Posted 22 августа 2022,, 12:00

Published 22 августа 2022,, 12:00

Modified 29 мая 2023,, 10:42

Updated 29 мая 2023,, 10:42

Простыни, свечи и Роберт Рождественский: красноярка не смогла найти подходящее постельное белье и создала свой бизнес по его пошиву

22 августа 2022, 12:00

В сентябре 2021 года в Красноярске появился необычный онлайн-магазин GoodMo — в нем начали продавать постельное белье. Причем не евростандарт с двумя наволочками из липкой полусинтетики, а под заказ — именно под конкретные матрасы, подушки и одеяла. А еще свечки и мыло, для уюта в доме.

Такой бизнес запустила Ольга Зосимова — маркетолог-эксперт, преподаватель маркетинга в онлайн-университете GeekBrains, выпускница журфака, бывшая ведущая «Утреннего кофе на Афонтово» (победившая на кастинге сотню соперниц), мать и хозяйка. «Проспект Мира» совместно с проектом «Мастера» поговорил с Ольгой и узнал, что такого необычного в простынях, как понять, что нужно клиенту и при чем тут Роберт Рождественский. 

Бизнес и самопознание

Ольга больше 10 лет занимается маркетингом, имеет собственный подход к преподаванию и множество удачных кейсов различных бизнесов. За годы работы она, по ее словам, четко поняла, что бизнес нужно делать на том, чего людям и самому себе не хватает.

«Бизнес появляется из какой-то боли. Если ты умеешь видеть, если у тебя есть чуйка и опыт, если умеешь понимать и замечать, что болит у клиента, где есть проблемные точки — на этом можно делать бизнес».

В пример Ольга приводит опыт сервиса Uber, который ориентировался на нехватку доступного, быстрого и комфортного сетевого транспорта в крупных городах. Так получилось и с GoodMo. По словам Ольги, это было ее личной болью — найти подходящий, но нестандартный комплект белья.

«На моей кровати пара стандартных одеял, матрас типового размера, но три подушки. И вот на такой "набор" я не могла нигде купить хоть какое-то нормальное постельное белье. При любых комбинациях получались лишние либо недостающие предметы. Плюс ты либо сталкиваешься с психоделическими фантазиями текстильных дизайнеров с ивановских фабрик, либо натыкаешься на технологические изыски тех же самых, даже если уже не ивановских, то даже турецких фабрик. И ты думаешь — ну как так? Это что за ткань, через которую можно читать? Такая ткань очень быстро изнашивается, она начинает царапать — короче, некомфортно».

Кроме комфорта, говорит Ольга, ей был важен и внешний вид белья. На это, по ее словам, сильно повлиял Instagram* — из-за него некоторые люди привыкли к красивой картинке и стараются перенести ее из онлайна в реальную жизнь. Из этого и возникла идея создавать по-настоящему подходящее и красивое постельное белье для тех, кому оно нужно.

По словам Ольги, эта идея впервые пришла к ней в голову около восьми лет назад, но тогда она не заострила на ней внимание. В сентябре 2020 года, когда Ольга в очередной раз вспомнила об этом, она поняла, что откладывать больше нельзя — и начала думать, как это можно организовать.

«Когда я поняла, что сотворила, стало ясно, что мне нужен партнер. Я могу проложить направление, но я не хочу зашиваться — хочу делать то, что умею делать хорошо. Задолго до этого я познакомилась с Ириной Гончаровой, хорошим человеком как раз со швейным цехом и своими швеями. Я ей написала: "Ира, давай бренд запустим, с меня маркетинг, с тебя производство", а она: "Я согласна, что шить будем?". Вообще без вопросов!».
видео: Ольга Зосимова.

Ольга занялась аналитикой будущего проекта, Ирина Гончарова — пониманием и созданием того продукта, который должен был в итоге получиться. Начали девушки в конце февраля 2021 года, а закончили в середине июня, когда Ирина привезла Ольге первый тестовый комплект.

«Это было небо и земля по ощущениям, после "ивановского психодела", как мы его называли. Это были ощущения на уровне оргазма. Даже дело не в том, что это твой продукт, не в том, что ты сам это сотворил. Это просто обалдеть какой продукт. Моя первая мысль была: "Боже, неужто кровать может быть такой красивой? Неужто простынь может сидеть настолько ровно?"».

