Posted 29 марта 2017,, 07:30

Published 29 марта 2017,, 07:30

Modified 29 мая 2023,, 09:21

Updated 29 мая 2023,, 09:21

«Все люди стартаперы»: как запустить свой бизнес и смешно об этом рассказать

29 марта 2017, 07:30

Несколько лет назад житель Железногорска Лев Степанов основал свой стартап — выпуск сувернирных магнитиков, который теперь дорос уже до целых автоматов с сувениркой. И всё это время он ведет дневник «Самый медленный стартап», в котором подробно излагает свои трудности, отрывки из которого мы сегодня и публикуем.

1. Стартапер

За неполные 18 лет трудового стажа дипломированного недоучки я сменил четыре десятка работ и освоил дюжину профессий. Недавно разговаривал с семиклассницей-дочкой и понял, что я старпёр. Потом ещё раз подумал и понял, что не старпёр, а стартапёр, и что у меня сейчас, пожалуй, самая интересная профессия в мире, куда занятнее многих и гораздо интереснее того, что было.

Сейчас я живу в Сибири, внутри потока таежных новаций. В пятистах метрах к западу от меня выпускают 8/10 космических спутников России, а в десяти километрах на север находится секретная гора. Внутри расположена атомная станция, и здесь, впервые в истории ядерной физики, ученые подошли к замыканию ядерного цикла и созданию технологии безотходной атомной энергетики.

Кроме того, в городе открылся бизнес-инкубатор, технопарк и есть присущая наукоградам питательная среда для инновационных разработок и научной деятельности. Я расскажу о моем стартапе, победах и поражениях, а также поделюсь опытом и знаниями, которые получил, создавая свой технологический бизнес с нуля.



2. Ценитель честности

В далеком апреле 2012 я устроился работать торговым представителем к одному коммерсанту. Опыта работы в этой профессии у меня не было, зато были нужные навыки и личный автомобиль. На собеседование работодатель приехал на черном Х5 и первым делом сообщил, что является добропорядочным партнёром и гражданином. Я посмотрел на его машину, потом на лицо и почему-то вспомнил родителей, которые учили не свистеть, а то денег не будет.

В мои обязанности входило продвижение интересов Х5 в трех сибирских городах: привлечение клиентов, доставка товара, инкассация выручки из работающей сети. Товар был дешевый и простой — китайская бижутерия и сувенирные магниты собственного производства. Через пару недель работы произошла сделка, которая изменила мою дальнейшую жизнь. 

В канун православной Пасхи я отгрузил епархии одну тысячу магнитов с пасхальной символикой. Забрав двадцать килорублей наличными, я отделил положенную десятину. Второй расчет был посвящен сумме, которую смог бы заработать, сделай и продай этот незатейливый товар сам — и вдруг ко мне пришло озарение.


3. Дельный план

До сих пор спрашиваю себя, что это было? Никогда не писал бизнес-план или что-то подобное и даже не знал, с чего начинать. Открыл несколько примеров и стал по ним компилировать свой. Представил пустую структуру документа в виде дома с нужным количеством комнат.

Отдельные части чьих-то планов, разнесенные по разным комнатам, становились строительными материалами. Инструменты попутно собирались из деталей новых знаний, щедро раздаваемых мастеровитым «Яндексом» и всезнающим «Гуглом».

Титульный лист с содержанием — входная дверь и прихожая документа. Можно разместить на двух страницах, можно вместе, но оформление входа всегда праздничное и дружелюбное. Экскурсию начинаем с детской комнаты и сходу обклеиваем ее газетами бесплатных объявлений. Затем проводим ролевую игру из вечно валяющихся под ногами игрушек, в которой показываем, как плохо жилось бедному Шарику и какая перспективка нарисовалась теперь.

Перемещаемся на кухню и, не особо заморачиваясь с мебелью, сразу открываем холодильник. Начинаем исследовать продукты с рынка. Вот этот сыр давно протух, а гречка вчера подорожала. Подобрав ингредиенты, можно готовить угощение, попутно разрисовывая стены буквами A, B, C и S, W, O, T. Переходим в столовую и вместе пробуем получившееся блюдо. Наслаждаясь сочным вкусом победы, выбираем сервиз, на котором повезем товар на рынок, и попутно собираем столовое серебро на случай подкупа доверчивых зевак.

Сытно отобедав, ведем тепленьких гостей в гараж. Надо показать всю производственную оснастку и нюансы изготовления нашего дельного предложения. Из гаража перебираемся в гостиную, оформленную большими принтами календарей. Здесь, находясь в объятиях диванов, уместно не спеша обсудить разные организационные моменты. По дороге в кабинет показываем лестничную клетку. Проход на второй этаж пока закрыт, но скоро придет время подняться на новый уровень, а пока лишь отметим, что домоуправлению нужно помогать, потому что без этой помощи не будет новых этажей. Вообще.

В кабинете садимся за резной стол и начинаем щелкать калькулятором. Прикидываем наше сальдо-бульдо и хотя бы две причины не продать этот прекрасный стол ради стартового капитала. Представив барыши от продажи стола и осознав цифры калькулятора, гости начинают сильно волноваться. Самое время их охладить, прикинув вместе риски, но от такого перепада может закачать. 

Где это сделать, как не в туалете? Меняем помещение и начинаем спонтанный аутотренинг. Представляем риск, прогоняем его сквозь обруч решения и отправляем прямо в унитаз. Снова и снова.

