Posted 24 ноября 2020,, 11:54

Published 24 ноября 2020,, 11:54

Modified 29 мая 2023,, 10:24

Updated 29 мая 2023,, 10:24

Реклама в тиндере и продажи в 4 утра: основатель магазина комиксов «Доллар по 15» рассказал, как выживает в пандемию

24 ноября 2020, 11:54

В октябре красноярский студенческий магазин комиксов «Доллар по 15» написал у себя в паблике, что в марте ему может исполниться семь лет. А может и не исполниться — все зависит от его подписчиков и покупателей и их активности. «Проспект Мира» поговорил с основателем «Доллар по 15» 24-летним Иваном Полищуком о том, что значил этот пост и как себя чувствует магазинчик в пандемию, когда людям становится не до комиксов.

Фото предоставил Иван Полищук

Как появился магазин

Как любой мальчик, в детстве я смотрел мультики. Мама мне нет-нет да какие-нибудь комиксы покупала. Сказать, что я дико фанател, не могу — просто знал, что есть такая субкультура. Потом детство закончилось и любовь к комиксам, если она вообще была, подошла к концу.

После школы в Красноярске мне стало скучно и я решил поступать во Владивосток и Калининград. Из Владивостока позвонили раньше и я полетел учиться туда, это был 2014-й год.

Во Владике я подружился с парой людей, один из которых дико фанател от сериала «Ходячие мертвецы». Поэтому на его день рождения я подумал, что будет очень круто подарить ему комикс, по которому снят сериал.

Нашел магазин на Арбате (во Владивостоке тоже есть свой Арбат). Там лежала стопочка из трех «Ходячих мертвецов» с ценником около 600 рублей. Мне показалось это уместной ценой, но уже на кассе продавец говорит: «1820», — и тут я понимаю, что 600 стоил каждый, а не все. Конечно, книги сейчас — предмет роскоши, но будучи 18-летним студентом я подумал, что это гребаный перебор.

Поэтому я загуглил «Москва комиксы купить» и нашел такой же комикс за 400-450 рублей. Для студента сэкономить с каждого комикса по 250 рублей — это вполне уместная сделка. И в тот момент мне пришла идея — продавать комиксы студентам. Во Владивостоке студенческий кампус — это такой настоящий студенческий кампус, на отдельном острове, где живут 12 тысяч студентов.

Помощь кадетов

В начале все было супершапочно. Я заказывал большие партии в книжных. Магазины при заказе больше чем на 15 тысяч рублей делают скидки — процентов 15, плюс бывают сезонные скидки до 45%. Да, до Владивостока 11 дней доставки, но это терпимо, тем более, когда живешь на острове, где буквально все жители — твоя целевая аудитория. Еще Владивосток очень близко от Китая, где у меня есть пара товарищей. Они мне присылали фигурки, значки — такого рода атрибутику.

Я сделал собственную группу во «ВКонтакте» и начал… не назвал бы это бизнесом — просто пробу торговли, что-то типа продаж на «Авито» или «Ау».

Как-то ко мне за комиксами приехали кадеты, но в кампус на КПП их не пускали. Я спустился с седьмого этажа из своей общаги — и пока шел до КПП, меня человек семь-восемь останавливали и спрашивали: «О, комиксы? Сколько стоят? Где можно купить?» Я всем отвечал про свой магазинчик. В тот момент понял, что комикс-движуха у нас хоть жива.

При этом я не фанат комиксов, я в эту индустрию сам вникаю до сих пор. Почитайте интервью любого владельца регионального магазина комиксов. Там люди мнят себя послами гик-индустрии: «Мы большие фанаты комиксов, мы хотим подарить вам мир этого наслаждения».

Я не упрекаю их в нечестности, но, говоря за себя, не могу положить руку на сердце и сказать, что все четыреста миллиардов комиксов во Вселенной я прочитал. То же с какими-то другими гиковскими темами — не знаю, «Гриффинами» или «Соником» — если я не посмотрел, мне не стыдно сказать, что я не смотрел. Я не шарю за эту франшизу и в этом есть определенная честность.

Название и концепт

Моя целевая аудитория — это старшие школьники и люди до 30, студенты — самое ядро. Я сам студент и себя позиционирую как магазин комиксов с самыми низкими ценами — это заложено в названии «Доллар по 15». Откуда оно взялось? Во Владике я играл в студенческое «Что, где, когда». Оно сильно отличается от Первого канала — там вольнодумие и каждая команда название свое извращает, как может.

