Уведомления
14 7 м/с
Уведомления
14 7 м/с

Шубскохранилище: пять скандалов, которые пережил Музейный центр на Стрелке

Редакция «ПМ»
8
Бессменного директора Красноярского музейного центра на Стрелке Михаила Шубского отправляют на пенсию. Одни это известие приняли как возможный новый стимул в развитии современного искуства, другие, поглаживая усы и натачивая шашки, злорадно ждут разгрома «гнезда порока», третьи — негодуют и пишут петиции в защиту музея. «Проспект Мира» решил вспомнить предыдущие скандалы вокруг музея и то, как справлялся с ними Михаил Шубский.

Китайские пытки, 2004 год
Внезапный скандал случился после появления в тогда еще КИЦе картин, изображающих муки китайских сектантов в лапах китайских властей. Живописные полотна с прижжёнными утюгами, раздавленными досками и изрыгающими собственные внутренности телами вызвали ярость китайской стороны, потребовавшей немедленного закрытия выставки. Китайцы уверяли, что, во-первых, у них такого не бывает, во-вторых — сектанты сами напросились.

Они выступают против науки, медицины. Например, если человек заболеет, велят ему не ходить к врачу, а заниматься их духовными практиками. Много народа умерло после этого. Пропаганда этого движения в Красноярске, проведение выставки – не полезная вещь, а очень вредная. Не надо было разрешать им выставляться в России, — завила тогда председатель краевой китайской общины Мария Чжао-Хун.

В итоге выставку всё же оставили, сняв, правда, наиболее жуткие произведения.

Абсолютно все документы у организаторов выставки были в порядке. Нам показалось, что и по содержанию картины приемлемые. Ведь они отражают новейшую историю Китая, —отметил Михаил Шубский.


Выставка портретов политзаключенных современной России, 2006 год
Скандал разразился во время подготовки к организованной Музеем Сахарова выставке, на которой должны были быть представлены портреты полит-узников среди которых намеревались разместить портрет осужденного за разглашение государственной тайны красноярского физика Валентина Данилова. Напомним, Данилов получил 14 лет колонии строгого режима за шпионаж в пользу дружественного Китая. При этом правозащитники указывали, что переданные Даниловым данные появились в открытой печати за 10 лет до этого и связывали преследование ученого с политикой. Однако прокуратура считать Данилова политическим наотрез отказывалась, и перед выставкой, в свойственной ей легкой и непринужденной манере, намекнула, что хорошо бы портрет шпиона с выставки снять. Дело разрешилось после личного визита Михаила Шубского в обитель законности, откуда он вышел с разрешением на выставку, а так же с уведомлением, что «Красноярский музейный центр представляет точку зрения организаторов выставки. Авторская позиция может не совпадать с официальной». Листочек был наклеен при входе, в качестве оберега.


Родина, 2012 год
Эпическая битва за «Родину» разразилась в Красноярском музейном центре в самый разгар дела Pussy Riot. После танцевального вечера в храме Христа Спасителя власти и церковь стали относиться к современному искусству крайне нервно, а тут еще выставка, на которой представлена модель православного храма с клизмами вместо куполов. Да еще и везет всю эту красоту сам Марат Гельман, при одном упоминании которого казаки и православные активисты превращаются в тыкву. Начался всенародный хипеж с петициями, плакатами, нагайками и обоюдным забрасыванием фекалиями. Незадолго до этого ровно то же действо с большим успехом прошло в Новосибирске — но там музейное сообщество дрогнуло и «Родину» все-таки запретили. У нас народ оказался покрепче и выставка все-таки состоялась. Правда, без той самой композиции с клизмами.

«Нельзя ничего запрещать, нужно спорить, ведь именно в дискуссии рождается истина. А «Родина» — всего лишь выставка различных российских современных художников, чьи работы находятся в экспозициях авторитетных галерей России», — отметил Шубский.

Фото: yablor

Музей современного искусства, 2012 год
Плох тот музей , который ни разу не был замешал в разборки, связанные с финансированием. Красноярский музейный центр поучаствовал в таковых во время истории с созданием в городе Музея современного искусства. По городу пошли слухи, что на создание такового власти выделят весьма заманчивое количество бюджетных миллионов, и руководитель Красноярской организации Союза художников Сергей Ануфриев тут же почувствовал себя современным художником. На дискуссии в музейном центре он заявил, что современный и ныне живущий синонимы, и пирог надо резать на всех. В ответ сотрудники центра сообщили, что современным надо считать лишь тех, кто работает в отрасли эксперимента и новаторства, а рисовальщикам березок финансирования не положено. Слава Богу, сейчас ни у кого нет монополии на истину. Каждый может по-разному понимать, что такое современное искусство.

Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос, так же, как нельзя однозначно ответить, что такое электрон – частица или волна?, — философски заявил тогда Шубский.

Всех примерили власти, не давшие денег ни тем, ни другим.

Фото: bigpicture

Сочи-2014, 2013 год
Эта история произошла, строго говоря, не у нас, но так как Слонов — сын земли красноярской, а Музейный центр — его дом родной, история эта не могла не аукнутся и в наших широтах. Фабула всем известна: Василий Слонов выставил всё у того же Марата Гельмана в Перми серию работ о надвигающейся сочинской олимпиаде, местные власти не остались равнодушны к искусству, выставку прикрыли, а самого Слонова из города выперли, отправив за ним и Марата Гельмана. Поле этого, как это принято, художника начали прессовать по всем фронтам, в том числе и на малой родине. Но Красноярский музейный центр Слонова не сдал, а Шубский заявил, что, в отличии от Гельмана, у нас тут все по-доброму.

Мы стараемся работать мягче. Я думаю, что это идет на пользу современному искусству. Это ведь не однодневка, а целая система, которая учит человека по-другому смотреть на этот мир — под другим углом, другими глазами. Оно задает новые горизонты сознания, расширяет наше представление о мире, — заявил директор центра.

Фото: КП

фото обложки — Олег Суслов

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх