Принесла нелегкая: откуда взялось спам-такси в Красноярске

Александр Ибрагимов
4261

Расклейщики уже несколько месяцев продолжают терроризировать Красноярск объявлениями такси «Микс», которые обещают поездки от 30 рублей. Зачем теневой уральский бизнес пришел в Сибирь, как уходить от ответственности, меняя названия, и за сколько можно нелегально давить конкурентов — в расследовании «Проспекта Мира».

От нелегальных бумажных и трафаретных объявлений пострадали десятки домов практически в каждом районе города, пешеходные переходы, вантовый мост и тротуар вдоль Центрального парка. Со временем нелегалка «Микса» даже по-своему эволюционировала: сначала это были лишь трафаретные надписи без указания названия компании, сейчас в бумажных объявлениях используют образ Шрека (это, впрочем, тоже незаконно).

Цивилизованная реклама такси «Микс» тоже есть — в виде «наружки» и роликов на радио, хотя основным методом продвижения по-прежнему остается тотальная и не согласованная ни с кем заклейка города.

По данным «ПМ», сейчас административная комиссия Центрального района вместе с городской полицией выясняет, кто стоит за расклейкой и трафареткой. У комиссии по правилам есть два месяца на рассмотрение материалов дела, соответствующие запросы, установление личности подозреваемых и так далее. Причем ищут не простых расклейщиков, а непосредственного заказчика рекламы такси.

— Понимание, кто это, у нас есть, но говорить об этом мы пока не можем, — сказали «ПМ» в административной комиссии.

****

На рекрутинговых порталах можно без труда отыскать вакансии водителей такси «Микс». Работу автовладельцам предлагает компания «Информационные технологии», центральный офис которой находится в Тюмени. В Красноярске контактным лицом, судя по шаблону отклика на вакансию водителя «Микса» на сайте zarplata.ru, является некий «Иванов Николай Иванович».

Красноярский отдел «Информационных технологий» занимает помещение на ул. Карла Маркса, 48. Там свою причастность к расклеиванию объявлений отрицают, утверждая, что лишь устраивают водителей на работу и устанавливают им программное обеспечение для заказов. «Вы если меня лично застанете за расклейкой, снимете на видео, тогда можно что-то говорить. Я этим не занимаюсь», — говорил в сюжете Седьмого канала сотрудник компании, представившийся как раз Николаем.

За этим именем, как выяснил «ПМ», на самом деле скрывается Павел — молодой человек из Кемеровской области, который, судя по аккаунту в «ВКонтакте», недавно переехал в Красноярск. По его аватаркам в соцсети видно, что это тот самый Николай из сюжета Седьмого канала.

По телефону парень отзывался на оба имени; свою причастность к такси и расклейке он отрицал, утверждая, что сейчас вообще находится в Кемерове. Однако, по данным «Проспекта Мира», Николай-Павел является контактным лицом заказчика как минимум легальных рекламных роликов такси «Микс» на красноярском радио.


****

Непосредственным же заказчиком рекламы выступает предприниматель из Кургана Евгений Забиров, а оплачивала аудиоролики компания «Омега-Финанс», принадлежащая ему же.

Интеллигентному на вид курганскому бизнесмену Евгению Забирову, как следует из информации на его страницах в соцсетях, сейчас 37 лет. Ему принадлежит несколько фирм в Кургане, и такси «Микс» — далеко не основной его бренд.

С начала 2000-х, по данным сервиса «Контур-Фокус», Забиров занимался сельским хозяйством, но сейчас его компании из этой сферы ликвидированы. Началом его бизнеса такси, говорит источник «ПМ» в Кургане, стала фирма «Таксопарк», открытая в 2006 году. Тогда Забиров приобрел здание на улице Химмашевской с сервисом техобслуживания.

— В этом сервисе техническое состояние своих машин проверяла компания «Максим» (головной офис которой расположен в Кургане — «ПМ»). Возможно, по примеру этой компании он и решил заняться бизнесом такси, — полагает источник.

