Posted 16 ноября 2015,, 12:43

Published 16 ноября 2015,, 12:43

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

Поминки по Rocco: еще 12 хороших красноярских групп, которые мы потеряли

16 ноября 2015, 12:43

На днях группа Rocco, одна из самых активных и основательных на красноярской рок-сцене (мало кто из местных коллективов может похвастаться не только регулярными мощными концертами, но и тремя качественными студийными альбомами), огорошила своих поклонников новостью о распаде. Любителям красноярской музыки, впрочем, не привыкать прощаться с хорошими проектами. Культурный журналист Сергей Мезенов на «Проспекте Мира» поминает всех распустившихся.

Багамамама

Задолго до того, как судьба затянула его в группу «Яхонт», популярный радиоведущий Александр Попов пел в составе собственной группы зажигательные песни на русском о том, как это классно — пить, курить и целоваться. «Багамамама» играла энергичный, бодрый и неплохо сочинённый фанк-рок, самую малость срисованный с Red Hot Chili Peppers. Выпустила один альбом, песни с которого — видимо, благодаря радийным связям Попова — можно было запросто поймать в эфире красноярских радиостанций, и приказала долго жить.

Made_a

Когда на красноярской рок-сцене загарцевал в своих красных штанах фронтмен только народившейся тогда на наши головы группы Rocco Алекс Нурсултан, многим его голос показался подозрительно знакомым – и, в общем, неспроста. За много лет до Rocco была группа Mayday – или Made_a, как они были подписаны на обложке своего прощального альбома «Special Thanx», сделанного по принципу краудфандинга задолго до того, как слово вошло в культурный обиход; сейчас уже, наверное, не разобраться, как правильно. В самом начале нулевых «Мэйдэй» со своим изобретательным гитарным роком и эмоциональным накалом навзрыд были весьма популярны у красноярских слушателей. Помнится, один красноярский музыкант убеждал меня, что они лучший российский рок-коллектив после группы Tequilajazzz. Добиться известности и любви, сопоставимой с этим питерскими героями, «Мэйдэй», понятное дело, не удалось. Но о серьёзности их тогдашних намерений и безусловных музыкальных талантах можно судить уже по тому, что даже пятнадцать лет спустя бывшие участники группы продолжают заниматься музыкой — пусть в разных проектах и разных городах.

Второе внимание

Удивительный проект на стыке фолк-рока, акустической импровизации, нью-эйджа, свободной поэзии и чёрт знает чего ещё (одним из ключевых аттракционов на концертах группы было, например, поющее бревно), «Второе внимание» под управлением гитариста и композитора Сергея Бозина давало сносящие голову концерты ещё с конца 90-х годов — но к широкой известности группа не стремилась и всегда оставалось чем-то вроде любимого секрета посвященных. Впрочем, история группы закончилась довольно трагически – Сергей Бозин скончался несколько лет назад. «Второе внимание» продолжило без него, ударилось в чистую этнику, но чего-то уже не хватало, мозаика не складывалась.

Сметана

Коллектив, плотно ассоциирующийся с целой эпохой в красноярской тусовке, сложившейся вокруг кафе «Сопка» — и закончившейся трагедией. «Сметана» была из тех немногочисленных местных групп, что бесстрашно раздвигали рамки. Для них невозможного не было в принципе — можно было выходить на сцену в костюмах и женских платьях, играть в одном концерте фанк-рок и индустриальную импровизацию с применением электродрели и поющей пилы, выпускать домашние кассеты с ручным оформлением, на которых осколочный панк-рок по полминуты соседствовал с сорокапятиминутной импровизацией на баяне. Этакой по-хорошему дурной энергии на красноярской сцене всегда немного не хватало – и, в общем, не хватает и сейчас.

Sound Dab

Гитаристка группы Sound Dab Маша Теряева последние пару лет играет в московской группе «Наадя», а также пилотирует собственный сольный проект с симпатичным названием Dub i Prosto Derevo, с помощью которого она недавно выиграла стипендию в проекте Red Bull Music Academy. Можно сказать, что из числа наших красноярских потерь она устроилась интересней всего – ну, и по сравнению с симпатичным англоязычным поп-роком Sound Dab явно пошла на повышение в творческом плане.

Крапива

«Крапиву», пожалуй, лучше всего помнят за сильный и красивый голос вокалистки Анны Борецкой — хотя их магистральный курс на поиск удовлетворяющей всех нейтральной территории между гитарной тяжестью рок-звучания и мелодичной доступностью песни тоже заслуживал уважения. Как и многие другие коллективы, добившиеся известности локального значения, «Крапива» в какой-то момент отправилась искать славы на большую землю — да там и сгинула.

