«Слово «интриги» вообще неуместно»: как увольняли режиссера театра оперы и балета

Александр Ибрагимов
6500

В красноярском театре оперы и балета из-за увольнения режиссера-постановщика Надежды Столбовой разразился скандал. Увольнение обросло слухами и домыслами: уволили то ли из-за постановки «Травиата», то ли чтобы поставить на место Надежды дочку солистки Большого театра. «Проспект Мира» разбирался в запутанной истории.

Руководство театра после поднявшейся шумихи вынуждено было провести специальный брифинг для журналистов. Со слов директора театра оперы и балета Светланы Гузий выходило, что на самом деле Надежду Столбову не увольняли. Просто в сентябре у той закончился срочный трудовой контракт, продлевать который не стали — почему, директор не пояснила.

Против такого решения руководства театра, как выяснилось, были против в красноярском министерстве культуры. «Минкульт не просто не рекомендовал (увольнять Надежду), минкульт вообще в шоке от этой истории, — рассказали «ПМ» в пресс-службе ведомства. — Мы не в полномочиях влиять на решения директора по ее сотрудникам. Но мы не единожды проводили совещания с руководством театра по поводу «переосмысления» этого решения. Для нас Надежда — крайне ценный кадр, и мы были в полном недоумении от столь ошибочного некрасивого поступка со стороны театра».

В то же время, по словам Светланы Гузий, сотрудничество с Надеждой будет продолжаться: «У нас с ней была договоренность — одна постановка в год. Ничего не изменилось». Гузий добавила, что с Надеждой был заключен новый договор, но уже не как с режиссером-постановщиком, а как с режиссером-репетитором.

Худрук театра Сергей Бобров сказал, что речь идет не о понижении Столбовой, а об «изменении статуса». «Я как постановщик могу сказать, что заниматься рутинной работой в театре очень трудно: все приходят со своими вопросами, проблемами — а их миллион. Собраться морально на какую-то постановку очень трудно, — пояснил Бобров. — В данном случае Надежда в какой-то степени переходит в другую категорию постановщиков».

Сейчас, как добавила директор театра, обсуждается новая возможная постановка Столбовой в этом сезоне — опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, которую режиссер предлагала еще в сентябре. В ноябре Надежда должна приехать со своей постановочной командой в Красноярск (сейчас она находится не в городе) на заседание художественного совета театра, где будут рассматриваться предложения по новым постановкам в целом.

— Если на художественном совете всё будет принято, то, скорее всего, опера войдет в наш репертуар, — сказала Светлана Гузий.

Надежда Столбова, фото: krasopera.ru

Сама Надежда Столбова рассказала свою версию событий в программе «Метро» на «Авторитетном радио». Она подтвердила, что ее срочный трудовой договор с театром закончился 5 сентября. В оперном она работала с 2013 года, в начале каждого сезона заключая такой договор сроком на один год. О расторжении контракта предупредить ее должны были за два месяца: «Но меня никто не предупреждал. Я приехала на сезон с планом, с расписанным годом: что я буду ставить, с перспективами постановок и так далее».

— Пятого сентября меня вызвали в отдел кадров. Я подписала бумаги, думая, что подписываю трудовой договор, — описывает события Надежда. — Мне выдали мою трудовую книжку и сказали, что я свободна. Я спросила: «В смысле? Что происходит?» Мне отвечают: «Всё, вы не работаете в этом театре постановщиком. Вам, скорее всего, предложат другой контракт, но это вы узнаете уже у директора». Вот таким некрасивым образом мне, человеку, проработавшему в театре три года, была вручена в зубы книжка трудовая.

Надежда Столбова также подтвердила, что заключила с театром контракт режиссера-репетитора, но только чтобы провести 30 сентября и 12 октября показ спектакля La Traviata, который она ставила (премьера состоялась 8 июня этого года). «13 октября договор истек, и в театре я не работаю», — пояснила она.

Письмо с предложением о сотрудничестве в ноябре, по словам Надежды, от театра она получила лишь 17 октября, то есть уже после того, как поднялся шум, вызванный ее увольнением.

В целом режиссер расценивает непродление контракта с ней именно как увольнение, поскольку заранее о прекращении отношений ее не предупредили. Надежда добавила, что руководство в сентябре ссылалось на финансовые причины и что на очередную постановку Столбовой у театра нет денег.

Тогда она «пыталась пойти на уступки» и предложила театру поставить оперу «Не только любовь» Щедрина. Причем изначально, со слов Столбовой, театр отказался от ее предложения. «Мне сказали, что поезд ушел. Не знаю, куда он ушел и кто его там встретил», — рассказывает она о событиях сентября-октября.

***

Околотеатральная и культурная тусовка в соцсетях выдвигает две версии об увольнении Надежды Столбовой. Первая связана с постановкой La Traviata, которая якобы не устроила руководство оперного (к слову, с дирижером оперы Дмитрием Волосниковым театр тоже не продлил контракт).

Причем ничего скандального в самой постановке нет, признают театралы, но, как полагает солистка оперного Вера Баранова, в немилость режиссер могла впасть из-за декораций спектакля. Действие оперы происходит в когда-то роскошном, но сейчас находящемся в упадке особняке с обшарпанными стенами и мусором на сцене.

«И вдруг возникла мысль, что в декорациях отразилась действительность красноярского театра: разруха в репетиционных и вокальных классах; грибок и падающая на головы артистов штукатурка на дубль-сцене; старая мешковина в большом вокальном классе, пропитавшаяся за 38 лет пылью», — пишет Баранова.

Фото: krasopera.ru

В афише театра La Traviata до конца этого года не значится. По словам Светланы Гузий, к «Травиате» никаких претензий у театра «нет и не было». Более того, спектакль выдвинули на фестиваль «Театральная весна», так что его следующий показ пройдет в феврале-марте.

Сергей Бобров добавил, что менять режиссера La Traviata, вопреки появившимся слухам, не будут. «Никакого нового режиссера для этого спектакля, никаких изменений в нём не будет. Вот это все театральные интриги. Слово «интриги» в этой истории вообще неуместно. Понятно, они в театре есть, но это (увольнение Столбовой) не тот случай», — заявил он.

Согласно второй версии, на которой настаивают некоторые пользователи сети, Столбову «ушли», чтобы поставить на ее место нового режиссера Марию Тихонову. Выпускница «Гнесинки», студентка ГИТИСа заодно является дочерью Ирины Долженко — художественного руководителя оперной труппы красноярского театра оперы и балета и солистки Большого театра в Москве. Якобы Долженко и «продавила» свою дочь на место Надежды Столбовой.

Светлана Гузий подтверждает, что в конце прошлого сезона Марию Тихонову взяли в труппу, но не режиссером-постановщиком, а режиссером-репетитором. С красноярским оперным Тихонова сотрудничала на совместном с ГИТИСом молодежном проекте, поставив в ноябре 2015 года оперу «Медея». В рамках этого же проекта, по словам Гузий, поставлены также «Амадей» Столбовой, «Испанский час» Оксаны Рыбалки и Viva la Mamma Алексея Франдетти.

— Режиссеров нам предлагал сам вуз. Мы даже сначала не знали, что Тихонова — это дочь Ирины Игоревны (Долженко), — сказала Светлана Гузий.

Фото со страницы Марии Тихоновой на Facebook

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх