Posted 5 мая 2016, 19:42
Published 5 мая 2016, 19:42
Modified 29 мая 2023, 09:25
Updated 29 мая 2023, 09:25
С развитием онлайн-ресурсов, которые позволяют отслеживать движение общественного транспорта, на остановках Красноярска гораздо реже стали попадаться уличные диспетчеры, известные в народе как «кукушки». Сами они свое будущее видят по-разному: кто-то считает, что работать можно будет еще максимум пару лет, кто-то — что «нормальному диспетчеру» работа найдется всегда.
Кукушки как явление появились в 1990-е, когда в транспортной системе царил хаос. За деньги особо предприимчивые люди начали подсказывать водителям, на сколько минут их автобус отстает от конкурентов и коллег. Заместитель председателя ассоциации перевозчиков Красноярского края Виктор Сидоров говорит, что кукушки возникали тогда сами по себе — с предприятиями-перевозчиками они никак не связаны.
По его словам, уличные диспетчеры есть во многих городах, но в Красноярске они прижились лучше всего.
— Дело в географии и логистике города. У нас и Енисей, и железная дорога через весь Красноярск проходят — соответственно, много мостов, путепроводов», — поясняет он.
Отсюда — множество растянутых на весь город и дублирующих друг друга маршрутов. На центральных улицах, на проспекте «Красноярский рабочий», улицах Партизана Железняка и Никитина и в некоторых других местах их число доходит до 20-30. «Соответственно, водителю важна информация о передвижении конкурентов, маршруты с которыми совпадают на многие километры», — уточняет Сидоров.
Один из главных минусов явления, по его мнению, в том, что кукушки «скачут» по проезжей части и подвергают себя и участников дорожного движения риску. Кроме того, получая информацию от кукушек, «неадекватные» водители устраивают между собой гонки в борьбе за пассажиров. Есть и плюсы: «адекватным» водителям кукушки, напротив, помогают выстроить более ритмичное и ровное движение на участках дороги — без «дырок-пауз» между автобусами. «А это выгодно и пассажиру», — добавляет эксперт.
Активно бороться с кукушками в Красноярске пробовали около шести лет назад на фоне роста ДТП с участием пассажирского транспорта. Власти рекомендовали перевозчикам запретить своим водителям пользоваться услугами уличных диспетчеров, однако особо результата это не принесло, явление осталось.
У самой администрации каких-либо полномочий и возможности наказывать кукушек нет, рассказали в департаменте транспорта мэрии Красноярска. Виктор Сидоров добавляет, что штрафовать кукушек могут дорожные полицейские за выход на проезжую часть и налоговая служба — за незаконное, по сути, предпринимательство. Большинство, если не все, из диспетчеров как индивидуальные предприниматели не зарегистрированы, так что и налоги они не платят.
Как именно организован бизнес кукушек, не совсем ясно. Уличные диспетчеры, с которыми пообщался «Проспект Мира», об этом говорили неохотно либо уходили от ответа. Какой-то единой конторы-оператора, которая бы объединяла под одной крышей всех кукушек в городе, судя по всему, не существует. Но вот напарники, работающие на одних остановках, очевидно, между собой скооперированы.
От «чужаков», которые захотят встать на уже занятую остановку либо «поднять» денег с кукушек, защищает «крыша», поведал «Проспекту Мира» один из диспетчеров. «Если какие-то проблемы возникают, приезжают дяденьки на «мерсах» и всё решают. Это уже налаженная за долгие годы система», — рассказывает собеседник.
За содействие крышующие берут определенную плату — примерно четверть всего дохода кукушки.
В результате появления ГЛОНАССа, GPS и сайта мэрии, на котором показывается передвижение общественного транспорта, актуальность профессии несколько потерялась, полагает Сидоров. Уличный диспетчер, работающий в районе Театральной площади, добавляет, что с помощью сайтов и мобильных приложений теперь водители могут отслеживать конкурентов сами, сидя прямо в салоне автобуса, и у многих потребность в сторонней помощи отпала.
В результате количество кукушек и их «точек контроля» в городе уменьшилось. Диспетчер с Театральной вспоминает, что еще лет 10 назад кукушки стояли чуть ли не на каждой остановке в городе.
Сейчас же «рабочих» остановок осталось 11: в районе театра оперы и балета, кинотеатра «Луч», Органного зала, Красной площади, стадиона «Локомотив», медицинского университета, автовокзала, ТЦ «Командор», ГорДК, а также у бывшего кинотеатра «Родина» и на Предмостной площади.
Кукушки работают, как правило, в три смены по четыре-шесть часов, так что в общей сложности в Красноярске сейчас осталось около 30 уличных диспетчеров.
— И последние года три мы как динозавры — вымираем. Думаю, нашей профессии осталось от силы года два, а дальше — всё, — предсказывает диспетчер с Театральной площади. — Раньше нам водители сами звонили, чтобы узнать, кто где находится, сейчас — всё реже.
По его словам, его ежемесячный доход упал за последнее время раза в два — до 30 тысяч. При том, что этот диспетчер работает не посменно, а с 9:00 до 18:00. «Получается полноценный рабочий день, — замечает он. — Что в 30 градусов мороза, что в 30 градусов жары».
— Раньше к нам сложно было попасть, только по знакомству, — продолжает диспетчер. — А сейчас особо идти-то никто не хочет. Зимой вообще иногда остановки без кукушек пустуют.
Многие из его бывших коллег сделали своего рода шаг по карьерной лестнице и теперь работают водителями маршрутных автобусов. «Я полжизни диспетчером проработал и не знаю, куда потом податься. Перспектив особых пока не вижу. Сейчас и так люди без работы сидят, приходится и за 30 тысяч рублей держаться», — отмечает «театральный» диспетчер.
Такой пессимизм не разделяет его коллега с остановки «стадион «Локомотив». «Нормальному диспетчеру нормально работается», — бросает парень, добавляя, что не заметил, что представителей его профессии стало меньше. Его рабочий день длится, к слову, 12 часов, но и на свои доходы он не жалуется:
— Вы мне найдите работу с зарплатой в 50 тысяч — тогда уйду.
Как поясняет молодой человек, даже несмотря на то, что почти у всех водителей маршруток есть мобильный интернет и возможность отслеживать конкурентов самостоятельно, они всё равно продолжают звонить кукушкам и спрашивать, кто и где сейчас находится:
— Программа несложная — просто водители привыкли к нам обращаться. Я нормальный диспетчер, всех их знаю по именам, по фамилиям. У меня в телефоне 900 номеров сохранено.
Больше всего звонков, когда интернет падает или сайт и приложения начинают глючить, объясняет диспетчер на «Локомотиве». «У меня телефон тогда красный становится от звонков водителей — жалуются, что вслепую едут, просят подсказать», — добавляет он.
Еще одна причина, по которой кукушки не исчезли окончательно — это недобросовестные водители, которые отключают у себя ГЛОНАСС. С выключенной системой транспорт попросту не видно и на сайте мэрии, так что тут для полноты картины опять нужна помощь диспетчеров с улиц.
— ГЛОНАСС выключают даже муниципалы — а они же на зарплате, им вообще по идее должно быть всё равно. Скучно ездить, видать. Охота погоняться, — размышляет диспетчер с Театральной.