Закончив эту странную экскурсию, ведем изрядно взмокших гостей в баню, где запариваем их окончательно банными листами приложений и таблиц. Ураганный поток вдохновения, возникший невесть откуда, отключил мой сон и покой, заставив действовать ураганными темпами. Я настолько увлекся этой новой работой, что вместо пищи переваривал экономическую теорию, а вместо супруги общался с бизнес-моделями. За месяц я внедрился в экономику и написал свой дельный план.


28. Разводка

Началось с того, что я отправил бизнес-план вендинговой сети в один закрытый клуб с целью привлечь инвестиции. Наше общение начиналось благообразно и очередной ответ клуба обескуражил: «Спасибо за хорошую идею. Специалисты нашего клуба уже приступили к ее реализации. Мы способны получить из этой идеи миллионы. 

Так как ты всё еще для нас человек новый, у нас нет никаких сдерживающих факторов для того, чтобы делать именно так. Если хочешь получить от реализации этой идеи свой кусок пирога — свою долю справедливой прибыли, то тогда наши условия такие: 1. Приобретение Цифрового Ключа за 270 евро — это 1/10 000 доля собственности нашего клуба; 2. Приобретение NCS-X за 500 евро — это инструмент для взаимодействия в команде. 

За это мы принимаем тебя в круг своих, и это запрещает нам наносить тебе какой-либо материальный ущерб. Наоборот, за создание такой денежной идеи мы приглашаем тебя в руководство — в Совет клуба. Такая возможность есть буквально в течение нескольких дней до 7 апреля, с уважением».

Прочитав сообщение, скажу честно, занервничал, но потом понял, что это всё-таки блеф, и написал такой ответ: «Вы так ловко оставили меня позади и так резво побежали воплощать мою идею, что в момент пробуксовки на старте несколько мелких камней отлетело в мои щи, но я на вас за это не в обиде. Когда поймете, что одних IRR с NPV недостаточно и вы явно, что-то забыли — возвращайтесь на стартовую площадку за креативом. Вероятно, я буду там. Привет горячий!»

Ответ клуба последовал сразу: «Думайте, Лев, думайте! Мы предлагаем вам уникальную возможность реализовать вашу идею и получать справедливый процент. В современном мире идея ничего не стоит, а люди, способные реализовать идею — это 100% стоимости. Одиночки и даже группы 2-3 против организации — это как дети против танка. Цели у нас глобальные…» и дальше описание целей.

Сомнения отпали, это была разводка. Напоследок, решил немного поглумиться над жуликами. Мой крайний ответ был таким: «Сдается мне, что у вашего танка дуля вместо дула. Стрелять из дули по глобальным целям — это дорогого стоит. Спасибо за полезное времяпровождение — получил интересный опыт».
Как и следовало ожидать, никто кроме меня не стал браться за этот проект.


45. Все люди — стартаперы 

Вдохновленный книгой Папанека, ваш покорный слуга почему-то вдруг решил, что все люди не только дизайнеры, но и стартаперы. Мне захотелось аргументировано развить эту идею или хотя бы притянуть доказательства за уши. 

Если понимать слово «стартап», как понимал журнал Forbes в августе 1976, то это компания с коротким сроком операционной деятельности. Потомственный ленинец и крестный папа Кремниевой долины Стивен Бланк определил стартапы как временные структуры, существующие для поиска тиражируемой и масштабируемой бизнес-модели. 

Другой ленинец и настоящий пионер движения бережливых стартапов Эрик Рис считает, что так следует называть объединения людей, создающих новый продукт в условиях бардака и неразберихи. Однако сами стартаперы всё чаще рассматривают это явление как культурный феномен.


Сегодня существует как минимум три предтечи для дальнейшего развития этого феномена. Во-первых, всё больше экономических теоретиков и экспертов считают, что в ближайшем будущем рынок труда переформатируется от постоянной работы на одну компанию в пользу временного объединения с целью реализации проекта. Читай: стартапа.

Во-вторых, многие из нас уже работают в мире, где образование и развитие профессиональных навыков продолжается до последнего вздоха. Это явление плохо сочетается с застоем и тухлятиной, свойственным постоянной работе по найму, и в будущем, скорее всего, станет повсеместным. Читай: присущим логике стартапа.

В-третьих, общество автоматизации, сулимое футуристами всех мастей, уже имеет место быть. Не за горами времена, когда роботы полностью заменят труд людей и последним будет просто нечем заняться, кроме как креативить новые дигитальные продукты в одиночку или сообща. Читай: создавать стартапы.

Есть еще одно ухо, принадлежащее институту семьи — его сейчас тоже притяну. Не судите строго эту мою натяжку, но по статистике у нас распадается восемь браков из десяти. Это значит, что многие молодожены рассматривают семейный союз как временный. Кроме того, около половины рассматривают брак как коммерческий проект, если не тиражируемый, то масштабируемый точно. Такой своеобразный стартап. Думаю, это связано с природой человека и духом времени, в котором мы живем.

Последним аргументом в пользу заголовка этой записи стало наблюдение из моего личного опыта. Замечено, что многие и очень многие люди мечтают о своем деле, но предпочитают протирать штаны на нелюбимой работе. Получив пинок под зад, все они становятся потенциальными фаундерами. Некоторые не ждут свой поджопник и параллельно развивают какой-то проект. В последнее время этих «некоторых» я вижу всё больше и больше.

Осталось соединить вышесказанное, притянуть математическое округление и получить закономерный результат: все люди — стартаперы, ч. т. д.


За «Самым медленным стартапом» можно следить здесь.

"