«Наберитесь терпения»: последний обитатель умирающего Скульптурного городка о вере и долге

Редакция «ПМ»
2338

В Скульптурном городке, построенном в конце 70-х для Союза художников, когда-то кипела жизнь: тут были мастерские у самых выдающихся скульпторов Красноярска. Но сегодня здание по адресу Высотная, 2 практически заброшено и медленно разрушается. Фотограф Юлия Раскова встретилась с последним обитателем городка и выяснила, как можно работать без отопления и света, зато с верой.


Скульптор Василий Сивцев, член Союза художников с 2000 года, творческий псевдоним — Отур Силис. Василий охотно соглашается показать нам мастерскую и рассказать обо всём.


За долгие годы своего существования Скульптурный городок накопил солидный творческий фонд.

Тут работали многие известные скульпторы: Юрий Ишханов («Кандальный путь»), Борис Мусат (памятник Войно-Ясенецкому), Адель Абдархимов (автор единственного в мире памятника за полярным кругом — исследователю Никифору Бегичеву в Диксоне), Владимир Зеленов (скульптурная композиция семьи Астафьевых в Овсянке).

Начало 2000-х стало для Скульптурного города началом конца: передел собственности затронул все сферы жизни общества, в том числе и земли, на которой сейчас находится городок.

В конце 2010 года кадастровый паспорт на эту территорию был оформлен под функциональное назначение для административных объектов, финансово-кредитных организаций, объектов торговли, общественного питания и тому подобного.

С 2003-го на территории городка отключили горячую и холодную воду, свет — скульпторы пробовали обращаться с жалобами, но безрезультатно. Сам Василий не унывает: «Свечи у меня есть, буржуйка есть, вода есть — продержимся!»

Мастерская Василия и его работы. На фоне всех работ выделяется книга «Санта Костыл». «Я некрещеный был, — рассказывает Василий. — Потом уже крестился. Потому что без веры никак нельзя. Человеку всегда нужно во что-то верить».

«Это я!» — говорит Василий о скульптуре «Дитя земли» 1975 года. «В детстве я думал, что земля круглая и у меня лицо такое же круглое».

Инструменты скульптора.

«Не торопитесь, работайте тщательно, у нас здесь одна цель — учиться. Наберитесь терпения», — гласит надпись над фотографиями работ Василия.

«Таких мастерских больше ни в одном городе России нет и мира!» — гордо говорит Василий. И мы понимаем — есть чем гордиться. В мастерских были созданы все условия для жизни и работы скульпторов: большие и просторные помещения, дневной свет, комнаты отдыха.

Большая мастерская Василия. Четырехметровая скульптура землепроходца Н. А. Бегичева в центре.

В мастерских температура воздуха намного ниже, чем на улице.

В 2014 году была проведения экспертиза, по результатам которой признали отсутствие оснований для придания Скульптурному городку статуса объекта культурного наследия.

Тут есть и другие мастерские, но какие-то закрыты, а другие постигла трагическая участь.

К примеру, мастерская скульптора Владимира Зеленова сгорела в 2015 году. Художник был в эти дни в Саянском районе. Сотрудники следственных органов, прибывшие на место происшествия, квалифицировали это как умышленный поджог. 

Василий, как может, следит за порядком, но такое разрушение восстановить ему одному не под силу. «Говорят, что восстановлению не подлежит, но я думаю, что в наш век высоких технологий это всё же возможно».

«Раньше здесь было много уцелевших скульптур — сейчас все порастащили», — сетует Василий.

Но Василий всё же верит, что городок необходимо сохранить для будущих поколений, и старается делать всё, чтобы поддерживать порядок и жизнь в дорогом его сердцу месте.

больше фотографий смотрите тут

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх