Posted 18 ноября 2016,, 08:27

Published 18 ноября 2016,, 08:27

Modified 29 мая 2023,, 09:21

Updated 29 мая 2023,, 09:21

«Красноярск далекий и близкий»: воспоминания о старом проспекте Мира

18 ноября 2016, 08:27

В редакцию «Проспекта Мира» обратился Владимир Щербинин, учившийся в Красноярске в 1960-70-е годы. Бывший красноярец поделился рассказом «Красноярск далекий и близкий», в который вошли воспоминания о главной улице города в годы его молодости. Даем ему слово: «Почему такое название у этого рассказа? Далекий, потому что жизнь «развела» меня с этим городом. Я давно переехал и живу в Иркутске. Близкий, потому что там проходила моя юность, взросление, остались друзья, однокурсники, первая любовь. Да мало ли что было? Так как до Красноярска моя жизнь проходила в деревне, то от встречи с городом остались первые яркие, незабываемые и красочные впечатления. Постараюсь описать их, насколько это получится».

Я с одноклассниками Валей Артемовой, Николаем Возжаевым, Валерием Терентьевым после окончания школы в Курагино (юг Красноярского края) поехал в Красноярск поступать в институт. Это было в 1968 году. Валера подал документы в Технологический, а мы — в педагогический. Я — на физмат (отделение физики), Валя — на отделение математики, Николай — на исторический факультет.

Главный корпус пединститута, темное здание из старого кирпича, стоял на проспекте Мира. Стены его были какие-то «фигурные», неровные, он чем-то напоминал мне старинный замок. Внутри — кованые металлические решетки, лестницы с перилами. В здании всегда пахло столовой, маслом, на котором жарят пирожки (почему-то помню пирожки с повидлом).

Поселили нас в общежитии, которое находится возле речного вокзала. По сравнению с деревней всё казалось крупным, масштабным, всего было так много. Можно было купить газету и выбрать фильм, какой понравится, и идти его смотреть в один из кинотеатров: «Космос», «Октябрь» (сейчас — Дом кино), «Совкино» («Кинопарк «Пикра», «Короли и капуста»). Центральный, конечно, «Октябрь» на проспекте Мира: там был буфет, играл духовой оркестр, пели настоящие певцы. Одним словом, фантастика!

Здание кинотеатра в 1980-е.

Помнится, по проспекту Мира в каком-то переулке находился клуб «Автомобилистов».

Часть проспекта Мира — от кинотеатра «Октябрь» до Центрального телеграфа (проспект Мира, 102) — на молодежном сленге называлась «брод». Это было место, где вечерами прогуливалась взрослая публика, а молодежь распивала вино. Почему-то тогда пиво было не так модно, как сейчас — может быть, его мало выпускали в бутылках.

Публика, которая выходила из ресторанов вечером, представлялась мне какой-то особенной, как теперь говорят «элитной». Их манеры, одежда, «уровень» казались для меня недостижимыми.


Студенты, проживающие в общежитии, питались в основном в столовых. Мы знали, где и как готовят. Лучшей была, конечно, столовая в «техноложке» (Технологическом институте). Вместительный зал, несколько кассиров, большая пропускная способность. В ней питались многие студенты и из других вузов. Большие порции подавали на погнутых и побитых алюминиевых тарелках, что ничуть не портило привлекательности этого места. Можно сказать, это был «Макдоналдс» того времени.

Холодильники тогда были редкостью, поэтому продукты, привезенные из дома (в основном мясо, фарш, сало), студенты держали за форточками окон, подвешивая их в мешочках. В зимнее время каждое окно снаружи было украшено такими мешочками.

Фото: kraskompas.ru

И чтобы больше не возвращаться к кулинарным воспоминаниям того времени, остановлюсь еще на сосисках. В деревне, понятно, никаких сосисок не было, поэтому они стали для меня кулинарным открытием, наряду с твердым сыром «с дырочками» и ароматной докторской колбасой.Мы с одногруппниками — Толей Черных, Колей Тулимоназом, Валеркой Белошапкиным — заходили в сосисочную (она стояла рядом с нашим корпусом на улице Перенсона), приносили с собой «сухача» — сухое вино на розлив (Ркацители), заказывали сосиски с гарниром и устраивали настоящее пиршество. Сосиски, чтобы легче было очищать от оболочки, надо было окунать в стаканчики с водой. Эти стаканчики с водой стояли уже на столе. Всё предусмотрено. Фантастика! Одним словом, ГОРОД.

Фото: kraskompas.ru

Когда я приезжал в Красноярск и выходил на перрон, то сразу чувствовалось дыхание крупного промышленного центра — выбросы от многих производств. Но человек ко всему привыкает, потом этого не замечаешь.

Днем мы готовились к вступительным экзаменам, а вечерами гуляли по набережной Енисея. Завораживающий вид огромной чаши стадиона на острове, плавающие теплоходы и кораблики. Приметное здание речного вокзала. Красивое и снаружи, и изнутри. Иногда, поскольку мы были уже «взрослыми» и не было контроля со стороны родителей, покупали папиросы «Пальмира» в красочных коробках и раскуривали их во время прогулок. Правда, я курить не умел — только набирал дым в рот, а затем его выпускал. Но это тоже было здорово!

Фото: krskstate.ru

В нашей группе учились и городские, и деревенские студенты, точнее ребята, приехавшие из деревень. Городские отличались своей манерой держаться, одеждой, привычками. Мы были «разными». Деревенские были как будто «второго» сорта. Это чувствовалось вначале, но постепенно жизнь в городе сгладила это различие — может быть, оно осталось где-то внутри.

Еще в школе я мечтал быть борцом, читал книги о борцах, хотел походить на Ивана Поддубного. Сразу после поступления я купил двухпудовую гирю и принес ее в общагу. Пошел записываться в секцию самбо в общество «Динамо». Оно находилось в деревянном здании зеленого цвета. Напротив него, через дорогу, стоял Технологический институт. Сначала тренер записал меня в подготовительную группу, где занимались новички, но, увидев мои физические данные, сразу перевел в основную.

Фото: kraskompas.ru

Как мы проводили время? Слушали песни на катушечных магнитофонах, в основном, конечно, Высоцкого — его голос доносился из многих комнат. Занимались спортом. Ходили в кинотеатры с девчонками. Проводили время в библиотеках. Тогда вообще не знали, что такое наркотики и кто такие наркоманы.

Перед нами был весь МИР. Мы были молоды, во многом наивны. Наша судьба была в наших руках.

"