Posted 25 июня 2016,, 04:51

Published 25 июня 2016,, 04:51

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

Точечный Красноярск: прошлое и будущее первого в городе каменного квартала

25 июня 2016, 04:51

«Проспект Мира» рассказывает локальные истории районов Красноярска, и на очереди так называемый первый каменный квартал между улицами Декабристов и Робеспьера — один из немногих памятников конструктивизма в Красноярске. Новаторский по тем временам проект реализовали только частично, однако он остается интересным примером и для нынешних застройщиков.

К середине 1920-х годов в Красноярске резко обострился квартирный вопрос — число горожан росло, а существующие жилые дома, в основном по-прежнему деревянные, быстро отживали свое. По разным данным, в 1927 году на одного красноярца приходилось 3 либо 4,9 «квадрата» при общероссийской норме в 8,08.

Чиновники новой страны отмечали, что «острый квартирный кризис» вынуждает рабочих самим строить себе деревянные дома, которые не удовлетворяют гигиеническим и бытовым условиям, являются «одной из причин развития частной собственности, обрастания и неплановщины, каковая ведет не к культурному воспитанию, а к невежеству, дезорганизации и обывательщине».

В ту пору была популярна идея коммунально-жилищного строительства — больших многоквартирных «домов-коммун», которые объединялись в городские кварталы. По замыслу архитекторов, это должно было удешевить жилье, а заодно создать «формы нового быта» — общественные столовые, библиотеки-читальни, ясли, которые располагались бы прямо внутри этих жилых комплексов.

Для строительства первого каменного квартала в Красноярске в июне 1928 года была выбрана площадка между улицами Карла Маркса, Советской (пр. Мира) и переулками Робеспьера и Красным (ул. Декабристов). Квартал выбрали из-за его местоположения — в центре города, вблизи железной дороги, для рабочих которой и задумывалась постройка. В то время на территории было 11 небольших деревянных домов.

Руководил проектом городской архитектор Сергей Дриженко — автор многих известных зданий Красноярска начала прошлого века: электротеатра «Художественный» (затем кинотеатр «Совкино», кинопарк «Пикра» и так далее), Общества попечения народного образования (Дом учителя), дома Франкфурта (пр. Мира, 57) и других.

Первый вариант проекта он разработал уже в ноябре 1928 года. Предполагалось строить четыре угловых корпуса в форме буквы «Г», которые замыкали бы кольцом территорию, а также шесть параллельных корпусов внутри квартала. По периметру жилой зоны было предусмотрено озеленение.

Всего 10 корпусов были рассчитаны на 528 квартир в одну-две-три комнаты — в общей сложности для 3 тысяч жителей. В большинстве квартир предусматривались балконы, кладовки и уборные.

Внутри квартала под землей должны были разместиться бетонные ледники (погреба-холодильники), над ними — скверы. Планировалось оборудовать канализацию с отводом воды в Енисей, а также снеготаялку и мусоросжигательную печь.

Центр квартала предназначался для 11-го хозяйственного корпуса с центральным паровым хозяйством, квартирами дворников, конторой кварталоуправления, складами для топлива и утвари.

В газете «Красноярский рабочий» будущим жильцам обещали, что им «не придется заботиться о дровах»: «Они будут на механических подъемниках подаваться в этажи и приноситься дворниками в каждую квартиру. Не надо будет стоять в очереди на электростанции и водопроводе для уплаты за электроэнергию и воду — все коммунальные услуги будут включены в квартирную плату, и забота о них будет лежать на кварталоуправлении».

Чуть позже Сергей Дриженко скорректировал свой проект: каждую квартиру увеличили до трех-четырех комнат с жилой площадью до 60 квадратных метров. Кухню оборудовали водопроводом с раковиной и плитой — по идее Дриженко, при развитии общественных столовых оборудование с кухонь убиралось бы, и они использовались бы как еще одна комната.

Жилые корпуса теперь задумывались как типовые здания, скомбинированные из разного количества секций. В корпусах проектировалось 48 жилых секций, каждая — с лестницей и восемью квартирами. Коридор в квартире занимал бы 4,62 «квадрата», кухня — 8,33, кладовая — 3,15, уборная — 1,80, жилая комната — от 12,25 до 22,35 кв. м.

Между зданиями планировалось обустроить детскую площадку с озеленением. А вместо хозяйственного корпуса в центре квартала — разместить трехэтажный дом с теми самыми столовой, библиотекой-читальней, яслями и спортзалом.

Площадь всего каменного квартала доходила бы до 20,3 тысячи кв. м с населением в 2255 человек. Строительство проектировщики оценили в 3,1 млн рублей.

Приступить к работам рассчитывали в 1929 году, закончить — в 1937-ом. Но еще на этапе согласования начались проблемы: проект не приняли и попросили скорректировать в Новосибирске (в то время административном центре Сибирского края).

Тут же обнаружилась и нехватка денег на реализацию проекта. Городские власти для решения денежного вопроса предложили привлекать будущих жильцов каменного квартала непосредственно к стройке и финансированию (по сути, речь шла о долевом строительстве).

Рабочих агитировали, рассказывая «о значении постройки каменных рабочих кварталов, ведущих от обывательщины и частной собственности к культурному воспитанию, организованности масс и раскрепощению женщины от кухни и старого быта».

В итоге возведение каменного квартала началось в апреле 1930 года без утвержденного проекта. Первым стали строить четырехэтажный корпус по Советской улице (пр. Мира, 105) — на шесть секций с 48 квартирами, площадью 4044 кв. м. Сдать его намечалось не позднее 1 июня 1932 года.

Несмотря на некоторое отставание от графика, недостаток стройматериалов и квалифицированных рабочих, в целом сроки строительства были выдержаны — к январю 1932 года дом планировали устилать крышей.

Началось возведение и второго корпуса на Советской улице (пр. Мира, 107), однако полностью проект каменного квартала Дриженко реализовать так и не удалось.

Дело было не только в организационных сложностях — в начале 1930-х в СССР поменялась идеология, идея домов-коммун уже осуждалась властями. Каменный квартал Красноярска тут же раскритиковали и в местной прессе, рассказывает «Проспекту Мира» красноярский архитектор Александр Слабуха.

Застройка квартала при этом продолжилась — в 1938 году зона между переулком Декабристов и улицей Робеспьера уже была занята каменными зданиями, только построенными по другим проектам. Если первые корпуса каменного квартала выполнены в стиле конструктивизма 1920-х, то в проектах 1930-х уже явно виден сталинский неоклассицизм.

На территории несостоявшегося каменного квартала в 1930−1950-е возвели общежитие Сибирского лесотехнического института (сейчас — учебный корпус медицинского университета), жилой дом с магазином, дом работников электровагоноремонтного завода с башней и шпилем (ул. Карла Маркса, 132), госпиталь работников МВД и МЧС и другие. Многие признаны объектами культурного наследия.

Во дворе квартала (ближе к Красной площади) были сквер и фонтан, выкрашенный серебряной краской, поведала «ПМ» бывшая его жительница:

— В конце 1970-х сквер осовременили: подстригли кусты, снесли забор. Прохожие немедленно протоптали диагональную тропинку по газонам. Ее вскапывали, засевали травой, но люди продолжали срезать угол, и тропинка не зарастала. Тогда там повесили таблички «Тропа для скота» — какой-то изобретательный хозяйственник взывал к людской совести. Кто-то смеялся, кто-то негодовал, но ходить продолжали, так что через год тропинку заасфальтировали.

Сейчас ни сквера, ни фонтана во дворе нет: он утопает в неухоженной зелени, новостройках времен точечной застройки и, судя по всему, бесхозных, почти вросших в землю гаражей.

В конце 1990-х первые этажи исторических зданий, включая и конструктивистский дом Сергея Дриженко, отдали под магазины. Улица стала более известна как квартал дорогих бутиков, спортивных магазинов и легендарного ресторана «Утка по-пекински».

В материале использованы данные из доклада «Идеи и реализация проекта каменного квартала в Красноярске на рубеже 1920-х — 1930-х годов» аспиранта СФУ Петрова К.; издания «История и развитие градостроительства» Владимира Царева и Валерия Крушлинского; словаря «Архитекторы Приенисейской Сибири. Конец XIX — начало XXI века» Александра Слабухи.

"