Posted 15 сентября 2016,, 12:45

Published 15 сентября 2016,, 12:45

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

Тайна «Короны Эмбера»: как в Красноярске делали культовую настольную игру

15 сентября 2016, 12:45

В 1994 году в Красноярске была издана настольная ролевая игра «Корона Эмбера», которая произвела мини-фурор, став первой подобной игрой для красноярцев, а заодно рассорила своих создателей. «Проспект Мира» узнал историю красноярской настолки.

В начале 1990-х тогда еще начинающий научный фантаст Константин Локонов (имя по его просьбе изменено) привез из Польши в Красноярск настольную ролевую игру «Меч и магия». Это был восточно-европейский пиратский клон американского «Талисмана», но в неизбалованном Красноярске начала 1990-х вряд ли кто-то об этом знал и стал бы заморачиваться на этот счет.

Пиратка стала настоящим событием в окружении Локонова, куда входил писатель Андрей Лазарчук, журналист Александр Ефанов, художник Сергей Лешта, а также имевшие отношение к книготорговле Александр Галайко и Дмитрий Медведев. Они сошлись на книжной барахолке в районе цирка в 1980-х годах.

— Там все библиофилы крутились, — вспоминает Медведев. — Я книгами очень интересовался, особенно фантастикой. На любви к ней мы и скентовались.

Поиграв в «Меч и магию», любители фантастики захотели сделать что-то похожее, «добавив российских реалий», говорит Александр Ефанов. На первых порах игру делали коллективно: Лазарчук, Галайко, Медведев, Локонов, Ефанов — все накидывали идеи для сценария.

Фото: tesera.ru/game

Поначалу посиделками дело и ограничивалось. Воплощать замысел начали в 1992 году. За инвестициями пошли к Василию Полыньянову, тогдашнему руководителю Красноярского союза писателей и владельцу издательства «Меркурий-Сервис».

Александр Ефанов иронично называет Полыньянова «жуликом и прохиндеем». Так при нём писательская организация издала двухмиллионным тиражом перевод «Камасутры», который быстро разошелся, принеся неплохую прибыль. Однако, со слов Ефанова, Полыньянов не смог грамотно распорядиться деньгами: они просто лежали на счете организации и обесценивались. Кроме того, руководитель писательского союза взял кредит в банке, но не вернул его.

— В итоге за ним долго гонялись всевозможные жулики, и он удрал в Венгрию. Там и сейчас живет, — рассказывает Ефанов.

Полыньянову авторы настолки рассказали о своей задумке — тот дал денег на художника. Им стал Сергей Лешта, который нарисовал иллюстрации, игровое поле и карточки персонажей.

— Папа рисовал более 1000 персонажей по ночам, — вспоминает дочь художника Наталья Лешта. —Детали, персонажи придумывались с нуля. Есть в игре и реальные герои: например, папа запечатлел своего близкого друга в виде героя «Пионера».

Фото: tesera.ru


Как раз тут у Василия Полыньянова начались проблемы, и он уехал. За деньгами уже с готовыми иллюстрациями пришлось обращаться в издательско-торговый дом «Сибирская речь», в котором работали Медведев и Галайко.

Компания тогда продавала книги, хотя у нее был и свой небольшой издательский отдел, который возглавлял Александр Галайко. Дмитрий Медведев работал там корректором, а также по совместительству «вышибалой долгов».

Под надзором Галайко «Сибирская речь» издала сборник фантастики «Империя мрака». Для экономии книгу печатали в Ташкенте, в России раскупили 50 тысяч ее экземпляров. С доходов от продаж сборника и были взяты деньги на игру, вспоминает Александр Галайко.

Шел уже 1993 год — некоторые из тех, кто начинал придумывать игру, потеряли к ней интерес. «Я отстранился, потому что разуверился, что она вообще выйдет, — вспоминает Александр Ефанов. — Так и сказал: «Ребят, не буду над вашей игрушкой думать». Отошел от игровых дел, по его словам, и писатель Константин Локонов. До самого конца оставались Галайко и Медведев.

В итоге сценаристами «Короны Эмбера» были указаны Андрей Лазарчук, который к тому времени уже стал достаточно известным писателем-фантастом, Александр Галайко и Дмитрий Медведев, художниками — Сергей Лешта и Максим Шараев (иллюстрировал «Империю мрака», для игры нарисовал обложку).

По словам Ефанова, не хотел плодить авторов «Короны» глава «Сибирской речи» Владимир Чижиков. «Он спрашивал у Медведева и Галайко: «Ну что делал Ефанов последнее время для игры? — пересказывает журналист. — Ничего. Если его оставить в авторах, это принизит вашу роль. Лазарчук пусть будет для представительства. А второй писатель (Локонов) нам зачем?»