Евгений Забиров. Фото: ok.ru

Собственно, на конкурентов из «Максима» и пришелся один из первых рекламных ударов Забирова. В 2011 году фирма «Курганавторесурс», принадлежащая брату предпринимателя Станиславу Забирову, разместила прямо возле офиса «Максима» рекламу, оскорбляющую водителей, которые сотрудничают с компанией.

На баннере был размещен текст с картинками, которые заменяли отдельные слова. Текст можно почитать на сайте УФАС по Курганской области: «Работаешь в (далее нарисованы шашечки такси)? Пашешь как (рисунок лошади), а подсчитывая доходы чувствуешь себя как (рисунок оленя). Надоело (нарисован дорожный знак «Стоп»)? Позвони (рисунок телефона)! Получи работу (нарисован знак %)! Курган Таксопарк (шашечки такси). Работай как все, а зарабатывай больше».

При этом от предложения «Работаешь в (шашечки)» тянулась стрелка, указывающая на офис такси «Максим». Конкуренты, естественно, посчитали рекламу оскорбительной и пожаловались в УФАС и в суд. В итоге с компании Забирова в пользу «Максима» взыскали 300 тысяч рублей компенсации за причинение вреда деловой репутации.

Позже вдобавок к «Таксопарку» курганский предприниматель создал бренд такси «Омега», который на несколько лет стал основным в его бизнесе перевозок. По крайней мере, именно «Омегу» он года три назад начал продвигать в соседних с Курганской областью регионах.

Заходила в новые города фирма методами, с которыми уже познакомились красноярцы: простой телефонный номер, обещание дешевых поездок, трафаретная реклама на стенах и тротуарах и сотни бумажных объявлений, расклеенных от одного угла дома до другого. В Набережных Челнах в 2013 году, по сообщениям местных СМИ, дошло даже до конфликта с мэром города.

Теперь началась экспансия и Сибири: Тюмень, Кемеровская и Иркутская области, Красноярск. Заход на восток курганский бизнесмен предпочел проводить через более свежий и, наверное, оттого менее на тот момент дискредитированный свой бренд — такси «Микс». Но методы продвижения, как видно, не изменились.

Такси «Омега» в Красноярске, кстати, тоже представлено. В офисе компании «ПМ» подтвердили, что это фирма Евгения Забирова, хотя и настаивали, что с такси «Микс» она не связана. В то же время на красноярской странице сайта «Омеги» указан тот же номер, что и в рекламе такси «Микс».

****

Как поясняет «Проспекту Мира» председатель Профессиональной ассоциации рекламистов Красноярска Лев Закаурцев, компании могут использовать расклейку объявлений, во-первых, в надежде создать в глазах потребителей простой, «народный» образ.

— Типа сделано недорого — значит, и цены не будут по карману бить. На деле, конечно, наблюдается обратный эффект: налеплено где попало и как попало, на чужой собственности, без разрешения, качество низкое. Такая низкопробная кондовая реклама, — описывает он.

Второй момент — у компании просто может не быть денег на нормальную рекламную кампанию. Соответственно, разработчики и креативщики делают всё с минимальными затратами, а интересы горожан не учитываются. Версию о том, что у Забирова сейчас не хватает денег на приличную рекламу, также выдвигает источник «ПМ» в Кургане. Впрочем, еще два года назад средства у бизнесмена были. Выручка той же «Омеги-Финанс», по данным «Контур-Фокуса», в 2014 году составила 33,8 млн рублей, чистая прибыль — 2,1 млн (за 2015 год отчета еще нет).

Наконец, третий резон использовать подобные рекламные ходы — каким бы сильным ни был негативный эффект, внимание к услуге привлечь удается, и всегда найдутся люди, которые воспользуются услугой. «Если мы с вами сейчас об этом говорим, то, наверное, люди своего эффекта достигли», — полагает Закаурцев.

Сам Евгений Забиров на присланные ему «ПМ» вопросы не ответил. Если административной комиссии удастся доказать его причастность к рекламе, наказание ему грозит небольшое. Незаконная расклейка объявлений подпадает под статью 5.1 (нарушение правил благоустройства) краевого закона об административных правонарушениях. Наказание по ней — от 500 до 2000 рублей для физических лиц, от 5 до 20 тысяч — для юридических.


Скриншот на обложке: trk7.ru

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх