Уведомления
20 6 м/с
Уведомления
20 6 м/с
Партнерский

Роман с камнем: почему красноярские школьники мечтают стать геологами

Василий Прокушев
1678

Геологи — люди романтической, но не всем понятной профессии. То, что для обычных людей — просто валяющиеся под ногами булыжники, для геолога — целая летопись. В это воскресенье в Красноярске прошла олимпиада по геологии среди школьников, и «Проспект Мира», при помощи золотодобывающей компании «Полюс», решил узнать, что привлекает ребят в этой необычной профессии. 

Геолог — профессия, в равной степени окутанная романтикой и стереотипами. В представлении большинства населения геолог — это статный бородатый человек в свитере, очках и бороде, бродящий по лугам и горам в поисках никому не понятных камешков и каких-то таинственных «образцов». За его спиной рюкзак, а в руках почему-то альпеншток, которым он и ковыряет окрестные скалы. Из известных геологических хобби обычно вспоминаются песни под гитару, схватки с медведями и интрижки с женами коренных народов.

На самом же деле геология — наука серьезная, требующая многих специальных знаний и умений. Без геологов мы бы не только не знали, как и где добывать полезные ископаемые, но и не могли бы предсказывать, как себя поведет земля в зоне городской застройки. И вообще, по мнению доцента кафедры геологии, минералогии и петрографии ИГДГиГ СФУ Михаила Махлаева, геология — наука фундаментальная, без которой невозможно получить адекватное представление об окружающем нас мире.


«Геология — это занятие, необычайно расширяющее кругозор, — утверждает Михаил. — Человек, знакомый с геологией, может мыслить в масштабах тысяч и миллионов лет, его нельзя купить на лженаучные теории. Это наука, неразрывно связанная с химией, физикой, биологией и другими дисциплинами природного комплекса. Именно из-за недостатка геологических знаний в городской среде может упасть подпорная стена или произойти неприятность с только что построенным зданием».

К сожалению, из школьной программы геология исчезла еще в 1940 году. Тогда, в преддверии надвигающейся войны, её заменили на начальную военную подготовку. Заменили — и так и не вернули обратно. Поэтому сегодня обучение школьников этой науке проходит факультативно, а знания проверяются не на ЕГЭ, а на профильных олимпиадах. Таких, как краевая геологическая олимпиада, организованная Музеем геологии Центральной Сибири и прошедшая 22 апреля в Институте горного дела, геологии и геотехнологий СФУ.

Эта олимпиада уже 35-я по счету, проходит при поддержке министерства экологии и рационального природопользования  Красноярского края, Красноярского отделения Российского минералогического общества и «Полюс Красноярск». Интерес компании к происходящему понятен: профессия геолога в золоторудном деле более чем востребована.


35-я олимпиада оказалась рекордной и по географии проекта, и по количеству его участников — 73 школьника из Красноярска, Боготола, Канска, Курагинского и Партизанского районов, а также примкнувшего в этом году Дивногорска. Ребята соревновались в настоящем научном многоборье: минералогии (знании о минералах), петрографии (искусстве различать горные породы), палеонтологии (науке об окаменелых доисторических существах), решали тесты по геологии. Практические задания по дисциплинам — это работа с коллекциями, которые ребята должны были изучить, определить, описать, зарабатывая таким образом баллы и место в рейтинге.

Сумма баллов, полученных каждым участником, была подсчитана судейской коллегией, которая определила победителей олимпиады.

Игорь Акулов — ученик 10 класса красноярской школы №70, увлекся геологией в 7 лет, после школьной экскурсии в музей. Тогда Игорю показалась заманчивой перспектива с первого взгляда определять, что за камень оказался перед тобой, и он записался в геологический кружок. С тех пор парень многое узнал о минералах и окружающем нас мире, и даже побывал в настоящей геологической экспедиции.


«Полевая геология — это очень атмосферно, — рассказывает Игорь. — Да, приходится жить в палатках, готовить на костре, мыться в реке, но это совсем не обременительно и даже интересно. Но геология — это не только походы, есть и работа с камнями и много чего еще. Главное же, что когда ты, взглянув на камень, можешь определить, что это за минерал и откуда он взялся, жить становится интересней».

На олимпиаде Акулов занял первое место в своей подгруппе. Также хорошие результаты показали представители красноярской гимназии №13, получающие дополнительное геологическое образование в клубе «Юный геолог» имени Р.А. Цыкина при Институте горного дела, геологии и геотехнологий СФУ. Хорошо выступили участники из дома детского творчества Боготола, занявшие первые места по петрографии и палеонтологии сразу в двух возрастных категориях. Отличился и представитель 137 школы, который получил диплом 1 степени в категории 6-8 классов, а новая команда из лицея №2 Красноярска увезла диплом 3 степени в общем зачете в возрастной группе 3-5 классов и 2 степени по палеонтологии.

Такие олимпиады не просто развлечение, геолог сегодня — это востребованная и хорошо оплачиваемая специальность, и сегодняшнее хобби может в будущем стать для ребят профессией в жизни. 


А вы уже читаете «Проспект Мира» в Телеграме?

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх