Posted 12 октября 2017,, 07:43

Published 12 октября 2017,, 07:43

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Тяжелая доля: что не так с проектом закона о поддержке обманутых дольщиках

12 октября 2017, 07:43

На ближайшей сессии краевого заксобрания 19 октября должны рассмотреть законопроект о поддержке обманутых дольщиков, разработанный горсоветом Красноярска. В нём предлагается выделять субсидии из бюджета застройщикам, чтобы те завершили дома-недострои.

Однако закон вышел очень сырым и до сессии может не дойти. Мы попросили депутата заксобрания Алексея Кулеша рассказать о недостатках этого наболевшего законопроекта.

У нас действительно всё так плохо с дольщиками?

Да. На днях Генпрокуратура РФ в очередной раз назвала край одним из самых проблемных регионов в этом плане. Краевая прокуратура с начала года, по данным на июль, выявила 371 нарушение закона о долевом строительстве: это нецелевое использование средств, перенос сроков строительства и введение в договора условий, ущемляющих права дольщиков. 

Всего в крае числится 12 проблемных домов — 10 в Красноярске и по одному в Железногорске и Сосновоборске. Их строили компании «Сибстоун», «СК», «Монтаж-Строй» (у всех — по два объекта), «СтройАрт», «Сибстройинвест», «КрасЗападСибСтрой», «Имхотеп», «Енисей» и «Строй-Проект». В эти объекты инвестировали деньги 1303 дольщика. 

Некоторые дома стоят недостроями более десятка лет. Напротив здания правительства разбили палаточный лагерь; отчаявшиеся дольщики с улицы Грунтовой, 28, пытаясь обратить внимание на проблему, в этом году даже устраивали голодовку.

Недострой на ул.Грунтовая

Как предлагают решать проблему?

В конце сентября красноярский горсовет направил в краевое заксобрание проект закона (.doc) о финансовой поддержке обманутых дольщиков за счет бюджета края. Предлагается выбрать строительные компании, которые получат субсидии из бюджета, чтобы выкупить и достроить дома застройщиков-банкротов. Затем квартиры передадут их владельцам-дольщикам. 

Сколько денег нужно, чтобы достроить дома?

Точных подсчетов, по словам Алексея Кулеша, нет — пока понятно только, что речь идет о миллиардах рублей. По приблизительным прикидкам, на субсидии потребуется от 6 до 10 млрд. Сумму вывели простым умножением, поясняет Кулеш. Известно, что на достройку дома на Грунтовой, 28 нужно примерно 500-600 миллионов рублей — их умножили на число проблемных домов в крае (12) и получили очень приблизительный размер субсидий.

А деньги на это в бюджете есть?

В данный момент — нет. Бюджет формируется на три года, расходы на субсидии застройщикам никто не прогнозировал, так что пока в проекте бюджетов на 2018-2020 годы таких сумм, разумеется, не предусмотрено.

Палаточный городок дольщиков на площади Революции

Расходы бюджета основываются на госпрограммах, поэтому «просто так» направить деньги на какие бы то ни было цели нельзя. А, значит, придется пересматривать статьи расходов в сфере строительства — в итоге в крае могут не построить, например, уже запланированную больницу, школу, детсад и так далее. 

«Придется решать, у каких программ мы деньги забираем? В итоге может возникнуть серьезный конфликт интересов между простыми налогоплательщиками и налогоплательщиками-дольщиками», — предрекает Кулеш.

Слова депутата подтверждает реакция некоторых пользователей к новостям про готовящийся законопроект о помощи дольщикам: 

«Жалко обманутых дольщиков, граждане страны не защищены должным образом со стороны государства и никто ответственность за это не несет. Но достраивать за счет бюджета, за счет других жителей? Почему остальные должны страдать?»

«Почему налоги всех красноярцев должны идти на финансирование строительства жилья небольшой группы красноярцев, которая не смогла выбрать надежного застройщика? Лучше пусть эти деньги пойдут на строительство школ или садиков»

Палаточный городок дольщиков на площади Революции

Примут ли закон?

Алексей Кулеш уверен, что в существующем виде проект не примут даже в первом чтении. Самая большая недоработка, по его словам, состоит в том, что проект «финансово не определен»: «Мы не можем принимать закон, который предусматривает траты из бюджета, не понимая размер этих трат — это незаконно. Кроме того, бюджет не имеет права давать деньги конкретно на достройку квартир граждан, на их личное имущество. В этом есть некий внутренний конфликт законопроекта».

В проекте существуют и другие недочеты. Например, никак не учитывается помощь жилищно-строительным кооперативам, которые создали обманутые дольщики. 

«В нынешнем виде на них этот закон не будет распространяться, — поясняет Кулеш. — С моей точки зрения это как минимум несправедливо: если уж помогаем дольщикам, то надо помогать всем, в том числе и жилищно-строительным кооперативам».
Голодовка в недострое на ул.Грунтовая

Кроме того, сейчас проект расходится с федеральным законодательством — как минимум с законом о банкротстве. «Не урегулирован вопрос о том, что произойдет, если новый застройщик вдруг тоже обанкротится, а ему уже выделили субсидию, — считает Алексей Кулеш. — Неясно, что будет, если застройщик получил субсидию, а после — еще и деньги от прежнего застройщика-банкрота в рамках конкурсного производства. Будет он субсидию возвращать или нет? Наконец, что произойдет с требованиями дольщиков к застройщику-банкроту, когда они получат жилье, построенное за счет субсидий?»

Из-за этих недочетов, по нашей информации, законопроект уже получил отрицательные заключения прокуратуры и экспертно-правового управления заксобрания — в таком виде проект принимать нельзя.

Что тогда делать и как помочь дольщикам?

Чтобы решить финансовую неопределенность проекта, в заксобрании составили список работ по каждому проблемному дому, которые можно профинансировать из бюджета. Затем в правительстве края рассчитают, сколько конкретно они будут стоить — и в этом объеме помогать достраивать дома, предлагает депутат.

«Это, например, достройка лифта, техническое присоединение дома, постройка мест общего пользования: крыши, подъезды, козырьки и так далее. То есть то, что не является личной собственностью гражданина и на что мы можем потратить бюджетные деньги, — рассказывает Алексей Кулеш. — Мне кажется, на такую дополнительную помощь мы можем внести затраты в бюджет, и это будет оправданно и найдет понимание у налогоплательщиков».


"