой рейс». 68 лет назад в Саянах разбился Ан-2, нашли его только сейчас. О членах экипажа рассказали их родственники​​

3 сентября 2019, 16:04

Красноярец Алексей Канцедалов в начале лета нашел обломки самолета Ан-2, который 21 апреля 1951 года потерпел крушение в Западных Саянах. Судно выполняло рейс Красноярск — Абакан — Кызыл. На борту находились четверо членов экипажа — командир Сергей Пузырев, второй пилот Леонид Васильев, штурман Василий Медведев и бортмеханик Юрий Хмельницкий. 68 лет они считались без вести пропавшими, ходили даже слухи, что в голодное послевоенное время они угнали самолет с пушниной за границу и начали там новую жизнь. Однако их близкие отказывались в это верить.

«Проспект Мира» пообщался с Канцедаловым и родственниками погибших членов экипажа и узнал подробности этой истории. 

Обломки на Араданском хребте 

9 июня 2019 года вертолет, за штурвалом которого был пилот Алексей Канцедалов, приземлился на Араданском хребте Саян, на высоте 1850 метров. В двухстах метрах от места посадки лежали обломки разбившегося самолета Ан-2. Алексей посмотрел на номер двигателя, на уцелевшие первые цифры бортового номера — и понял, что это части того самого борта, который он искал.

Фото: 24.мвд.рф

О таинственных обломках Алексей узнал незадолго до этого лета, когда готовился к полету в Ергаки и изучал информацию в интернете. Его заинтересовал перевал Авиаторов, где туристы еще в 1970-х находили обломки самолета и назвали это место в честь неизвестных летчиков. Но с мертвой точки дело не сдвинулось — узнавать подробности крушения и искать останки членов экипажа тогда никто не стал. 

Фото: скрин trk7.ru/news/

Канцедалов выяснил, что у найденного туристами судна был деревянный винт. Такие применялись в первой половине 50-х, затем их сменили металлические. В интернете Алексей начал читать про авиакатастрофы, которые произошли в период с 50-х по 55-е годы. Так он нашел информацию про красноярский экипаж самолета Ан-2, который выполнял рейс Красноярск — Абакан — Кызыл и пропал без вести. Канцедалов решил отправиться на поиски разбившегося судна.

«Номер двигателя нашел, номер самолета нашел. Для себя наметил маршрут, потому что я не знал, где конкретно эта точка. Да, перевал Авиаторов, но он просто на схеме изображен. Там ни координат, ничего нет. С сыном полетели. У нас был рейс на Абакан, сделали крюк в Ергаки. Полетели и обнаружили это место. Сели там, по номеру двигателя, по двум первым цифрам бортового номера удалось идентифицировать, что это именно тот борт. И тогда занялись поисками родственников», — рассказывает Алексей.  
Фото: 24.мвд.рф

С помощью полиции удалось отыскать родственников всех четверых членов экипажа. Алексей Канцедалов связался с ними и рассказал о своей находке. 

«Тяжело им сейчас это воспринимать. Со дня рождения командира уже сто лет прошло. Они пережили на самом деле очень, очень много. Другие считали, что экипаж угнал самолет с пушниной за границу и жирует там, шикует. Всякие слухи тут ходили. Дети остались одни с мамами. Годы послевоенные, тяжелые. У Медведевых и Пузыревых мамы дружили даже. Они жили на Аэровокзальной в одно время, только разные подъезды были. После гибели отцов им дали квартиры, ну а потом они разъехались», — рассказал Алексей.

Теперь семьи погибших хотят найти их останки и захоронить. Канцедалов собирается им помочь и планирует отправиться на место с поисковой группой, но для этого нужно организовать авиатранспорт. Он обращался в краевой комиссариат, администрацию Красноярска, Совет ветеранов, однако помощи не получил. 

Командир Сергей Пузырев

Галине Хомченко был 1 год и 3 месяца, когда ее отец, командир самолета Сергей Пузырев, отправился в последний полет, поэтому о нем она ничего не помнит. Ее брату Сергею тогда исполнилось всего 3 месяца. Самому Пузыреву на тот момент было 32 года. 

За участие в Великой Отечественной войне Сергей был награжден медалью «За победу над Германией». Со своей женой Верой он успел прожить три года. Она никогда не скрывала от детей, что их отец погиб.

«Мы знали об этом с детства. Мама рассказывала, что папа любил ее, ревновал. Он добрый был, веселый, спокойный. Они жили с его родителями. [Перед полетом] они белили в доме. Отец полетел не в свой рейс — должен был лететь другой экипаж, но там из членов кто-то заболел, и его вызвали. Ну и вот он сказал матери: «Ты, Верочка, пока не добеливай, я прилечу, и мы с тобой добелим». И всё, улетел с концами», — рассказывает Галина Хомченко.

Вскоре родственникам членов экипажа выдали справку о том, что они пропали без вести. 

В слухи об угоне самолета за границу близкие Пузырева никогда не верили и считали эту версию абсурдом. В семье предполагали, что экипаж погиб, а государство не признает этого, чтобы не платить пенсии по потере кормильца. Такой же позиции придерживается дочь командира. 

«Говорят, что обломки нашли уже в 70-х годах. Но никто ничего не говорил. А почему? Да потому что надо было пенсии платить. А когда СССР не стало, всё это опубликовали, в интернет выложили. А сейчас-то что? Всё, дети выросли. Дети уже сами бабушки, дедушки». 

Галина Хомченко говорит, испытала шок, когда узнала о найденных обломках самолета. Но похожие эмоции у нее уже были 20 лет назад.

«У меня знакомая тогда работала в управлении Росавиации. Она мне говорит: "Ты знаешь, по-моему, нашли борт твоего отца. Сверили номера борта, и оказался самолет Пузырева". Я пошла в управление. Но нам это никто не подтвердил. Мне выдали архивное дело отца. Я читала и ревела. Знаю, что самолет ударился в гору. Потому что был туман, была плохая видимость. Их выпустили, надо было не выпускать, а диспетчер выпустил. Ну и всё. Взлетели в ущелье и упали».

Сейчас Галина Сергеевна хочет найти останки отца и получить свидетельство о смерти, чтобы можно было сделать захоронение. 

«На борту всё в порядке, разрешите закончить связь»

Как следует из материалов расследования катастрофы Ан-2 (№ А-2597), 21 апреля, с 6:07 до 11:05 утра, самолет совершил рейс Красноярск — Абакан — Кызыл с посадкой в Абакане. В этот же день, в 12:05, борт вылетел обратно из аэропорта Кызыл. Через 10 минут после взлета один из пилотов в последний раз связался с диспетчером и сообщил: «Набрал 2200, иду с набором, на борту всё в порядке, погода хорошая, разрешите закончить связь». В Абакан самолет так и не прибыл. 

Судно начали искать на следующий день, 22 апреля. Поиски продолжались до 1 июня, но результатов не дали. «Вероятно, что самолет ударился в скалы и затем оказался под вызванным ударом обвалом горных пород и снега. Место происшествия неизвестно, самолет не найден», — следует из материалов дела. 

Расследование показало, что самолет из Кызыла выпустили не по плану, в горах были неблагоприятные погодные условия: «Погода фактическая в районе Саянских гор сплошная кучевая облачность, мокрый снег, дождь, в осадках интенсивное обледенение. Горы закрыты».

Бортмеханик Юрий Хмельницкий 

Юрий Хмельницкий во втором ряду

Бортмеханику Юрию Хмельницкому на момент гибели было 30 лет. Он тоже участвовал в Великой Отечественной войне. «ПМ» удалось связаться с его племянницей Наталиной Лузгиной. Она родилась через три года после гибели дяди. Наталина рассказала, что в семье Хмельницких было три брата, один из них — ее отец. 

«Это была интеллигентная семья, мама работала учительницей. Слухам [о том, что экипаж угнал самолет] никто не верил. Все хотели найти обломки — так и думали, что в горах разбился. Мои родители всегда очень хотели узнать, что случилось [на самом деле]. Пытались через прокуратуру, но не получилось», — рассказала Лузгина.

Близкие описывали Юрия как «порядочного, прекрасного человека, который очень любил родных». Жены и детей у бортмеханика не было. 

Второй пилот Леонид Васильев

На момент гибели второму пилоту Леониду Васильеву было 28 лет. Дома его ждали жена и двое детей. 

Сын Васильева Валерий сейчас живет в Пензе — они с матерью переехали туда к родственникам после того, как поползли слухи об угоне самолета за границу. Валерий рассказал, что ему было 4 года, когда самолет потерпел крушение в Саянах. Как вспоминала его мама, отец хотел уйти из авиации. Но не успел.  

«Судьба распорядилась иначе, оставив его навечно в небесах. Так получилось, что в войну он отлетал в штурмовой авиации, не получив ранений, а в мирное время погиб». 

Валерий признался, что многие годы после пропажи отца он надеялся встретить его среди прохожих.

Известно, что Леонид был награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Штурман Василий Медведев

Как следует из материалов расследования катастрофы самолета, экипаж никогда не летал по трассе Абакан — Кызыл, поэтому в его состав включили 29-летнего штурмана Василия Медведева, который имел такой опыт. 

Заявление Медведева о приеме на работу

У штурмана осталась семья — 4-летний сын Валерий и жена Мария. Она преподавала историю в 49-й школе в Кировском районе. 

Сын штурмана Валерий Васильевич рассказал «ПМ», что помнит, как «играл с отцом в самолетик». 

«Мама его очень любила. Не скрывала от меня, что отец погиб. Мы не верили слухам. Знали, что они погибли и хотели, чтобы обломки нашли. Когда я узнал, что самолет нашли, у меня был шок. Я бы хотел, чтобы останки отца тоже начали искать, раз уж взялись за это дело».

Василий Медведев был награжден медалью «За победу над Германией».

Фотографии членов экипажа и документы предоставлены Алексеем Канцедаловым.

"