Технологии благотворительности: как спасать больных детей, помогая здоровым

Редакция «ПМ»
1175
«Проспект мира» побывал в Новосибирске на благотворительном мьюзикле «Поколение Маугли», благодаря которому простые дети из регионов могут сыграть на одной сцене с российскими звездами, а их ровесники с онкологией мозга — получить средства на лечение. Мы нашли в этом совместном проекте компании МТС и фонда Константина Хабенского несколько моментов, которые можно брать на вооружение всем благотворителям, стремящимся к эффективности.

Предлагать созидание

Спектакль — это, в некотором роде, апофеоз сложносочиненной конструкции под названием «Поколение М». Проект строится на побуждении детей и подростков к творческой активности в интернете: любой желающий приглашается попробовать свои творческие способности на сайте и официальной странице «Поколения» в соцсети. Каждая картинка, стихотворение, фотография, каждый лайк к ним или репост превращаются в «баллы добра», которые в конце года конвертируются в рубли (по курсу 1 к 1), а средства идут на лечение тяжело больных детей.

Разумеется, для подобной технологии нужен якорный финансовый ресурс. В данном случае им выступает телекоммуникационный оператор. «Людям надо дать простые и понятные инструменты благотворительности, — уверяет руководитель проекта, директор по стратегическим коммуникациям компании МТС Елена Новожилова. — Когда ребенок своим рисунком сам вносит рубль — не идет, не просит его у папы с мамой — и тем самым участвует в спасении чьей-то жизни — разве это не прекрасный инструмент благотворительности? Наш лозунг — творчество ради жизни, и в этот процесс, в идеале, должна быть вовлечена вся страна».

Создавать инфраструктуру

Творческая активность в «Поколении М» происходит в структурированных рамках: конкурсы с народным голосованием, мастер-классы. Причем как онлайн, так и офлайн. Например, в Красноярске последнее мероприятие проекта проходило в конце октября в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры — открытый чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников. До того — на ежегодном карнавале «Город детства» в Красноярске, ТИМ «Юниор», международном танцевальном фестивале Inspiration dance fest и других. И это только в Красноярском крае. Всего по России сотни таких мероприятий, получающих «добавленную стоимость» с помощью «Поколения М».

В Новосибирске, помимо спектакля, проходила фотовыставка российских лауреатов «World Press Photo». Один из её организаторов, известный российский фотожурналист Василий Прудников, является еще и руководителем фотоотделения проекта «Поколения М». Проводит конкурсы и мастер-классы для детей. «Мы помогаем детям фотографировать лучше. Соответственно, и лайков их работы соберут больше. Всё взаимосвязано», — объясняет Прудников.

Задавать соревновательность

Новосибирск стал четвертым городом, где создавался спектакль «Поколение Маугли». До него мьюзиклы делались в Казани, Уфе, Санкт-Петербурге. Делались и создавались — подходящие слова, потому что всякий раз перед зрителями представала новая постановка, с новым актерским составом. Сама модель спектакля нехитрая, но эффективная. Почти все ключевые роли тянут на себе или профессиональные актеры или знаменитости (часто и то, и другое).

Главный герой, Маугли, выбирается из учеников театральных студий Хабенского в городе выступления. Впрочем, «массовке» скучать не приходится: все роли насыщены пластикой, вокалом и тем самым психологическим (или ритуальным) эффектом сопричастности, которому оказываются подвержены и дети, и взрослые. «Это спектакль-акция, спектакль как гражданская позиция. Те дети и подростки, в количестве ста человек, говорят детям и взрослым, как и что можно делать своими силами, не ждать дядю и тетю. Вот эти сто человек — это уже достаточно сильная армия для города, от которой пойдет какая-то цепная реакция», — рассказывает художественный руководитель спектакля Константин Хабенский.

Все собранные средства (3 спектакля, почти на 1000 зрителей каждый, билеты от 500 до 1500 тысяч рублей) идут на спасение конкретных детей. В Новосибирске это было четыре местных ребенка — те, кто больше других нуждается в срочной медицинской помощи. Всего спектакли «Поколение Маугли» собрали более 11 млн рублей.

Играть в долгую

Благотворительность в России пребывает в зачаточном состоянии — и уже во многом дискредитирована. Бесконечное выжимание слезы в соцсетях, частые случаи обмана и мошенничества. Последнее, впрочем, исключается уже участием крупной публичной компании и авторитетного благотворительного фонда. Да и российские дети, как основной «источник» выделяемых на благотворительность денег в рамках «Поколения М», выбраны неслучайно. «В России совсем не развита культура благотворительности, — объясняет Хабенский. — Она существует, дай Бог, лет десять; может, чуть больше. Нет истории, поэтому её нужно творить. Ты купил хлеб, почистил зубы, помог людям. Это в порядке вещей. Вот 100 детей, которые уже пропустили через свою кровь, свои нервы, понимание. Они понесли это дальше — своим ровесникам. Они понесут это своим родителям. Это такая история, которая постепенно входит в сердца и души».

Синергия

Если соблюдены все предыдущие условия — рост проекта уже прекращает зависеть только от усилий организаторов: партнеры сами начинают заходить на его орбиту. «Год мы прожили в ключевом партнерстве с фондом Константина Хабенского, с «Русс пресс фото» и еще несколькими творческими организациями. Но с тех пор к нам пришло еще 15 солидных организаций по всем творческим направлениям, включая «Фонд Станиславского», непререкаемый авторитет в театральном мире, — рассказывает Елена Новожилова. — С этого года он будет работать с нами в полную мощь, ведя театральное направление. Затем к нам пришли «Журнал «Ералаш», «Непоседы», «Продюсерский центр Эколь», который выпускает детей для шоу «Голос», ведущие анимационные студии России, которые собирают миллионные аудитории. То есть проект востребован не только детьми — профессионалы тоже видят его ценность и понимают, что с детьми действительно надо работать. Благо, онлайн дает такую возможность. Ребенок из любого города общается с мэтрами, не выходя из дому. И может иметь те же возможности, что у столичных сверстников».

«Синергию» можно исчислить и в количественных показателях. Так, в этом году на сайте и соцсетях, благодаря активности пользователей, было собрано 688812 тысяч рублей — примерно на 400 тысяч больше, чем в 2014-м. Общая интернет аудитория проекта за неполных два года — 8,5 млн человек.

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх