Уведомления
19 3 м/с
Уведомления
19 3 м/с

Завышенные цены, отмены заказов: рассказываем, что происходит с такси в Красноярске

Александр Ибрагимов
106

В Красноярске с такси в последнее время происходит что-то странное. То таксисты звонят клиенту и просят отменить только что принятый заказ, то стоимость поездки по привычному маршруту внезапно вырастает в несколько раз, а на периферии дождаться машины, бывает, и вовсе почти невозможно. При этом и самим таксистам есть на что пожаловаться. «Проспект Мира» рассказывает, что творится в сфере такси на примере четырех проблем.

Проблема 1. Таксисты принимают заказ, но звонят пассажирам и просят отменить

В Красноярске, судя по отзывам на флампе, с такими ситуациями пассажиры начали сталкиваться в последние четыре-пять месяцев. Похожие проблемы возникают и в других регионах России и, например, Белоруссии. Жалуются на эту проблему в основном пользователи «Яндекс.Такси» и Uber.

Напомним, что в феврале этого года сервисы «Яндекс.Такси» и Uber объединились в России и странах ближнего зарубежья. Для пассажиров оба приложения для вызова такси остались доступны, а вот водителей совместное предприятие в июне перевело на единую платформу «Таксометр».

В некоторых городах (например, в Ростове-на-Дону, Кемерово и других) именно переводом на единую платформу и объясняются просьбы водителей отменить заказ. Дело в том, что до объединения водители «Яндекс.Такси» сразу видели в приложении конечный пункт маршрута (точку В, как ее называют в самой компании). Но в нескольких городах после появления единого «Таксометра» эта функция пропала (в Uber ее не было изначально). Конечную точку в агрегаторе водитель видит, только когда подъезжает к пассажиру. Такую меру вводили, чтобы водители реже отказывались от заказов. На деле же, чтобы узнать, куда ехать, водители «Яндекс.Такси» и Uber стали звонить пользователям, и если поездка оказывалась невыгодной, просили отменить заказ.

Фото: unsplash.com

В Красноярске, впрочем, ситуация иная. Как рассказали «ПМ» в пресс-службе «Яндекс.Такси», красноярские водители точку B в «Таксометре» по-прежнему видят. Однако, как пояснил «ПМ» один из таксистов, до слияния сервисов водители «Яндекс.Такси» получали в основном удобные для себя заявки — от пользователей, находящихся рядом. Теперь же заявки «летят» и рандомно, так что иногда до клиента нужно ехать через весь город, рассказывает водитель. Такие заказы невыгодны по времени и по деньгам, поэтому водители и просят их отменить, объяснил он.    

Как добавил в беседе с «ПМ» еще один водитель, Владимир, когда таксисты видят заявку в приложении, то не могут ее не принять, — иначе у них понижается рейтинг. 

«Например, есть заказ от Мясокомбината до Борисевича, то есть ехать надо через весь город, — говорит он. — Если отклонить заявку, рейтинг падает на два балла, а если принять заказ и отменить его самому, то сразу на 10 баллов. За слишком частые отказы грозит временная блокировка. Поэтому водители, взявшие невыгодные заказы, просят отменить их пассажиров: когда это делает клиент, то рейтинг водителя не падает».

Впрочем, если пассажир отменит заказ с пометкой «Водитель попросил отменить заказ», это также скажется на показателях негативно, говорится в правилах «Яндекс.Такси». В пресс-службе сервиса добавили, что просят пользователей сообщать о водителях, которые после подачи машины отказываются везти или просят отменить поездку — правила сервиса запрещают так делать.

Проблема 2. Такси не едут на окраины

В отдаленные районы вызвать такси действительно сложно, подтверждает проблему водитель Владимир. Дело, опять же, в том, что длинные заказы невыгодны таксистам. 

«Бывают поездки через весь город, за которые ты с роду не возьмешься, потому что заплатят с гулькин нос — больше бензина скатаешь, — говорит он. – А если всё же ехать, то получить там новый заказ сложнее. Взять тот же Мясокомбинат. Ты привозишь туда пассажира, закрываешь поездку, и потом можешь час простоять, два — и тебе вообще никаких заказов оттуда не прилетит».

Из-за этого водители сидят сразу на нескольких такси-приложениях, продолжает Владимир: «Открываешь [в отдаленных районах] все подряд и откуда заказ прилетел, по тому и поехал, за любые деньги».

Скриншот: фейсбук Владимира Перекотия

Сам он говорит, что берет любые заявки, но многие таксисты работают только на «коротышках» (коротких заказах), с ценой максимум 130 рублей. Они, по его словам, получаются выгоднее длинных, причем практически на всех такси-сервисах. Например, «Яндекс.Такси» за коротышки доплачивает, поясняет Владимир: «Я, скажем, забрал пассажира на Республики, довез до «Луча». Пассажиру это вышло в 110 рублей, а водитель с доплатой получит 170».

У сервиса «Максим», приводит он другой пример, не в пиковое время минимальная заявка стоит 100 рублей. «Ты взял пассажира с ЖД-вокзала до «Луча», получил 100 рублей. И тут тебе летит заявка, например, с жд-вокзала до «Планеты» — цена ее будет 150 рублей, — описывает таксист. — Конечно, водитель лучше останется у «Луча» и будет там пять коротких заказов ждать».

