Posted 13 марта 2019,, 09:45

Published 13 марта 2019,, 09:45

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

«С прицелом на малый бизнес»: как крупный федеральный ритейл помогает местным производителям

13 марта 2019, 09:45

Крупный бизнес часто критикуют — его принято считать помехой малому и среднему бизнесу. Однако текущие экономические реалии говорят об обратном: так сотрудничество федеральных сетей и местного бизнеса в продуктовом ритейле приносит пользу обеим сторонам. Именно крупные сети помогают развиваться местным небольшим поставщикам. На примерах попробуем разобраться, какие перспективы может открыть для местных бизнесменов сотрудничество с федеральным ритейлом.

Красноярцев можно назвать патриотичными покупателями. Доля местных продуктов в ассортименте торговых сетей и магазинов, работающих в Красноярске, доходит в целом до 50%. В основном это овощи, молочная продукция, яйца, колбасы и мясо. Федеральные сети, заходя в регион, как правило, стараются учитывать эту патриотическую специфику. Так, доли отдельных категорий местных продуктов в линейке сетевых ритейлеров еще несколько лет назад колебались от 20% до 100% в зависимости от вида товара. Исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков оценивает текущую долю российских продуктов питания на прилавках сетей в 80%. 

В феврале 2019 года в Красноярск пришел новый федеральный ритейлер — в городе открылись первые магазины «Пятерочка» компании X5 Retail Group. За год сеть планирует запустить еще около 30 магазинов. Доля продукции, произведенной в Красноярском крае, в текущем ассортименте «Пятерочки» составляет 15%, а в скором времени она вырастет до 20%. 

Фото: dela.ru

Если судить по федеральной статистике, то X5 активно наращивает базу местных поставщиков. Только в 2018 году X5 Retail Group начала сотрудничать с 1 312 российскими поставщиками из 67 регионов семи федеральных округов. Это почти в полтора раза больше, чем в 2017-м. Всего в магазинах X5 (управляет сетями «Пятерочка», Перекресток», «Карусель») представлена продукция более 5600 поставщиков. В некоторых субъектах доля местных товаров в прошлом году превысила 30%. 

Президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов поясняет, что выгодное взаимодействие крупных торговых сетей и малого и среднего бизнеса начинается тогда, когда какой-то продукт никто кроме небольших локальных производителей поставлять не может. Чаще всего это касается продукции с малыми сроками хранения.

«Некоторые ритейлеры создают фермерские уголки в формате shop-in-shop у себя в магазинах — именно с прицелом на малый бизнес, — приводит пример Карпов. — Или дают возможность малому и среднему бизнесу в прилегающей зоне открыть свои прилавки, расширяя тем самым торговое предложение магазина — за счет более широкого ассортимента мясной продукции или хлебно-кондитерской».

Как раз подобный проект вместе с федеральными ритейлерами запустил известный производитель «ДиХлеб» из Дивногорска — компания открыла свои мини-пекарни прямо на территории магазинов. «ДиХлеб» — один из лидеров на рынке в Красноярска, и сотрудничает с крупными торговыми сетями, в том числе с X5 Retail Group, рассказывает гендиректор «ДиХлеба» Евгений Демидов. 

С его слов, в какой-то момент «ДиХлеб» предлагал местным ритейлерам не только поставлять продукцию, но и выпекать ее на территории магазинов в мини-пекарнях. Однако у тех уже было свое мучное производство, поэтому, боясь потерять клиента, сотрудничать в таком ключе небольшие сети не захотели, говорит Евгений Демидов.

Федеральные ритейлеры, напротив, идеи «ДиХлеба» поддержали. Сейчас мини-пекарни компании есть и в красноярских «Пятерочках». «Мы занимаем всего лишь 10 квадратных метров в торговой сети, а не 50-100 как другие пекарни, — описывает он точку в одной из «Пятерочек». — Но на этих 10 квадратных метрах даем такой же эффект [как более крупные пекарни]. Здесь как бы тройная выгода: мы увеличиваем свой товарооборот, магазин получает больше покупателей и при этом у них еще остается достаточно свободных площадей, которые они могут использовать под торговлю».

По словам Демидова, X5 Retail Group к выбору местных поставщиков подходит очень серьезно. «Их специалисты приезжали, изучали производство и продукцию, — делится он. — Качество продукта — на первом месте, конечно же. Какие-то замечания были, большинство мы оперативно исправляли, а также разрабатывали план по дальнейшему устранению всех негативных факторов, которые могли бы повлиять на производство». 

«Начиная сотрудничество с новыми поставщиками, сети, как правило, проводят аудит, — комментирует Андрей Карпов из Ассоциации экспертов рынка ритейла. — Ритейлер заинтересован в том, чтобы понимать своего поставщика — на каком оборудовании он работает, какими документами руководствуется, как все устроено с точки зрения техпроцессов. Это дает возможность выявить риски нарушений, которые по сети могут ударить больнее, чем по поставщику».

«ДиХлеб», помимо работы минипекарен, также поставляет в ту же «Пятерочку» и свою готовую продукцию. «Наибольший объем у нас, конечно, производится на основном заводе в Дивногорске, — поясняет Демидов. — Пекарни — это больше маркетинговый ход нашего бренда для привлечения нового покупателя. В мини-пекарнях мы выкладываем свой горячий хлеб прямо в магазине: люди приходят, пробуют, и потом начинают покупать и другую нашу продукцию, которую мы привозим, уже упакованную и выпеченную на заводе».

Евгений Демидов рассчитывает и дальше продвигать проект мини-пекарен в сотрудничестве с X5 Retail Group. «Наши пекарни и внешним видом привлекают покупателей: натуральное дерево, нет ни пластика, ни других компонентов, которые у человека какой-то могут негатив вызвать. Мы стремимся держать нашу планку качества на высоком уровне во всем». 

По словам гендиректора «ДиХлеба», завод планирует наращивать объемы производства с распространением сети «Пятерочек» по краю: «Нам этот рост выгоден: чем больше «Пятерочки», тем больше продукции в магазины мы сможем возить и зарабатывать». Демидов уточняет, что у компании есть понимание, какие объемы производства потребуется и какие мощности и оборудование для этого нужны. «Если хорошо работает система сбыта, то надо наращивать еще и систему производства», — говорит он.

«Сетям нужно стандартное качество, определенные процедуры, скорость доставки — это можно отнести к объективным критериям, — пояснял исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. — Объем продукции фермер может продавать такой, который у него есть, а не тот, который требуется для магазинов. Некоторые сети практикуют такое сотрудничество. И на наш взгляд, это один из самых реальных видов сотрудничества».  

Демидов не исключает, что «ДиХлеб», сотрудничая с федеральным ритейлером, в перспективе сможет выйти и в соседние регионы — в практике той же X5 примеры выходов местных производителей за пределы своего региона есть. 

В самой компании X5 Retail Group подтверждают, что нацелены на выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений с производителями: «Компания уделяет особое внимание локальным поставщикам в каждом регионе и стремится обеспечить максимальное присутствие их продукции в магазинах. Такое тесное взаимодействие предоставляет местным производителям широкий канал сбыта их товаров, а покупателям — разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам», — комментируют представители компании.

Среди инструментов, с помощью которых привлекаются местные поставщики, X5 называет, в том числе, деловые форумы «Диалог Х5» в Москве, Уфе и Саратове и совместные мероприятия с торгово-сервисными предприятиями для производителей в регионах России. Неудивительно, что местные поставщики все активнее сотрудничают с ритейлером. Только в Сибирском федеральном округе в течение 2018 года ассортимент торговой сети «Пятерочка» пополнился продукцией 121 нового поставщика из Сибири. Самыми активными в 2018 году стали производители Новосибирской области, где с X5 начали сотрудничество 44 партнера. Также в прошлом году у торговой сети «Пятерочка» появилось 27 новых поставщиков из Алтайского края, 17 — из Красноярского края, 11 — из Омской области, восемь — из Кемеровской области, по шесть из Хакасии и Томской области, а также два из Бурятии.

"