Случайные полмиллиона и постельное белье за 10+ тысяч

По словам Ольги, стартовые инвестиции в проект были минимальные. Они с Ириной вложили примерно по 100 тысяч своих накоплений, а вот с дальнейшим финансированием помог случай.

Старт проекта Ольга и Ирина запланировали на середину сентября. И примерно за месяц до назначенной даты девушки поняли, что их собственных вложений не хватает на стартовую закупку. Какие-то ткани уже были, но бизнес хотелось запустить в полноценном виде — чтобы было что предложить клиентам. 

План созрел сам собой: Ольга решила попробовать получить субсидию на открытие бизнеса через центр занятости. Алгоритм достаточно простой: ты встаешь на учет по безработице, тебя признают безработным и дальше уже можно писать бизнес-план, защищать свой проект и претендовать на подъемные в 190 тысяч рублей (на момент 2021 года). Но как только Ольгу признали безработной, ситуация резко поменялась.

Зосимовой позвонили из управления социальной защиты и предложили помочь с трудоустройством, раз уж через центр занятости работу найти не удалось — там были не в курсе, что Ольге статус безработной нужен был для того, чтобы стать предпринимательницей.

«Стою в пробке, звонит соцзащита, говорят, что хотят помочь в трудоустройстве, дать субсидию. Я говорю: "Это все классно, а если я бизнес хочу открыть, вы мне можете помочь?". А она мне: "Конечно". У меня было ощущение, что я с каким-то добрым магом разговариваю. Перетерли, она говорит: "Приезжайте, какие-то документы с собой привезите". Я приезжаю: "Ну вот соцконтракт на 250 тысяч, смету напишите, что вам надо. Только товары покупать можно". Созвали комиссию, комиссия приняла положительное решение».
  • Соцконтракт — это федеральная программа субсидирования. Она может быть использована как будущими предпринимателями, так и людьми, попавшими в трудную жизненную ситуация. Конкретно для будущих бизнесменов есть единственный важный нюанс в соцконтракте — он только для ИП либо самозанятых. Подробнее о программе можно прочитать здесь.

Несмотря на свое везение, Ольга говорит, что запустить бизнес в России достаточно сложно. Чтобы работать хорошо и честно, особенно с собственным производством, необходимо пройти множество инстанций, собрать все необходимые документы, сертификаты, декларации и прочее. Это и есть первое и самое серьезное испытание для предпринимателя — преодолеть высокий порог входа, созданный государством.

В итоге у Ольги и Ирины получилось около полумиллиона стартового капитала — почти все они ушли на закупку материалов, около 10% было вложено в маркетинг. Около трех месяцев девушки пробовали разную ткань и искали подходящего поставщика, в итоге остановились на сатине из Турции. По словам Ольги, это довольно недолго — помогло поиску то, что Зосимова знала, какая нужна ткань, а Ирина знала, где ее взять. Закупленного после всех проб итогового материала хватило больше чем на полгода.

Эти полмиллиона, говорит Ольга, отбились еще в начале весны 2022 года. Но называть GoodMo прибыльным пока преждевременно. Во-первых, пока невозможно составить финансовый график даже за год, ведь года с момента старта еще не прошло. Во-вторых, ни Ольга, ни Ирина пока не получают с этого проекта зарплату. Зато добросовестно платят ее швеям, технологу, который занимается свечами и мылом, а также другим людям, которые помогают развивать бизнес. 

Цены в GoodMo, как и у любого магазина, где вещи делаются под заказ, соответствующие — средний чек составляет 13 тысяч рублей. Это, по словам Ольги, обусловлено тем, что комплекты долговечные, красивые и идеально подходящие заказчику. Немалую роль играют продажи гораздо более ддоступных мыла и свечей — это 60% от всех заказов в GoodMo.

Цену за индивидуальный комплект клиентам называют на стадии оформления заказа, получив от клиента необходимые измерения для пошива белья. По словам Ольги, она пытается сосредоточиться на удобстве клиента, поэтому и посылки доставляются самым удобным для него способом.