Проблема 3. Пассажиры: поездки какие-то дорогие

Цена за поездку по всем тарифам сервиса формируется полностью автоматически, рассказали «ПМ» в пресс-службе «Яндекс.Такси». При ее расчете учитываются выбранный тариф, пожелания к поездке, расстояние до места, время в пути, данные о пробках, а также погодные условия, говорится в пояснениях на сайте «Яндекса». 

Ранее руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» Владимир Исаев пояснял, что стоимость поездок также зависит от баланса спроса (количества заказов) и предложения (количества водителей, готовых принять заказ) «в каждой конкретной точке каждого города в каждый отдельно взятый момент времени».

«Например, во время дождя спрос на такси растет очень быстро, а количество доступных водителей — медленнее, — рассказывал Исаев The Village. — В такие моменты алгоритм может временно вводить коэффициент, повышающий цену, чтобы быстро выровнять баланс между спросом и предложением».  

О такой же схеме рассказывали представители Uber. В пресс-службе сервиса «Максим» «ПМ» заявили, что тоже используют систему динамического ценообразования. «В каждом районе города анализируется количество заказов и свободных водителей, и если заказов больше, включается коэффициент, повышающий стоимость поездки. Это позволяет дополнительно привлечь таксистов и уехать быстрее», — сказали там.

Скриншот: Яндекс.Такси

В пресс-службе «Яндекс.Такси» «ПМ» сообщили, что в Красноярске в этом году повышенный коэффициент часто вводится также из-за дорожного ремонта. Во время работ на дорогах меняются схемы движения, перекрываются участки и возникают заторы. По данным компании, в часы пик пробки доходят до 9 — 10 баллов, а в Октябрьском районе пробки сохраняются весь день.

«Всё это формирует повышенный спрос на такси: количество заказов увеличивается в несколько раз, а с учетом больших пробок может наблюдаться дополнительная нехватка машин или время подачи может быть увеличено. Также из-за многочисленных перекрытий дорог маршрут может отличаться от привычного, это также отражается на стоимости поездки», — сказали в компании.

Наконец, цена поездки зависит и от времени суток. В том же «Яндекс.Такси» на примере Москвы рассказывали, что чаще всего машины заказывают за полчаса до начала рабочего дня (до 9:00), вечером с 18:00 до 18:50 в будни, а также в ночное время в пятницу и выходные, когда люди возвращаются с вечеринок.

Проблема 4. Водители: цены слишком низкие

В свою очередь, таксисты не первый год жалуются на падение тарифов. В 2014 году «Деловой квартал» со ссылкой на участников рынка писал, что за последние два года средний чек на услуги такси в Красноярске упал на 10-15%, составив в итоге 170-180 рублей за поездку. В конце 2015-го Gett оценивал среднюю стоимость в городе в 200 рублей, однако и тогда таксисты жаловались, что цены «ниже некуда».

Несколько таксистов, с которыми пообщался «ПМ» для этого материала, опять же сказали, что по их ощущениям, цены на поездки за последнее время «неприлично опустились». Официальная статистика (измеряет цену на такси за один километр пути) ощущения водителей с оговорками, но подтверждает.

Так, по данным Росстата, тарифы в Красноярске с небольшими колебаниями стабильно падали с начала 2014-го до конца 2016-го. В феврале 2014-го среднюю стоимость одного километра статистики оценили в 26,65 рубля, в январе следующего года — в 24,37 рубля, еще через год — в 23,13. В январе 2017-го цена и вовсе опустилась до 21,82 рубля, однако затем росла практически весь год, составив 24,36 рубля в декабре.

В январе этого года цена за километр была уже 26,87 рубля, но затем снова начала падать. По данным статистиков за июль, один километр в такси в Красноярске обошелся в 24,26 рубля. «ПМ» сравнил данные статистиков с тарифами нескольких такси-сервисов не в пиковое время — в целом они совпадали.

Фото: unsplash.com

Водитель Владимир рассказал «ПМ», что, несмотря ни на что, заработать в такси в Красноярске можно, однако для этого придется поработать.     

Рабочий день у Владимира начинается с семи утра. «Традиционные рабочие графики из головы, конечно, надо выкинуть. Я до этого всю жизнь работал с 9:00 до 19:00. И когда пошел таксовать, тоже начал работать с 8:00 до 19:00, выходные себе в субботу-воскресенье делал. Я ни черта толком не зарабатывал, — вспоминает Владимир. — Потом с таксистами поговорил и те научили, что работать нужно с семи утра до 12 дня. Потом пошел на обед, поспал, часа в четыре-пять проснулся и пошел дальше работать — уже на сколько сил хватит».

За последние два дня (к моменту, когда происходила беседа), по словам Владимира, он заработал восемь тысяч рублей, его коллега — 30 тысяч за неделю. Еще один таксист заявил «ПМ», что получает 60 тысяч рублей в месяц, но для этого работает по 14 часов в день.

«Я в свое время спросил у опытного таксиста, сколько он зарабатывает, — вспоминает Владимир. — Он говорит: «100 тысяч реально зарабатывать в месяц, — и улыбается. — Но в следующем месяце будет уже 40 тысяч». Почему? — говорю. — «Если два-три месяца подряд по 100 тысяч зарабатывать, то сдохнешь просто». Все относительно: месяц можно попахать, потом месяц отдыхать. Как на вахту съездить».

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх