@pr.mira
-6°
Облачно
5
Пробки
$
64.92
70.46
54.29
$
64.92
70.46
54.29
-6°
Партнерский

«Точка водорода»: как красноярский изобретатель придумал новую нишу для российских автосервисов

В новом выпуске рубрики «Свое дело» совместно с краевым Агентством развития бизнеса и центром «Мой бизнес» рассказываем, как фанат изобретательства придумал чистить автомобильные двигатели с помощью водорода.

Около четырех лет назад выпускник горного факультета одного из московских университетов Яков Малеев решил сделать генератор водорода для очистки автомобильных двигателей. К тому моменту Яков, родившийся в Кемеровской области, осел в Красноярске. «Есть люди, которые не могут не писать, — описывает Малеева один из его компаньонов Павел Иванов. — Яков из тех, кто не может не конструировать, у него это с детства».

Идея аппарата, который способен чистить двигатель водородом, была подсмотрена на Западе, рассказывает Иванов: «На канале Discovery есть программы о том, как разные умельцы в США своими руками из старых деталей по кусочкам собирают автомобили. И как-то раз показали, как один умелец купил двигатель на барахолке и почистил водородом».

В своем гараже Малеев начал кустарные эксперименты — сведения о том, как собрать генератор водорода, легко находятся в открытом доступе, объясняет Павел. На исследования, разработки и опыты в целом ушло более полутора миллионов рублей из личных накоплений Якова. Осложнялось все тем, что у Малеева была молодая семья с маленьким ребенком. «В такой ситуации особо не до экспериментов, не до рисков — ты берешь сбережения, которые можно потратить на семью, куда-то вложить, — отмечает Иванов. — Но Яков рискнул».

Первые экземпляры аппарата тестили на машинах друзей, близких, знакомых — «всех, до кого можно дотянуться». Результаты, по словам Иванова, оказались лучше ожиданий.

Как это работает (очень кратко)

Со временем из-за неполного сгорания топлива в двигателе образуются сажистые отложения — нагар. Из-за этого двигатель работает хуже, его мощность падает, топлива расходуется больше. Подача водорода создает условия, при которых нагар полностью сгорает, удаляется с деталей и выводится в виде углекислого газа через выхлопную трубу.

Сперва интерес Малеева к генераторам был техническим, добавляет еще один его компаньон Глеб Бай, но затем им решили найти коммерческое применение: «Появилась идея не только чистить двигатели, но и продавать это оборудование».

В России в то время водородный метод очистки двигателей почти не использовали, говорит Иванов: «В отличие, например, от Франции, где в автосервисах «Рено» и «Ситроен» двигатели чистят водородом при прохождении техобслуживания. Но понятно было, что раз там эту технологию применяют, то скоро она дойдет до нас, и можно стать первыми в этом деле».

Под оборудование два года назад был придуман бренд Hydrotech, и примерно тогда же была продана первая установка. Аппарат прошел сертификацию, для производства и продажи было зарегистрировано ИП, а затем компания — ООО «Водородные технологии», которую возглавляет Яков Малеев.

«Постепенно для сборки оборудования ручной труд применялся все меньше», — говорит Глеб Бай. Сейчас его компоненты изготавливаются в разных городах России — в Томске, Новосибирске и других. Цех для сборки установок находится на улице Норильской, офис компании расположился в краевом бизнес-инкубаторе на Свободном (КРИТБИ). Сама установка занимает меньше квадратного метра площади, весит около 110 килограммов и может легко перемещаться за счет колесиков.

За два года компания продала более 50 установок и вышла на точку безубыточности — сейчас, по словам Павла Иванова, выручка составляет полтора-два миллиона рублей в месяц. По его данным, за это время установками Hydrotech почистили более 30 тысяч автомобилей.

Основные клиенты компании — это мелкие и средние автосервисы гаражного типа, описывает Иванов: «В нынешней рыночной ситуации, чтобы конкурировать с крупными сетями, они вынуждены искать и предоставлять какие-то новые дополнительные услуги». На запуск, по его оценкам, предпринимателям потребуется от 400 до 800 тысяч рублей. Всего к концу 2019 года оборудование «Водородных технологий» продано более чем в 30 городах России и ближнего зарубежья.

Фото: 2gis.ru

Год назад компания придумала объединить своих покупателей в франчайзинговую сеть под брендом «Точка водорода». «Любой, кто покупает оборудование, в начале пути сталкивается со сложностями: как его позиционировать, как продвигать, — объясняет суть идеи Павел Иванов. — Наша франшиза эти вопросы снимает: все точки объединены на нашем сайте, наш дизайнер оформляет точки, мы предоставляем рекламные материалы, продвижение в соцсетях и так далее — все бесплатно. Мы создали, по сути, единую команду, у нас есть чат в телеграме, все активно общаются, обмениваются опытом. Сообща действовать легче».

В 2020 году «Водородные технологии» планируют расширять производство и наращивать базу клиентов. Компания поставила задачу выпускать 10 своих установок в месяц против четырех-шести сейчас. Кроме того, фирма проводит несколько дополнительных исследований, чтобы выйти на работу с крупными сервисами.

На следующий год также запланированы несколько международных и российских выставок, в подготовке к части из них помогает Агентство развития бизнеса.

Как говорят предприниматели, с момента первых, гаражных опытов Малеева в России появился рынок аппаратов водородной очистки двигателей: «По сути, мы эту услугу в России растолкали настолько, что среда стала конкурентоспособной, появились другие производители оборудования, которые копируют нас, — говорит Павел Иванов. — Направление стало не то чтобы хайповым, но довольно популярным в автосервисах. С одной стороны, нам проще — мы дольше на рынке и нас знают, с другой — конкуренция и предложение растут. Это стимулирует, чтобы наши разработки становились лучше и производительнее».

К примеру, сейчас в «Водородные технологиях» тестируют еще одно применение своей установки — газосварку. Как заверяет Павел, для этого в оборудовании даже не потребуются серьезные конструктивные преобразования — по сути, на шланг установки нужна будет специальная насадка-горелка: «И тогда те же автосервисы смогут использовать аппарат и по прямому, изначальному назначению, так и в работе с черными и цветными металлами».

Редакция «ПМ»
Редакция «ПМ»
коллективный разум
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
💬 Комментарии
Своё дело
Актуальное