Posted 8 декабря 2021,, 11:00

Published 8 декабря 2021,, 11:00

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

Прапорщик Кузьмин: рассказываем о судьбе президента Красноярской республики — самопровозглашенного государства, продержавшегося 18 дней

8 декабря 2021, 11:00
Кто помнит сегодня прапорщика Андрея Кузьмина? Президента Красноярской республики, губернатора революционного Петрограда, ближайшего соратника главы Временного правительства Александра Керенского. Восстанавливаем историческую справедливость.

9 декабря отмечается годовщина со дня основания Красноярской республики. В 1905 году, во время Первой русской революции, объединенный совет рабочих и солдатских депутатов взял власть в городе. Президентом республики стал прапорщик Андрей Кузьмин — будущий соратник председателя Временного правительства Александра Керенского и фактический губернатор революционного Петрограда. Рассказываем о нем.

В биографии Андрея Илларионовича Кузьмина много загадок, даже точная дата его рождения доподлинно не известна. Одни источники утверждают, что родился наш герой в 1878 году, другие возражают: не в 78-м, а в 80-м. Отец Кузьмина точно был военным, но вот полковником или подполковником, сейчас уже никто не скажет. Одно точно — родился Андрей в белорусском городе Барановичи.

Несмотря на детство в семье военных, армия будущего революционера не привлекала, куда больше мальчик тяготел к поездам и железным дорогам. Когда вырос, окончил киевский политех и работал на Санкт-Петербургской железной дороге. В феврале 1904 года началась Русско-японская война, а с ней и мобилизация, и Кузьмина призвали в армию в звании прапорщика.

Но до фронта Кузьмин так и не добрался, батальон застрял в Иркутске, где его и застал Портсмутский мир. Пришлось разворачиваться обратно, и в декабре 1905 года две роты, штаб и Кузьмин прибывают в Красноярск, уже охваченный революционной смутой. Бунтуют рабочие, эсэры и социал-демократы, распространяют листовки и призывают к восстанию. Солдаты батальона, измученные плохой кормежкой и злоупотреблениями интендантов, присоединяются к забастовке рабочих железнодорожных мастерских.

Андрей Илларионович Кузьмин.

Офицерам веры нет, исключение — Кузьмин, всегда помогавший солдатам и отстаивавший их права перед начальством. Его и выбирают главой Совета солдатских депутатов. На этот момент восставший батальон в Красноярске — крупнейшая военная сила. С его помощью восставшие берут город под контроль.

Кузьмин в то время — человек весьма разносторонних взглядов. Тут и социал-демократия, и народничество, и непременное для интеллигента начала века толстовство. Прапорщик заявляет, что солдаты не будут вмешиваться в политику и их цель всего лишь обеспечить «проведение выборов в Красноярское городское самоуправление на началах всеобщей, прямой, равной и тайной подачи голосов всего городского населения». Между прочим, если бы Красноярская республика дожила до выборов, это были бы первые выборы с участием женщин в Старом свете.

Порядок солдаты обеспечивали хорошо, даже последовавший за подавлением восстания суд признал, что «грабежи, кражи совершенно отсутствовали за это время. Кузьмин действовал как офицер, не больше».

Но пока о судах никто не думает, и прапорщик имеет бешеную популярность в народе, хотя на деле власть в городе принадлежит советам во главе с Моисеем Урицким, главой города считается именно Кузьмин. Именно его красноярцы видят 9 декабря верхом на лошади с красным бантом на груди и отныне считают своим президентом. В это же время Андрей организует в Красноярске выпуск газеты «Красноярский рабочий», выходящей и по сей день.

Красноярская республика не могла существовать долго, вскоре премьер-министр Сергей Витте докладывает императору, что в Красноярске бунт, и его необходимо подавить. На подавление направляются верные правительству полки из Омска. Ночью 25 декабря они переходят Енисей и входят в город. Кузьмин отводит свои роты в железнодорожные мастерские, где 227 солдат и более 500 рабочих удерживают оборону. В конце концов, мастерские были взяты, но Кузьмину и семи его товарищам удалось бежать.

После побега Кузьмин отправляется за границу и некоторое время живет в Париже, работая инженером в фирме  «Континенталь». В это время он ни с кем из эмигрантов-революционеров особо не общается, но публикует в эсеровском сборнике «Народное дело» историю красноярского восстания. После этого в эмигрантских кругах за Андреем Илларионовичем почему-то закрепляется прозвище «граф».

В тоже время Кузьмин неожиданно ударяется в религиозные искания и после посещения афонских старцев осознает, «что, сбежав, предал товарищей». Итог просветления — возвращение в апреле 1912 года в Россию, где «первого президента Красноярской республики» немедленно берут под стражу.

Судят Кузьмина в Красноярске. Адвокатом вступает уже популярный Александр Керенский, завоевавший себе известность во время дела Бейлиса и расследования Ленского расстрела.

Кузьмин во время ареста в 1913 году.

В ходе суда приговор меняется трижды, сперва Кузьмина приговаривают к бессрочной каторге, затем к смертной казни, затем по царской амнистии снова к каторге. И тут данные опять разнятся: прапорщик получил то ли 20, то ли 12, то ли и вовсе четыре года.  Но даже четыре года бывший президент не отсидел, февральская революция освободила всех заключенных, и Кузьмин отправился в Петроград, где снова оказался в гуще событий.

Благодаря знакомству с Керенским Кузьмин становится сперва заместителем, а затем и исполняющим обязанности Главнокомандующего войсками Петроградского Военного округа, то есть по сути губернатором революционной столицы. В июле в столице случился политический кризис. После массовых вооруженных беспорядков под руководством большевиков, в ходе которых пострадало несколько сотен человек, временное правительство приняло решение об аресте Ленина, Зиновьева и других лидеров радикалов.

Александр Керенский.

Штабом большевистской партии тогда был особняк балерины Матильды Ксешинской, той самой, о которой через сто с лишнем лет будет снята скандальная мелодрама «Матильда». Штурмом особняка руководил Кузьмин. Уговаривать дослужившегося до капитана бывшего прапорщика повременить со штурмом отправился Иосиф Сталин. Он просил час на раздумья, обещая после сдаться, Кузьмин обозвал будущего «отца народов» «ничего не понимающим гражданским», но час дал.

За это время большинство жителей особняка успело сбежать из дома, и начав штурм, войска Кузьмина нашли в доме лишь семерых большевиков. Дальше события развиваются известным образом, в октябре 1917 года большевики приходят к власти. 25 октября Керенский в автомобиле, за рулем которого находился Кузьмин, уезжает в Псков. Вопреки легенде, одеты оба были в сугубо мужские костюмы. В Пскове они присоединяются к войскам генерала Краснова, которые начинают движение в сторону Петрограда. Однако большевикам удается договориться с наступающими, и революционный матрос Дыбенко арестовывает Краснова и Кузьмина.

Дальнейшие приключения первого красноярского президента неизвестны. До 1919 года, когда его в Омске арестовывают колчаковцы, но во время их отступления Кузьмин бежит. Следующее сообщение в газете «Голос рабочего» — и снова об аресте, на этот раз большевиками за попытку взрыва моста. Дальше ничего не известно, но ходят слухи, что Андрей Илларионович Кузьмин умер в Ново-Николаевске (ныне Новосибирске) то ли в 20-м, то ли в 23-м.

"