Posted 28 ноября 2019,, 03:45

Published 28 ноября 2019,, 03:45

Modified 29 мая 2023,, 10:11

Updated 29 мая 2023,, 10:11

Сокращения сотрудников и программ. Руководители красноярских телеканалов рассказали о последствиях цифровизации

28 ноября 2019, 03:45
Что происходит на местном телевидении и какие прогнозы на будущее?

Недавно стало известно, что на красноярском телеканале «Афонтово» начали сокращать штат и убирать часть программ из эфирной сетки. В среде телевизионщиков поговаривают о надвигающемся развале регионального телевидения, причиной которого послужил переход на цифровое вещание. Мы спросили у руководителей негосударственных телеканалов — «СТС-Прима», «7 канал Красноярск» и ТВК, есть ли жизнь после цифровизации и как они собираются выживать в непростые для медиарынка времена.

Сергей Рубцов, генеральный директор медиагруппы «Прима»

Фото: страница Сергея Рубцова в фейсбуке

О будущем

Красноярск, пожалуй, остался единственным городом в стране с таким количеством региональных каналов. Каждый будет сам определять свою модель работы в новых условиях — но не без потерь и сокращений. Увы, оптимизация неизбежна — у кого-то сейчас, у кого-то позже. Мы тоже готовимся к новой экономической модели и оптимизируем персонал и процессы. На 1 января штат поредеет примерно на 20 человек — это сотрудники разных отделов, в основном обеспечивающих.

Что касается модели, то «Прима» (сетевой партнер — СТС) с 1 января тоже переходит на собственное программирование, основной которого будет свой блок новостей и часть неинформационного продукта — даже чуть больше по времени, чем сейчас. Конечно же, параллельно будет прирастать и аудитория в интернете, поэтому говорить исключительно о телевидении уже нельзя — это история уже более универсальная, я бы сказал — теле-интернет-сете-видение.

Про цифровизацию и рекламный рынок

[Федеральная] программа перехода на цифровое эфирное ТВ, которая реализуется в стране уже больше 10 лет, в 2019 году достигла финального этапа и повлекла за собой существенные изменения для регионального телевидения.

Во-первых, региональные каналы просто не пустили в цифровой эфир. Результат реализации этой госпрограммы — 20 федеральных общедоступных каналов, которые есть в эфире, их бесплатно обязаны показывать кабельные операторы, их распространение дотируется государством. 

Даже «губернаторские каналы» во всех регионах —  у нас это «Енисей» — не попали в цифровые мультиплексы сразу, только спустя время их пустили без рекламы размещать несколько часов программ на 7-й кнопке канала ОТР. Чтобы хоть как-то попасть к зрителям, которые стали принимать исключительно цифровой эфир и 20 каналов.

Во-вторых, те каналы, которые все это время работали взаимовыгодно с сетевыми партнерами в регионах — СТС, «Домашний», РЕН ТВ и другие, — попав в мультиплексы, отказываются от региональных партнеров, что неизбежно меняет и экономическую модель работы в городах. По стране уже закрылось больше 10 региональных каналов.

Нужно понимать, что региональное ТВ с местными новостями нужно зрителю два-три часа вечером, ну еще немного утром. Все! В остальное время, что бы ни показывал региональный канал, это неконкурентная борьба за внимание зрителя с мощными федеральными вещателями.

В-третьих, централизация аудитории всеми способами на 20 общедоступных каналах приводит к перераспределению рекламных бюджетов, особенно на фоне монополизации рекламного рынка (телевизионную рекламу в стране продает Национальный рекламный альянс, в регионах — его дочерняя структура, агентство «Регион Медиа») к сокращению региональной рекламы. А реклама для негосударственных каналов — это, по сути, основной источник дохода. Причем при отсутствии экономического роста в стране рекламный рынок тоже оставляет желать лучшего. В Красноярске, по данным консалтингового агентства «Медиа-Спутник», падение рынка ТВ-рекламы за 10 месяцев текущего года составило 7%.

Виталий Толстов, генеральный директор «7 канал Красноярск»

Фото: sobranie.info

По нашим замерам аудитория осталась на прежнем уровне, картина не поменялась (телеканал перешел на собственное вещание с 1 ноября, бывший сетевой партнер — РЕН ТВ). Все у нас нормально.

Я общался с другими компаниями, которые перешли на цифру раньше, они говорят, что месяца два-три нужно поработать в новом формате, чтобы оценить какие-то изменения.

Что касается экономики, сейчас у всех время сложное. Все стараются снижать расходы и наращивать доходы. Мы здесь неоригинальны. Мы никого не сокращаем. Только вакансии  подчищаем — у нас есть незаполненные вакансии, вот их будем убирать, заполнять не будем. А так, работаем в прежнем режиме, в прежнем составе, у нас кардинальных изменений не произошло и не предвидится в ближайшее время. Планируем будущий год: новые программы, новые проекты, все нормально.

Мы увеличили количество программ. Если раньше у нас было три окна по полчаса, то есть мы присутствовали в эфире только полтора часа в сутки, то сейчас у нас в общей сложности от 6,5 до 8 часов в сутки. Увеличили, понятно, за счет повторов, но количество собственного контента у нас выросло в несколько раз. Собираемся наращивать его и в дальнейшем, его будет больше в новом году. Закупать [контент] будем меньше.

Вадим Востров, генеральный директор «ТВК — 6 канал»

Фото: страница Вадима Вострова в фейсбуке

О переходе на собственное вещание

У нас нормально обстоят дела. [7 октября] мы запустили телеканал с собственным программированием (бывший сетевой партнер ТВК — «Домашний»), перешли на HD-качество, увеличили количество контента. То есть мы раньше производили один час в прайме (время наиболее активного просмотра телевидения в течение суток), а стали производить три часа в прайме.

Раньше «Новое утро» было два часа, а стало три. Поэтому мы, наоборот, более чем в два раза увеличили количество контента и планируем работать над разнообразием сетки. Мы наращиваем усилия по качеству контента и присутствию в соцсетях, интернете. Мы пока не планируем оптимизацию.

Наша стратегия состоит в том, что мы хотим сделать ТВК без привлечения синдиката — без сериалов и фильмов. Наша задача: на всех уровнях делать более качественный контент, чем конкуренты. Хотим делать канал на основе своих продуктов, своих рубрик, своего информационного кольца.

Мы не хотим закупать продукт, хотим отличаться от всех местных каналов, наша стратегия предполагает, что мы будем не покупать сериалы, весь этот повторный продукт, а делать канал на основе информационного либо партнерского продукта, который бы был в нашем концепте.

Про цифровизацию и рекламный рынок

Вопрос цифровизации ставит новый вызов, то есть СМИ должны трансформироваться. И дело тут не только в цифровизации. Дело в том, что есть стагнация на рекламном рынке. Я думаю, что главный вызов не цифровизация, потому что более 90% людей смотрят телевизор так или иначе через кабель. Если мы говорим про качественную аудиторию, которая интересна рекламодателям, то 100% этой аудитории [смотрит ТВ через кабель]. Я не знаю ни одного человека среднего достатка, который бы смотрел телевизор на свою антенну, а не через кабельного оператора или не через IP-TV. Поэтому мне кажется, что мы все друг друга пугали цифровизацией, а главный вызов — это происходящее на рекламном рынке.

Выживут те медиа, которые предложат адекватную модель, связанную с вещанием в телевизоре и интернете.

"