Posted 30 декабря 2015,, 09:31

Published 30 декабря 2015,, 09:31

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

Путешествия по Красноярску: Оксана Швецова

30 декабря 2015, 09:31

«Проспект Мира», совместно с благотворительным Фондом Михаила Прохорова, представляет лучшие тексты о Красноярске, написанные в рамках IX Красноярской ярмарки книжной культуры, темой которой была «Карта Родины». Молодые красноярцы попробовали посмотреть на свой город глазами иностранца. Что из этого получилось — читайте в нашем спецпроекте.

Оксана Швецова о себе: «Родилась в Красноярске в 1975 году. Работаю в Красноярском краевом краеведческом музее — что называется, «прошла путь» от экскурсовода до заместителя директора. Замужем, воспитываю двух детей, старшую дочь и маленького сына. Стихи пишу с более или менее осознанного возраста, но серьезно стала относиться к своему творчеству недавно. На сегодняшний день пишу стихи и прозу, публикуюсь на нескольких литературных интернет-порталах»

«Стакан» — короткое и ясное название «Литературного сквера», недавно украшенного фигурами Александра Пушкина и Натальи Гончаровой в бронзе.

Этот пяточок — привычное место сбора уличных музыкантов, лабающих под гитару всё, что «пипл хавает», а вечерами, начиная с марта, здесь кучкуются студенты «Аграрки».

Это место свиданий. Здесь расстаются люди. Переполненный эмоциями «стакан» проливается наружу запахами дешевого портвейна, звуками падающих на асфальт пробок, сомнительных содержанием песен, а иногда — и шумными выкриками потасовок.

В теплое время года, находясь в центре города с оказией, я присаживаюсь на одну из сионитовых скамеек ратонды и, кажется, вижу сквозь время дни своего детства.

Тогда этот фрагмент города ассоциировался с праздником. Воздух был наполнен волшебством ауры заветного момента получения подарков. Царство «Детского мира» — магазина исполнения желаний.

В пику пригревающим лучам солнца чаще вспоминается зима. Яркие гирлянды, заваленные сугробами тротуары, спешащие куда-то, сквозь фиолетовые сумерки, пешеходы, уверенные движения мамы, ведущей тебя в мир предпраздничной суеты.

Сердце сжимает волнение: «купит, не купит». И вот, наконец-то, радость от свершившегося события. Отголоски этих эмоций, оставшихся далеко позади во времени и пространстве, оказывается, еще можно почувствовать где-то глубоко, в потайном кармашке сердца.

В твоем настоящем — другой мир, другие правила игры. И кажутся удивленными взгляды огромных кукол и неуклюжих трансформеров, взирающих из «зазеркалья» витрин на бронзовые силуэты пришельцев толи из прошлого, толи из будущего.

Осенью, осыпаясь, сквер наполняет «стакан» запахом сладковатой свежести, с привкусом мороженной дички. Ты пропитываешься им, находясь в сердцевине города. Пробуешь на вкус плоды дикорастущей культуры, преобразованной временем, и немного хмелеешь, ощущая эфемерные приступы свободы.

Тени прошлого, существующие в параллельном мире, прячутся в черно-белых негативах — немых свидетелях личных историй, проявляются на снимках в самых неожиданных уголках запечатленного момента прошлого. Вот что придает объемности свершившимся фактам, ярким моментам, акцентам и штрихам. Именно по велению фантазии, желанию прикоснуться ко вчерашнему, не очень далекому, но все-таки практически исчезнувшему за поворотом, мы делаем над собой усилие и, сминая десятки лет, дотягиваемся до образа давности…

"