В 2014-м был прикол, что доллар всегда исторически стоил 30 рублей, а за несколько месяцев поднялся до 80, потом до 100, до 110. У одной ЧКГ-команды было название «Доллар по пятнадцать». Мне оно понравилось, я спросил: «Можно ли у вас, ребята, наглейшим образом украсть название в мой магазинчик комиксов?» Те посмеялись и разрешили.

Молодой красноярский предприниматель

После первого курса во Владике мне стало скучно и я вернулся в Красноярск, поступил в СФУ и продолжил заниматься комиксами.

Меня постепенно начали замечать, приглашать на интервью. Утренняя программа на «Афонтово» как-то снимала про меня сюжет: мне тогда было 19, у меня основной капитал — 18 тысяч рублей, я выставлялся в антикафе своего знакомого. И меня представляют как «молодого предпринимателя Ивана Полищука, который из своего хобби сделал доходное дело». А я сижу в футболке и штанах, которые мне купила мама, и такой типа: «Да, это все про меня, каждое слово».

Позже все стало серьезнее: я завел ИП, начал работать с издателями, а не с книжными. Это заказы от 80-90 тысяч рублей.

Как удается держать цены? Во-первых, у меня нет работников, я не трачусь на зарплату. Но у меня есть друзья, а на фестивалях нам помогают товарищи, скорее за идею. У нас есть с ними товарищеская договоренность, что, например, 10% со всех продаж будет их вознаграждение. Сейчас у нас команда человек 14 — это ребята, которые вначале были покупателями, а потом сказали: «Вань, ты прикольным делом занимаешься, хотим тебе помогать». 

Во-вторых, у меня нет аренды. Сейчас наш штаб, он же склад — это квартира, и я не плачу за аренду, я плачу квартплату.

Полный [капец] 

Почти все комиксы имеют гриф «16+» и «18+». Там могут, например, кисти рук отрубить, зубы выбить. С точки зрения российского законодательства это «18+», потому что это насилие. Моя задача как продавца ребенку такой комикс не продавать. Если его берет родитель, вопросов нет, но родителей я должен перед продажей предупредить, что это «16+» или «18+».

В массовом сознании «18+» — это про секс. Родители, скорее, этого боятся. А там, например, людей обезглавливают или едят. В 90% случаев это не останавливает родителей от покупки. Это на их совести, я не говорю, что так должно быть или не должно. Будь у меня дети, думаю, что вел бы себя так же.

Мы как-то выставлялись на «Каменке» и там был случай. Ребенок совсем маленький и папа 30-летний. Надо ли говорить, что маленьким детям часто покупают «Карателя», где герой в упор может человека расстрелять? Но тут ребенок выбрал «Дэдпула». Называю отцу цену, говорю: «Должен предупредить, что это “18+”».

— Почему?

— Там туалетный юмор, сцены насилия, конкретно в этом — кисти рук отрубают ножом.

— Понял, — говорит папа и обращается к сыну. — Артем, выбирай другой комикс.

Я на секунду замираю, смотрю вверх, думаю: «Это же просто эталон морали. Отец, который заботится о моральном развитии своего ребенка, который не может позволить, чтобы сын сталкивался с насилием. Вот это батя».

Тут маленький Артем спрашивает: «Почему, папа?» — Там **** [капец] полный.

От семи до 107

Число клиентов у нас очень разное и сильно зависит от сезона. В целом за месяц может быть от семи до 107 человек.

Понятное дело, январь и лето — это всегда минус. Сентябрь-декабрь — это золотые времена: все студенты в городе, выходят кинопремьеры, люди ищут подарочки. От кинопремьер и игр все зависит очень сильно, шумиха создает дополнительный спрос. Вышла какая-нибудь клевая игра, например, по «Человеку-пауку», фильм по «Сонику», «Пикачу», «Дэдпулу» — сразу хайп.

Выручка, понятно, тоже сильно разнится. В январе может быть 900 рублей в неделю, за ноябрь и декабрь — сотни тысяч. Многое дают фестивали. Они тоже все совершенно разные. У нас была пара прекраснейших фестивалей, где мы за восемь часов сделали 211 тысяч — это мой условный рекорд. Но таких фестивалей в Красноярске три штуки: «Зеленый», «Комик Кон Сибирь» и Красноярская книжная ярмарка (КрЯКК).

Дела на троечку

Этим летом у нас начались маленькие проблемы. Сейчас дела идут на троечку. Пустым месяцем у нас, повторюсь, всегда был январь — комиксы не товар первой необходимости, особенно если ты с новогоднего бодуна. И, конечно, почти всегда проседает лето: студенты-школьники на дачах, кто побогаче — в других странах.

Морально мы к этому были готовы. Но. В этом году из-за пандемии отпал «Зеленый», отпал «Комик кон», День города, КрЯКК перешел в онлайн. А на них мы делали процентов пятьдесят всех денег.

Реальные продажи, если честно говорить, упали в восемь раз по сравнению с прошлым годом. Сейчас мы пытаемся выжить. В августе мы сидели и очень грустно думали, как будем дальше жить. По специальности идти работать? Я по специальности психолог, но на третьем курсе взял академ, потому что разочаровался в высшем образовании. Я ни дня не работал на «нормальной» работе. Все деньги, которые я получил в жизни, я получил благодаря комиксам, это один из моих основных источников заработка.

Моя главная мотивация — психолог в школе получает 21-26 тысячу рублей. Это, конечно, гарантированно больше 900 рублей в неделю, но… не вдохновляет.

Как мы спасаемся

В октябре мы написали в своем паблике о том, что в марте 2021-го нашему магазину «может исполниться» семь лет: «Случится это или нет, сильно зависит от тебя». Этим постом мы, может, малость примитивно, но хотели чуть-чуть взбудоражить наших подписчиков, дать импульс спросить: «Что у вас происходит?» — и в теории, может быть, внести депозит, что-то прикупить.

Я могу допустить, что дальше все будет еще хуже, но в целом готов ставить деньги на то, что мы не закроемся. Если вы смотрите «Что, где, когда», то знаете, что там есть такой банкир — Дмитрий Брейтенбихер. Он очень надменный, но у него есть гениальная фраза: «Пандемия не уничтожает, не заставляет задуматься и переосмыслить, она просто ускоряет некоторые штуки». И вот, если мы говорим про малое предпринимательство: если человек не способен придумать харизматическое решение проблемы, он закроется и без пандемии.

Как мы спасаемся? Мы устроили грандиозную распродажу в 50% на все — не разовую «черную пятницу», а постоянную распродажу. Мы придумали турниры для нашего маленького мира комиксистов. Приходишь к нам, выбираешь настольную игру, где нельзя жульничать: «Уно», покер, морской бой — любую. Выбираешь товар и играешь на него с нами. Выиграешь — забираешь товар бесплатно, проигрываешь — покупаешь. Некоторые до сих пор стесняются, потому что не верят, что так может быть. Кто-то обязательно что-то купит, даже если выиграл.

Еще одна суперпростая вещь. В какой-то момент «ВКонтакте» разрешил верифицировать свои сообщества — можно получить галочку. Так забавно получилось, что всего два магазина в СНГ решились на это — «Чук и Гик» и мы. Это смешно, потому что стоило небольших усилий: сфотаться на фоне паспорта, подтвердить, что ты ИП и что есть о вас публикации в СМИ. А поиск во «ВКонтакте» сначала показывает верифицированные аккаунты магазинов.

Или, например, есть бесконечное число платформ для знакомств: тиндер, баду. Ничто не мешает там поставить местом работы магазин комиксов «Доллар по 15». У меня каждый шестой чат начинается с «О, я тебя на Дне города видела» или «А на Каменке ты мне комиксы продавал?»... Примерно половина чатов может начинаться с «О, у нас что, магазин комиксов в городе есть?..»

Или даже более простые: ничто не мешает выставлять комиксы на «Ау» и «Авито» или, например, вообще «компанию для настолок». Настольщики — это смешанная с нами целевая аудитория.

Еще один момент — мы работаем круглосуточно. Люди звонят, приезжают в одиннадцать вечера, в полночь — и мы играем в настолки. Был один случай, когда в четыре утра приехал человек. У него был день рождения и он работал в ночную смену. Искал у нас что-нибудь себе по «Звездным войнам».

Еще как-то нам в три часа ночи позвонили во «ВКонтакте». Не секрет, что многие употребляют — и не всегда это алкоголь, иногда это вещества. Вот ночью нам позвонил мужчина, представился звукачом и, шмыгая носом, рассказал, что у него есть друг, ему 46 лет и ему нужна манга. И так несколько раз, несколько минут это повторял. На утро мы ему перезвонили, он извинился, сказал «Боже, как стыдно». Но проблема была актуальной — у него действительно был друг, ему было 46 лет и ему нужна была манга. И он затарился у нас мангой для этого друга.

Это такие примитивные, немного жучковые ходы, но они правда помогают нам спасаться.

"