Posted 19 декабря 2019,, 06:00

Published 19 декабря 2019,, 06:00

Modified 29 мая 2023,, 10:11

Updated 29 мая 2023,, 10:11

«Точка водорода»: как красноярский изобретатель придумал новую нишу для российских автосервисов

19 декабря 2019, 06:00
В новом выпуске рубрики «Свое дело» совместно с краевым Агентством развития бизнеса и центром «Мой бизнес» рассказываем, как фанат изобретательства придумал чистить автомобильные двигатели водородом

В новом выпуске рубрики «Свое дело» совместно с краевым Агентством развития бизнеса и центром «Мой бизнес» рассказываем, как фанат изобретательства придумал чистить автомобильные двигатели с помощью водорода.

Около четырех лет назад выпускник горного факультета одного из московских университетов Яков Малеев решил сделать генератор водорода для очистки автомобильных двигателей. К тому моменту Яков, родившийся в Кемеровской области, осел в Красноярске. «Есть люди, которые не могут не писать, — описывает Малеева один из его компаньонов Павел Иванов. — Яков из тех, кто не может не конструировать, у него это с детства».

Идея аппарата, который способен чистить двигатель водородом, была подсмотрена на Западе, рассказывает Иванов: «На канале Discovery есть программы о том, как разные умельцы в США своими руками из старых деталей по кусочкам собирают автомобили. И как-то раз показали, как один умелец купил двигатель на барахолке и почистил водородом».

В своем гараже Малеев начал кустарные эксперименты — сведения о том, как собрать генератор водорода, легко находятся в открытом доступе, объясняет Павел. На исследования, разработки и опыты в целом ушло более полутора миллионов рублей из личных накоплений Якова. Осложнялось все тем, что у Малеева была молодая семья с маленьким ребенком. «В такой ситуации особо не до экспериментов, не до рисков — ты берешь сбережения, которые можно потратить на семью, куда-то вложить, — отмечает Иванов. — Но Яков рискнул».

Первые экземпляры аппарата тестили на машинах друзей, близких, знакомых — «всех, до кого можно дотянуться». Результаты, по словам Иванова, оказались лучше ожиданий.

Как это работает (очень кратко)

Со временем из-за неполного сгорания топлива в двигателе образуются сажистые отложения — нагар. Из-за этого двигатель работает хуже, его мощность падает, топлива расходуется больше. Подача водорода создает условия, при которых нагар полностью сгорает, удаляется с деталей и выводится в виде углекислого газа через выхлопную трубу.