Фото: planeta.ru


Александр Ефанов к вычеркиванию себя из авторов «Короны» отнесся спокойно («Я на последнем этапе правда уже ничего не делал»), а вот Локонова это задело. Андрей Лазарчук, не называя имен, поведал, что между сценаристами игры произошел по-настоящему тяжелый конфликт, участников которого он пытался помирить, но не получилось.

Александр Галайко говорит, что обиделся Локонов именно на Чижикова. С Галайко, по его словам, у писателя сохранились нормальные отношения, они даже поработали вместе «по редакторским делам» после конфликта. Однако Александр Ефанов утверждает, что тот затаил обиду не только на Чижикова:

— У него есть книжка, где он вывел Галайко и Медведева в виде самых проклятых межгалактических мошенников. Отразил их черты в этих персонажах — назвал их галаймы.

Сам Константин Локонов сказал, что «ничего особенного тогда не произошло», и от подробностей отказался, пояснив, что хотел бы дистанцироваться от всей истории.

Фото: tesera.ru


С конфликтом или без, но в 1994 году «Корона Эмбера» вышла в свет. «Оформление и качество изготовления игры, конечно, не дотягивают до современных стандартов — бумага тонкая, печать в основном черно-белая, текст на игровом поле недостаточно четкий», — описывают игру сейчас на тематическом сайте «Тесера». Но в целом игру портал хвалит, отмечая, что в середине 1990-х для многих она стала первой настольной фэнтези-игрой.

Тираж «Короны Эмбера» составил 10 тысяч экземпляров. Печатали ее то ли в Красноярске (версия Галайко), то ли в Ташкенте (Медведев) — на выходе издатели получили кипу листов, которые приходилось комплектовать самим. Стоила игра 25 тысяч неденоминированных рублей (около 2,2 тысяч в сегодняшних ценах). «Магазины брать ее не хотели, потому что, насколько помню, тогда нужны были разрешения или сертификаты, чтобы продавать товары для детей. Это встало таким забором», — вспоминает Галайко.

Вопрос всё-таки решился предположительно из-за изменения законодательства, и почти весь тираж смели с прилавков. Доход с продаж пошел Владимиру Чижикову и «Сибирской речи», Лазарчук как соавтор не заработал ничего, Александр Галайко и Дмитрий Медведев — «какие-то копейки».

Вскоре после выпуска игры Галайко и Медведев ушли из издательско-торгового дома. Первый готовил еще один фантастический сборник, но практически перед выходом в печать Чижиков сказал, что книги не будет. Дмитрий, в свою очередь, понял, что продавать видеокассеты выгоднее, чем книги, и открыл подпольную студию.

«Тиражированием кассет» затем занялся и сам Чижиков со своей компанией. «И его за распространение порнографии повязали, — делится Александр Ефанов. — Потому что без так называемой эротики ни один видеопрокат не работал, а милиция бдила».

Чижиков потом уехал из Красноярска — уже лет восемь он живет «на дикой реке» где-то на севере края, добавляет Галайко.

Фото: tesera.ru

Судьба остальных причастных к созданию «Короны Эмбера» сложилась по-разному. Андрей Лазарчук, ставу именитым писателем, переехал в Ленинградскую область. Не отстал от него и коллега Константин Локонов, перебравшийся в Подмосковье. Александр Ефанов продолжает быть журналистом. Дмитрия Медведева и Александра Галайко подкосил дефолт 1998 года: первый работает охранником и сторожит церковь, второй подрабатывает дворником. Максим Шараев рисует графические новеллы. Сергей Лешта погиб в 90-х.

«Корону Эмбера» довольно часто спрашивают и сейчас, говорят в магазине настольных игр Hobby Games. «Обычно это люди, которые хотят вспомнить старые годы», — рассказал владелец магазина Александр Жуков.

Возможно, игра не забыта в том числе благодаря ее редизайну, который в 2010 году провел красноярский дизайнер Андрей Лябчук. На информацию о ней он натолкнулся в интернете — захотелось поиграть, но внешний вид показался непрезентабельным, и он «отрисовал игру под себя».

— Нашел народ в сети, который согласился набить мне весь текст игры. Если бы не они, я бы за эту авантюру не взялся.

С тех пор исходники обновленной «Короны» можно скачать и распечатать, а затем, как и в 1990-х, самому вырезать комплекты.

— Уже когда я игру редизайнул, то набрел в ЖЖ на Андрея Лазарчука, показал ему — он сказал, что понравилось, — рассказал Лябчук.

По-новому нарисованный вариант «Короны» в сети видел и Александр Галайко: «Это хорошо, что оцифровали. Но мне всё равно больше привычны старые иллюстрации Сергея».

"