Откуда клиенты?

Ольга — маркетолог, и раскрутка бизнеса началась соответствующе — с соцсетей. По словам Зосимовой, менее чем за год GoodMo вышел за пределы Красноярска и география расширилась даже до столичных городов. 

видео: Ольга Зосимова.

Немалую часть составляют клиенты, которые пришли благодаря «сарафанному радио» — увидев у кого-то комплект или получив рекомендацию от друзей. Некоторые, говорит Ольга, даже откладывали на покупку своего комплекта, потому что для людей это, во-первых, возможность купить качественный продукт, во-вторых — способ выразить любовь к себе.

«Есть старое русское слово — истома, это про нас. Что такое постельное белье? Это нега, слоудаун, зона комфорта. Мы все куда бежим. Закидываем в себя кофе с энергобатончиком. Мол, только в беге я чувствую, что я жив. Но чувствуешь только стук пяток. Но жизнь — это здесь и сейчас. В моменте. Вот эта вот истома, томление — это наше. Все наши клиенты знают это. Потому что хочется продлить этот кайф и не вылезать из этого. Эта темпоритмика отражается и в наших клиентах. Конкуренты могут повторить товар, но не смогут повторить те ценности и ощущение, которые мы даем и то, как мы это транслируем — это содрать невозможно. Это душа бренда».

Что изменилось после 24 февраля?

По словам Ольги, февральские события сильно повлияли вообще на весь бизнес, но GoodMo это коснулось в меньшей степени. Из вариантов «бей, замри, беги» Ольга выбрала второй и приостановила запуск новых идей, отказалась от рекламы у блогеров и потихоньку принимала заказы. Было непонятно, что будет дальше, но, по мнению предпринимательницы, именно из-за такой стратегии поведения период был преодолен относительно безболезненно.

«Если посмотреть на статистику продаж в период Первой мировой войны, на третьем месте были помада, духи, серебро. Женщина способна выдержать все, но ей нужен флешбек к нормальной реальности. Когда ты понимаешь, как думает твой клиент и что ему нужно, ты понимаешь, как и что ему предложить. И это про обоюдную помощь: я тебе помогаю найти равновесие и вспомнить, как было хорошо, а ты мне — плату за мою помощь. Специально к 8 марта мы планировали запускать нашу линейку "Home+Beauty" со свечами и мылом. Но 24 февраля мы серьезно запнулись. Мы решили продолжать движение только после 8 марта. Весь март и апрель мы транслировали в контенте только свечи и мыло, но параллельно принимали заказы на постельное. Мы платили аренду. Швеи получали зарплату. Всt нормально. Эта ситуация нам дала возможность вовремя остановиться и сориентироваться, куда нужно двигаться».

Цены на расходники Ольга не называет, но отмечает, что они выросли почти вполовину — на 40%. Это обусловлено усложнением логистики: для постельного белья GoodMo используется сатин из Турции, поэтому путь доставки несколько изменился. Ольга не смогла уточнить, как конкретно — сатин она закупает у поставщика, поэтому для нее цепь осталась прежней: поставщик — GoodMo.

Торопиться Ольга не собирается и сейчас. По ее словам, у нее есть примерный план на ближайшие три года, а с реализацией проектов в рамках GoodMo предпринимательница определяется по ходу происходящего.

Любовь и Роберт Рождественский

По словам Ольги, без любви вся эта идея просто бы не взлетела. Речь, говорит Зосимова, идет даже не о любви к деньгам и самореализации, а о любви к себе и своей идее. И цитирует Роберта Рождественского. 

видео: Ольга Зосимова.

«Все начинается с любви.

Одни твердят — в начале было слово,

а мы провозглашаем снова —

все начинается с любви».

Несмотря на сложности со стартом бизнеса, кризис 24 февраля и молодость GoodMo, Ольга не бросила то, что начала. И это, говорит Зосимова, тоже любовь. И вера.

«Все начинается с любви. Потому когда ты любишь, горишь, полыхаешь — тогда это работает. Когда это не про деньги, а по-другому. В стиле Рождественского».

*компания Meta (соцсети Facebook и Instagram) признана в России экстремистской организацией

«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

"