Posted 7 сентября 2015,, 08:40

Published 7 сентября 2015,, 08:40

Modified 29 мая 2023,, 09:28

Updated 29 мая 2023,, 09:28

Сапожник Махир Джавадов: «Когда обувь удобная, человек готов любую сумму платить, только бы не выбрасывать»

7 сентября 2015, 08:40

Вот вам интересно, как открыть малый бизнес, как работается депутатам и министрам, а много ли знают о буднях обычного сапожника? Магистр набоек, профессор кожевенного дела и кудесник заевших "молний" Махир Джавадов поделился с нами рассказами о своем ремесле, о налогах и об учениках.

Ларечек «Ремонт обуви» на пересечении Ленина и Дзержинского по праву можно считать городской достопримечательностью. Он стоит здесь с начала 80-х годов. Мы поговорили с Махиром Джавадовым - сапожником, являющимся владельцем этого павильона с 1990 года.

- Как вы выбрали эту профессию? Учились где-то специально?
- Это произошло случайно. Когда случился «горбачевский переворот», я работал в строительном кооперативе. Денег не платили. А в этом павильоне у меня друг работал, я к нему частенько в гости заходил. Стал учиться. А когда он собрался уезжать, то меня доучил и с 1990 года я стал здесь работать. Потом оформился, как индивидуальный предприниматель. Работаю законно, плачу налоги. Я гражданин России.

- Вы родились в Красноярске?
- Нет, я из Баку. В 1987 году приехал в Красноярск по комсомольской путевке. Нас был целый отряд – 104 человека. С того времени живу, работаю, потом гражданство получил. Когда мы приехали, нас раскидали по разным производствам. Я попал в Электромонтажное управление. Месяц учился и работал сразу, на практике все постигал. Получил удостоверение электромонтажника второго разряда. Заключил договор на два года, отработал своё, потом пошел на стройку. Я в армии служил в стройбате, поэтому навыки у меня уже были.

- Были моменты, что ваш павильон хотели убрать?
- Много раз такое было, и до сих пор… продлевать договор аренды очень сложно. Договор у меня до 2017 года, а что дальше… Посмотрим.

- Может, вас зарегистрировать, как памятник архитектуры?
- Да, да! (смеется)

- Люди-то идут ремонтировать обувь?
- Стало меньше. Дешевой обуви много на рынке продают. А наша работа, услуга, тоже дорого стоит, дороговато в некотором роде. Сами понимаете, материалы дорогие, налоги платим, за свет. Исходя из этого и цена складывается. Если человек купил за 300 рублей одноразовую обувь на месяц, он ремонтировать ее не понесет. Да и мы такую обувь не возьмем – бесполезно ее ремонтировать. Но мы еще сумки ремонтируем и ключи изготавливаем. Делаем, что можем.

- А вообще качество обуви упало?
- Да, намного упало. И дорогую обувь приносят, на качество жалуются. Не то, конечно, качество, что было при Советском Союзе. Зато когда обувь удобная, человек готов любую сумму платить, только бы не выбрасывать. Редко найдешь сейчас удобную обувь. Купят, еле разносят. Бывает, приносят, говорят – уже месяц ношу, не разнашивается, сделайте что-нибудь. А что мы тут можем сделать? Фабричный брак – есть брак, с ним уже ничего не сделаешь. Мы любую обувь ремонтируем, которая подлежит ремонту. Есть натуральная обувь, ее и подклеить можно и подшить. А одноразовую и не подклеишь и не подошьешь.

- Постоянные клиенты у вас есть?
- Конечно! Некоторые приезжают из Северного, из Солнечного, из Северо-Западного. Как при Советском Союзе ко мне ходили, так и ходят. Эти люди покупают хорошую, удобную обувь и не выкидывают.

- В чем особенность профессии? Любой может стать сапожником?
- Я бы не сказал – любой может. Ко мне многие приходили учиться. Большинство через неделю уходило, потому что не получалось. А тот, у кого должно получиться, уже со второго дня показывает себя. А если неделю учится и не получается у него, то и не получится. В этой профессии главное терпение. Умение общаться с людьми. Народ приходит всякий – с пол-оборота заводится, или ругается. Со всеми надо уметь общий язык найти, само собой.

- Общаетесь ли вы с коллегами сапожниками из других точек ремонта обуви?
- Часто общаемся. Интересуемся, как у них работа. И по цене, чтобы равная была.

- Какой прогноз дадите? Профессия сапожника останется или уйдет в прошлое?
- Как было всю жизнь нужно, так всю жизнь нужно будет. Если люди будут босиком ходить, тогда, конечно, мы уже не нужны будем. Если даже дорогая обувь уже через месяц рвется, то ремонт нужен. Главное, чтобы чиновники нас не выгнали. Разговоры идут, что закроют все павильоны. А в домах арендовать – очень дорого выходит. И ремонт дороже получится, тогда эта услуга не выгодной станет. Но, надеемся, что нас чиновники поймут.

"