Хорги

Ещё одна группа, работавшая в стиле «ничего невозможно нет» (носителем ДНК упомянутой выше «Сметаны» в ней выступал их общий барабанщик Денис Андреев), «Хорги» в определённый момент были одной из лучших концертных групп Красноярска. Каждое их выступление превращалось в непредсказуемое действо с гитарными шумами, шаманскими плясками, свободной импровизацией и прочими прелестями. После распада «Хорги» рикошетом разлетелись на целую россыпь разнонаправленных и индивидуально сумасшедших проектов, от абсурдисткого панк-коллектива «Гулливер, брось Икарус» до свободной артели импровизаторов «Атанорэ», выступавшей в самых непредсказуемых местах — от подземных переходов до сцены на Дне города.

Безразницы

Коллектив, который умудрился держаться в стороне от каких бы то ни было около-музыкальных тусовок Красноярска, и тем не менее, почти сумевший проложить свой собственный яркий маршрут – пока не закончился по той же причине, что и большинство местных историй (в связи с отъездом основных творческих сил, брата и сестры Рязанцевых, в Санкт-Петербург). «Безразницы» выгодно отличались от многих красноярских коллективов тем, что совершенно не стеснялись лирических красот своих мелодий и песен – за свою короткую творческую жизнь они умудрились сочинить несколько совершенно полнокровных и отличных хитов (кто слышал песни про пакет и автопилот — в этом месте согласно кивнёт), но, увы, не смогли развить это во что-то более яркое и долговечное. Впрочем, несколько их концертов, думаю, навсегда останутся в памяти тех, кому посчастливилось на них побывать — а это уже немало.

Fuzzwords

У Fuzzwords было несколько периодов активности. Поначалу, если не ошибаюсь, они играли что-то вроде эйсид-джаза с живыми ударными и бас-гитарой. Потом состав сократился, и группу снесло в более электронное звучание. Они тоже были из коллективов, склонным к непредсказуемым вывертам и хулиганскому чувству юмора — благодаря этим качествам каждое их выступление превращалось в увлекательное и странное действо.

Пикапика Теарт

«Пикапика теарт» были довольно необычным коллективом по красноярским меркам – пока остальные музыканты заглядывались на Запад и сочиняли песни на английском, участники этой группы, называвшей себя «камерным пост-модернистским оркестром», изучали импровизацию и минимализм, штудировали философов и историю искусства, и находили всему этому применение в своём довольно оригинальном творчестве. В активе «Пикапики» и такой курьёз, как альбом, выпущенный на итальянском лейбле, специализирующемся на прог-роке – что их строгой, хитро устроенной инструментальной музыке вполне подходило.

Эхолов

Ещё один коллектив, пошедший по пути постепенного сокращения состава пополам с изменением курса, «Эхолов» начинал с тёплой аналоговой электроники, в звучании которой участвовали живые барабаны и саксофон — но постепенно сдвинулся в сторону более электронного звучания. «Эхоловы» также могут похвастаться парой довольно эффектных пластинок, «Шуга» и «Shagonar» — и, в общем, из последних потерь красноярской сцены их особенно жалко; казалось, что вот у них-то точно впереди великие дела. Но нет.

Летальный исход

Ладно, признаюсь честно – у автора этих строк к группе «Летальный исход» что-то вроде слабости, потому что их уличное выступление у стен кинотеатра «Солнечный» в далёком 1995-м (!) году стало первым живым рок-концертом в его жизни. Но всё же, всё же – в конце 90-х «Летальный исход» были одной из ярчайших групп красноярской рок-тусовки: непредсказуемой, дурной, смешной, гораздой до вольных экспериментов с имиджем и источниками вдохновения (мало кто из суровых рокеров тогдашнего времени, мог не то чтобы сделать песню по мотивам творчества Аллы Пугачевой, а просто открыто признаться в симпатии к оному) и просто очень, очень весёлой. Впрочем, ладно – если мы начнём забуреваться в 90-е, то придётся растягивать этот материал уже не на пару недель, а на месяц-полтора. Эх, где же вы сейчас, наши Splinters и Cromlech, Speed Kings и «Крада», «Подстрахуй» и «Волосатые яйца», Goregod и Itsari! Что же стало и с вами, и с нами.

"