Уведомления
Уведомления
24 3 м/с

Пять нововведений, которые изменят систему ОСАГО в 2019 году

Редакция «ПМ»
564

15 лет назад в жизнь российских автовладельцев ворвалось понятие «автогражданка». Система ОСАГО изменяется по сей день, законодатель пытается сгладить углы, чтобы превратить ее в гибкую, удобную и справедливую опцию. 2019 год сулит серьезные изменения. Рассказываем об основных.

О главном

Напомним, ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Главное, что нужно знать — ОСАГО регулирует возмещение убытков и ущерба, которые вы как участник дорожного движения причинили третьим лицам — транспортному средству или жизни и здоровью людей. Даже в случае виновности владелец ОСАГО избавляется от хлопот по возмещению нанесенного ущерба. Этим занимается страховая компания.


1. Бонусы перестанут «сгорать»

Загадочный коэффициент бонус-малус (КБМ) станет логичнее. КБМ нужен для того, чтобы стимулировать автовладельцев ездить аккуратно. Он позволяет получать скидку за безаварийную езду и наоборот, вынуждает неаккуратного водителя платить больше, если он совершал ДТП в течение года.

Как сейчас?

Автовладельцы недовольны тем, что КБМ «сгорает», если человек год не оформлял полис. То есть люди, водившие авто без приключений много лет, после перерыва в один год уже не могут рассчитывать на положенную скидку (которая иногда достигает 50%) и вынуждены платить за страховку столько же, сколько вчерашний выпускник автошколы.

И наоборот: злостный нарушитель может год поездить без полиса (либо по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей) или же вовсе не садиться за руль, а потом вновь оформить страховку с КБМ, равным единице.

Как будет?

С 2019 года КБМ привяжут к конкретному водителю через систему АИС ОСАГО. Это означает, что будут учитываться все ДТП, в которых он был виновен, во всех страховых компаниях и по всем машинам. Теоретически это и раньше должно было быть так, но система не всегда корректно учитывала ситуацию, когда гражданин вписан в несколько полисов с разными сроками действия и в разных страховых компаниях. Эту лазейку использовали часто: став виновником ДТП, можно было надеяться, что другие страховщики позволят оформить страховку без учета этой аварии.

По новым правилам КБМ присваивается персонально водителю с 1 января и не будет меняться в течение всего года. Также отменяется «срок давности»: можно сделать паузу в управлении авто хоть на несколько лет, затем снова сесть за руль, оформив полис — ваш бонус сохранится.

— Я водитель с более чем 20-летним стажем, — рассказывает красноярец Анатолий. — Езжу предельно аккуратно и никогда не попадал в аварии. Вовремя страховался по ОСАГО, скидка доходила до 40%. Меня всегда радовала эта солидная экономия. Однако летом 2016-го остался без машины — срочно потребовались деньги на операцию жене, так что авто пришлось продать. Быстро купить следующую не вышло, и транспортом обзавелся только летом этого года. А когда пошел оформлять ОСАГО, выяснилось, что все мои бонусы сгорели! Получается, я плачу столько же, сколько мой сын, недавно сдавший на права.

Директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния поясняет, что такая ситуация, к сожалению, не редкость.

— Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касаются именно коэффициента бонус-малус. Многие проблемы вытекают из несовершенства самой системы. Мы планируем сделать ее простой и понятной, — сказал он изданию 56orb.ru.

2. Скидка не пропадет по чужой вине

Еще один недочет действующей системы — «задвоение» КБМ. Оно происходит, когда человек вписан в полисы ОСАГО на разные машины. Если в эти же полисы вписаны водители с худшим КБМ, при страховании на следующий год учитывается именно он, и скидка пропадает.

— Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы, — поясняет Габуния. —У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку.

3. Борьба с недобросовестными страховщиками

Увы, некоторые страховщики по сей день препятствуют нормальной покупке полисов и время от времени навязывают свои услуги. Несмотря на снижение количества жалоб автовладельцев, поступающих в Центробанк, эта проблема не решена на 100%.

Для борьбы с этим явлением Банк России намерен увеличить штрафы для страховщиков, препятствующих нормальной покупке полиса ОСАГО. Предполагается, что видеозапись процесса оформления договора автострахования станет обязательной. Наказывать рублем будут и тех участников рынка, чьи сайты не позволяют беспрепятственно оформить электронный полис.


4. Учет износа деталей отменят?

Возможно. Пока эта инициатива на стадии обсуждения.

Далеко не всегда денег, выплаченных страховщиком, хватает на ремонт. Виной тому — размер денежной компенсации за ущерб в ДТП, которая рассчитывается с учетом износа деталей. Если нововведения пройдут, то выплаты на ремонт станут несколько солидней.

При этом никто не отменял борьбу с мошенниками. Бросить старое авто под самосвал, чтобы получить денег на новую машину, не выйдет. При полной гибели автомобиля должна возмещаться его реальная стоимость.


5. Интересы пострадавших — прежде всего

Как сейчас?

Жизнь пассажира маршрутки оценивается вчетверо выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля. Иными словами, если случилось страшное ДТП, в котором один погиб из-за того, что его сбила маршрутка, а другой был ее пассажиром, то близкие первого получат 500 тыс. рублей, а второго — 2 миллиона. Как это вышло — вопрос к законодателю, но справедливого в таком подходе мало.

Как будет?

Предполагается, что наследники погибших в ДТП будут получать равные суммы вне зависимости от того, находился ли погибший внутри или снаружи салона. Новые поправки приведут к постепенному повышению сумм, которые покрывают защиту жизни и здоровья.


Цена полиса возрастет?

Эксперты утверждают, что расчет в итоге будет проводиться индивидуально и более справедливо для каждого водителя. И если ваши грехи на дороге невелики, увеличения стоимости полиса ждать не стоит.

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Новые материалы

Читаемые материалы

Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх