Шубскохранилище: пять скандалов, которые пережил Музейный центр на Стрелке

Редакция «ПМ»
961
Бессменного директора Красноярского музейного центра на Стрелке Михаила Шубского отправляют на пенсию. Одни это известие приняли как возможный новый стимул в развитии современного искуства, другие, поглаживая усы и натачивая шашки, злорадно ждут разгрома «гнезда порока», третьи — негодуют и пишут петиции в защиту музея. «Проспект Мира» решил вспомнить предыдущие скандалы вокруг музея и то, как справлялся с ними Михаил Шубский.

Китайские пытки, 2004 год
Внезапный скандал случился после появления в тогда еще КИЦе картин, изображающих муки китайских сектантов в лапах китайских властей. Живописные полотна с прижжёнными утюгами, раздавленными досками и изрыгающими собственные внутренности телами вызвали ярость китайской стороны, потребовавшей немедленного закрытия выставки. Китайцы уверяли, что, во-первых, у них такого не бывает, во-вторых — сектанты сами напросились.

Они выступают против науки, медицины. Например, если человек заболеет, велят ему не ходить к врачу, а заниматься их духовными практиками. Много народа умерло после этого. Пропаганда этого движения в Красноярске, проведение выставки – не полезная вещь, а очень вредная. Не надо было разрешать им выставляться в России, — завила тогда председатель краевой китайской общины Мария Чжао-Хун.

В итоге выставку всё же оставили, сняв, правда, наиболее жуткие произведения.

Абсолютно все документы у организаторов выставки были в порядке. Нам показалось, что и по содержанию картины приемлемые. Ведь они отражают новейшую историю Китая, —отметил Михаил Шубский.


Выставка портретов политзаключенных современной России, 2006 год
Скандал разразился во время подготовки к организованной Музеем Сахарова выставке, на которой должны были быть представлены портреты полит-узников среди которых намеревались разместить портрет осужденного за разглашение государственной тайны красноярского физика Валентина Данилова. Напомним, Данилов получил 14 лет колонии строгого режима за шпионаж в пользу дружественного Китая. При этом правозащитники указывали, что переданные Даниловым данные появились в открытой печати за 10 лет до этого и связывали преследование ученого с политикой. Однако прокуратура считать Данилова политическим наотрез отказывалась, и перед выставкой, в свойственной ей легкой и непринужденной манере, намекнула, что хорошо бы портрет шпиона с выставки снять. Дело разрешилось после личного визита Михаила Шубского в обитель законности, откуда он вышел с разрешением на выставку, а так же с уведомлением, что «Красноярский музейный центр представляет точку зрения организаторов выставки. Авторская позиция может не совпадать с официальной». Листочек был наклеен при входе, в качестве оберега.


Родина, 2012 год
Эпическая битва за «Родину» разразилась в Красноярском музейном центре в самый разгар дела Pussy Riot. После танцевального вечера в храме Христа Спасителя власти и церковь стали относиться к современному искусству крайне нервно, а тут еще выставка, на которой представлена модель православного храма с клизмами вместо куполов. Да еще и везет всю эту красоту сам Марат Гельман, при одном упоминании которого казаки и православные активисты превращаются в тыкву. Начался всенародный хипеж с петициями, плакатами, нагайками и обоюдным забрасыванием фекалиями. Незадолго до этого ровно то же действо с большим успехом прошло в Новосибирске — но там музейное сообщество дрогнуло и «Родину» все-таки запретили. У нас народ оказался покрепче и выставка все-таки состоялась. Правда, без той самой композиции с клизмами.

«Нельзя ничего запрещать, нужно спорить, ведь именно в дискуссии рождается истина. А «Родина» — всего лишь выставка различных российских современных художников, чьи работы находятся в экспозициях авторитетных галерей России», — отметил Шубский.

Фото: yablor

Музей современного искусства, 2012 год
Плох тот музей , который ни разу не был замешал в разборки, связанные с финансированием. Красноярский музейный центр поучаствовал в таковых во время истории с созданием в городе Музея современного искусства. По городу пошли слухи, что на создание такового власти выделят весьма заманчивое количество бюджетных миллионов, и руководитель Красноярской организации Союза художников Сергей Ануфриев тут же почувствовал себя современным художником. На дискуссии в музейном центре он заявил, что современный и ныне живущий синонимы, и пирог надо резать на всех. В ответ сотрудники центра сообщили, что современным надо считать лишь тех, кто работает в отрасли эксперимента и новаторства, а рисовальщикам березок финансирования не положено. Слава Богу, сейчас ни у кого нет монополии на истину. Каждый может по-разному понимать, что такое современное искусство.

Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос, так же, как нельзя однозначно ответить, что такое электрон – частица или волна?, — философски заявил тогда Шубский.

Всех примерили власти, не давшие денег ни тем, ни другим.

Фото: bigpicture

Сочи-2014, 2013 год
Эта история произошла, строго говоря, не у нас, но так как Слонов — сын земли красноярской, а Музейный центр — его дом родной, история эта не могла не аукнутся и в наших широтах. Фабула всем известна: Василий Слонов выставил всё у того же Марата Гельмана в Перми серию работ о надвигающейся сочинской олимпиаде, местные власти не остались равнодушны к искусству, выставку прикрыли, а самого Слонова из города выперли, отправив за ним и Марата Гельмана. Поле этого, как это принято, художника начали прессовать по всем фронтам, в том числе и на малой родине. Но Красноярский музейный центр Слонова не сдал, а Шубский заявил, что, в отличии от Гельмана, у нас тут все по-доброму.

Мы стараемся работать мягче. Я думаю, что это идет на пользу современному искусству. Это ведь не однодневка, а целая система, которая учит человека по-другому смотреть на этот мир — под другим углом, другими глазами. Оно задает новые горизонты сознания, расширяет наше представление о мире, — заявил директор центра.

Фото: КП

фото обложки — Олег Суслов

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх