Posted 20 июня 2019,, 11:32

Published 20 июня 2019,, 11:32

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

Уходящая натура: 16 советских мозаик в Красноярске, которые стоит увидеть

20 июня 2019, 11:32

Исследователь монументального искусства Владислава Александрович рассказала «Проспекту Мира» об образцах советской мозаики, которые еще сохранились в Красноярске. 

После принятия постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года, которое завершило эпоху сталинского ампира и положило начало советскому модернизму, мозаика стала фактически единственным проявлением индивидуальности в период жесткой типизации архитектуры. Сегодня мозаики очень редко наделены статусом объектов культурного наследия и охраняются государством, в Красноярске это всего одно мозаичное панно — «Родина-мать», но кроме него в городе можно найти еще 15 примеров монументального искусства.

Мое увлечение монументальным искусством началось с мозаики «Полет», расположившейся на торце жилого дома на проспекте Мира, у касс «Аэрофлота». Приглушенные тона, загадочные люди в строгих костюмах, символ розы ветров, компас, сетка параллелей и меридианов будоражили мое детское сознание, и я четко понимала, что передо мной что-то великое. На протяжении многих лет, каждый день по пути домой, я любовалась этой работой, пока в 2012 году ее не закрыли светодиодной конструкцией.


Вопросом, почему выбор пал именно на этот торец и именно поверх этой мозаики, я задаюсь до сих пор — пустых фасадов вокруг, чтобы установить светящееся нечто, было предостаточно. Тем не менее светящиеся снежинки никого не смущали — и, возможно, даже радовали, — а добиться демонтажа данной конструкции мне удалось только в прошлом году с помощью неоднократных жалоб в департамент архитектуры.

В поисках сведений об авторе этой мозаики, ее названии, а также времени появления я столкнулась с огромной проблемой: отсутствием единого архива о монументальном искусстве в нашем городе. Наблюдая за тем, как легко, буквально в один день, панно может быть фактически утрачено, я начала фотографировать пока еще сохранившееся и искать сопутствующую информацию.

Торец здания в 50-х годах, украшенный еще не мозаикой, а рекламой облигаций госзайма. Фото: Красноярск, которого нет

Автором этой мозаики стал Александр Степанович Лапко (1946). В 1973 году он окончил факультет монументально-декоративного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское) и до 1989 года работал в Красноярске, после чего уехал в Москву. Мозаика была выполнена в 1976 году по заказу находившегося в соседнем доме «Агентства Аэрофлота».

Александр Лапко. Фото: izokurs.ru

Еще одно мозаичное панно «Энергия», выполненное Александром Лапко в 1985 году, украшает одну из красноярских ТЭЦ.

Советская мозаика встречает гостей на Железнодорожном вокзале Красноярска. Работа выпускника Ленинградского художественного училища Степана Егоровича Орлова (1929-2003) и выпускника Иркутского художественного училища Владимира Тихоновича Башмакова (1937-2017) — яркий пример исторической и идеологической пропаганды.

В 1978 году в своем триптихе из смальты авторы изобразили восстание в красноярских железнодорожных мастерских и Ленина с соратниками на фоне красного знамени.

Степан Орлов. Фото: tretiakovka.ucoz.ru

Владимир Башмаков. Фото: ok.ru

Мозаичные панно, в отличие от живописи, не подвергались строгой цензуре, поэтому они могли быть в том числе и абстрактными. Как эта работа казахстанского художника-монументалиста Юрия Францисковича Функоринео (1941), выполненная для Красноярского краевого дворца пионеров в 1986 году.

Юрий Функоринео. Фото: foto.inform.kz

Юрий Функоринео в 1972 году окончил кафедру монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Оттуда же в 1976 году выпустился украинский художник Юрий Петрович Кравченко (1948). Его дипломной работой стал эскиз росписи Красноярского краевого дворца пионеров «Реквием погибшим детям Великой Отечественной войны». После окончания института Юрий Кравченко работал в Красноярске, но потом вернулся в Одессу. Его мозаичное панно «Био-жизнь» 1978 года украшает бывший Дворец культуры завода медицинских препаратов.

Юрий Кравченко. Фото: socrealizm.com.ua

С Юрием Петровичем Кравченко учился Александр Михайлович Приемышев (1950-1995), автор мозаичного панно на Дворце водного спорта, выполненного в 1985 году. Кстати, дипломной работой Приемышева стал эскиз росписи фойе Саяно-Шушенской ГЭС под названием «Развитие энергии».

Также с Юрием Кравченко и Александром Приемышевым учился и один из авторов мозаик, некогда украшавших правобережный стадион «Енисей», Валентин Васильевич Жекалов (1948). Его дипломной работой стал эскиз росписи для управления Речного пароходства Красноярска «Труженики Енисейского края».

Валентин Жекалов. Фото: kras-yar.livejournal.com

Валентин Жекалов совместно с Александром Лапко за 1987-1989 год нарисовал эскизы, а затем на территории Красноярского творческо-производственного объединения Художественного Фонда РСФСР собрал мозаику из смальты на бетонных плитах — их впоследствии вмонтировали в стены стадиона. В 2016 году, в преддверии Универсиады, стадион был снесен, и на его месте построен новый. Несмотря на заявления властей, что мозаики сохранят и что для них якобы подготовлено место на новом стадионе, увидеть их снова пока не пришлось. Остались только фотографии.

Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной также окончил Георгий Георгиевич Никифоров (1937), автор мозаичного панно на торце общежития политехнического техникума, выполненного в 1972 году.

В Красноярске Никифоров жил с 1971 по 1986 год и работал художником-монументалистом Красноярского творческо-производственного объединения Художественного Фонда РСФСР, оставил городу множество своих произведений.

Георгий Никифоров. Фото: zabinfo.ru

А вот работа неустановленного автора. Несмотря на ужасное состояние здания Дворца культуры КрасТЭЦ, мозаики на его фасаде достаточно хорошо сохранились.

Нередко на мозаичных панно изображались сюжеты повседневности: советский человек, его профессия или некий производственный процесс — таким образом мозаики тоже являлись частью визуальной советской пропаганды. Работы на общежитии политехнического техникума и на ДК выполнены по всем канонам и рассказывают о жизни рабочих.

Мозаичное панно из енисейской речной гальки «Родина-мать» на бывшем кинотеатре «Родина» — пожалуй, самая известная мозаика в Красноярске. Выполнена она была в 1965 году красноярским монументалистом, выпускником Киевского художественного института Евгением Степановичем Кобытевым (1910-1973) совместно с группой учащихся Красноярского художественного училища.

Евгений Степанович был узником фашистского концлагеря «Хорольская яма», на основе этого опыта позже он создал несколько одноименных графических серий.

По сюжету мозаики мать поднимает ребенка и на фоне «Столбов» показывает ему Родину. Прототипами персонажей панно, по общепринятой версии, стали жена и дочь художника.

Кинотеатр в начале 60-х годов, в 1978 году и в 1984 году перед монтажом новой вывески. Фото: Красноярск, которого нет

В 2017-м мозаика была испорчена граффити, а в этом году от бывшего кинотеатра осталась только стена с мозаикой. Само здание снесли, чтобы построить новое. Мозаичное панно тоже реставрируют.

Евгений Кобытев. Фото: krskstate.ru

Мозаичными панно из речной гальки также занимался Владимир Феофанович Капелько (Капеля) (1937-2000), ученик Евгения Кобытева, который участвовал в создании «Родина-мать». Впервые побывав в археологической экспедиции в Хакасии, он изобрел метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу — для того, чтобы спасти наследие древних художников. Одна из работ художника на общежитии медицинского университета выполнена по этим мотивам.

Еще одна работа Капелько в Красноярске.

Владимир Капелько. Фото: wikipedia.org

Эстампажное копирование наскальных рисунков. Фото: Красноярские истории

Мозаичные панно нельзя рассматривать отдельно от функции здания, и мозаика на фасаде Центра защиты леса — яркий тому пример. Это панно интересно как своими выдающимися размерами, так и потрясающей детализацией.

Автор этой мозаики — художник-монументалист Красноярского творческо-производственного объединения Анатолий Иосифович Слободян, выпускник Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, сейчас преподает на кафедре академической живописи Львовской национальной академии искусств.

Анатолий Слободян. Фото: lnam.edu.ua

Мозаичное панно «Спорт», сочетающее в себе элементы барельефа и горельефа, с 1975 года украшает спортивный зал металлургического техникума. Его авторы супруги Ишины - Александр Владимирович (1941-2015) и Галина Васильевна (1938).

Александр и Галина Ишины в 1966 году окончили мастерскую театральной живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. За год до этого, в 1965-м, будучи студентом, Александр Ишин совершил творческую поездку в Норильск и посвятил городу целую серию своих работ, которая затем была опубликована в журнале «Юность». Работы художника были выполнены в необычном для той эпохи наивно-романтическом стиле. Ощутимо влияние «наивного искусства» и на красноярскую мозаику.

Александр Ишин. Фото: wikipedia.org

Галина Ишина. Фото: monumental-art.ru

А вот сложносоставленный барельеф с мозаикой работы Владимира Николаевича Холмогорова (1922), он украшает Дворец культуры и спорта металлургов с 1973 года.

Аналогичный барельеф с серпом, молотом и колосьями работы Константина Ивановича Шеремета (1927) когда-то украшал Дворец культуры комбайнового завода, но был утрачен в 90-е.

Фото: kraskompas.ru

Еще одна мозаика, авторства Константина Шеремета, расположенная на торце ДК «Комбайностроитель», почти 20 лет была спрятана от посторонних глаз сначала баннером клуба «Havana», а потом и появившимся поверх него баннером клуба «Center».

Эта мозаика наверное одно из моих самых первых воспоминаний в жизни. Я не помнила какой конкретно сюжет на ней изображен, но помнила ее цветовую гамму. И когда семь лет назад я начала фотографировать и собирать информацию о мозаиках в Красноярске, это панно было одним из первых, о котором я вспомнила. Тогда я обошла здание сотнями кругов, но так и не нашла и следа ее пребывания на фасаде. Я была уверена, что мозаика утрачена, так же как и сложносоставленный барельеф с серпом и молотом.

В марте 2019 года придя в только что открывшийся продуктовый магазин, я увидела зазор между баннерами клубов и новой вывеской магазина. В этом зазоре было видно немного желтой смальты, появилась надежда, что мозаика цела, и я задалась целью найти собственников здания и снять старую рекламу.

Когда я дошла до директора комплекса, и обратилась к ней со своей просьбой, она не сразу поняла, что мне от нее надо. Но в итоге пообещала, что при замене остекления, которое планировалось провести летом, баннеры снимут. Пришлось подождать и 31 июля мозаику снова явили миру. Она отлично сохранилась (возможно именно потому, что ее надежно защищали баннеры), теперь ее внешний вид только немного портит подрамник. Мозаика наглядно демонстрирует то, что можно было увидеть на сцене бывшего Дворца культуры комбайностроителей.

"