Тыльной стороной войны: шесть мест боевой славы в Красноярске

Редакция «ПМ»
1920
В Красноярске не велось боевых действий, но и здесь есть места, где можно притронуться к событиям военного времени, соприкоснуться с историей Великой Отечественной войны и вспомнить ее участников.

Центральный парк

О том, что Красноярцы воевали, напоминать излишне, и есть возможность увидеть места, где собирались призывники перед отправкой на поля сражений. Мест таких множество, но проще всего сходить в Центральный парк: именно здесь, в деревянном здании, сегодня совмещающем комнату страха и комнату смеха, находился сборный пункт для записывающихся добровольцами в действующую армию красноярцев. Можете на лавочке посидеть или посетить аттракцион, по вашему мнению, наиболее подходящий ситуации.

Фото: Краеведческий музей

Сквер Гвардейский

Еще одно известное всему городу место, откуда уходили на фронт добровольцы. Сквер называется «Гвардейским» не просто так: здесь в 40-х годах находился полевой лагерь. Отсюда уходили на фронт соединения 78-ой добровольческой бригады и 119-ой стрелковой дивизии. 119-я прошла впечатляющий боевой путь, поучаствовав практически во всех крупных сражениях Великой Отечественной, и заслужено получила звание 17-й гвардейской. После капитуляции Третьего Рейха дивизию перебросили на Дальний Восток, где в боях против японцев ее бойцы форсировали хребет Большой Хинган, разгромили японские гарнизоны и дошли до Порт-Артура. 78-я бригада, отличавшаяся повышенным содержанием коммунистов и комсомольцев, прославилась в боях подо Ржевом, где во время операции «Марс» потеряла до двух третей личного состава.

Фото: Администрация Красноярского края

Школа №10

Во время войны в Красноярске находилось 60 эвакуационных госпиталей, где лечили бойцов, тяжело раненных на фронтах Великой Отечественной. Всего они могли принять почти 25 000 бойцов. Самый известный из эвакогоспиталей под номером 1515 находился в доме, где сейчас размещается школа №10. Знаменит он в первую очередь тем, что главным хирургом в нём работал Валентин Войно-Ясенецкий, он же архиепископ Лука. Находясь в Красноярске в третьей по счету ссылке, с началом войны хирург отправил формальному главе советского государства Михаилу Калинину телеграмму следующего содержания:

«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Просьба была удовлетворена. С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал главным хирургом эвакогоспиталя №1515 и консультантом всех госпиталей Красноярского края. Работать приходилось по 8-9 часов без перерыва, делая 3-4 операции в день, что для уже пожилого врача было делом нелегким. Зато, благодаря таланту Войно-Ясенецкого и других врачей, процент выздоровевших в Красноярске был очень высок — в строй вернулись 72,3% раненых и 90,6% больных солдат и офицеров. Эти цифры и сейчас поражают, а тогда, в условиях военного времени, они и вовсе казались фантастикой.

Фото: Энциклопедия Красноярского края

Заводы

До войны промышленность Красноярска могла впечатлить разве что человека из очень глухой деревни. Всё изменилось после неблестящего для СССР начала военных действий, когда правительству пришлось в срочном порядке эвакуировать предприятия за Урал. Так оборудование брянского завода «Красный Профинтерн» превратило несколько деревянных бараков, называвшихся до войны «Сибтяжмашем», в одно из крупнейших предприятий отрасли. Завод выпускал гранаты, минометы и паровозы. Сегодня это некогда секретное предприятие можно посетить без всякого пропуска, здесь активно строятся жилые кварталы.

Фото: Ньюслаб

Оборудование вывезенного из-под Коломны четвертого завода имени Ворошилова дало начало «Красмашу», в войну выпускавшему бомбы, пушки, минометы и заряды к ним. В то же время появляется Судостроительный завод, выпускавший, вопреки названию, запчасти к самолетам и более профильные «летающие лодки» Бе-4. Этот завод сегодня также частично превратился в жилую зону. Еще один завод, выпускавший продукцию, никак не соответствовавшую своему названию, — Комбайновый — появился в Красноярске в 1943 году и выпускал боеприпасы. Кроме того, войне обязаны появлением в Красноярске химкомбинат «Енисей», выпускавший взрывчатку, Радиотехнический завод, выпускавший аэродромные радиостанции, и «Краслесмаш» — еще одно предприятие, выпускавшее снаряды. Большинство их этих предприятий на сегодня признаны банкротами.

Фото: Ньюслаб

Взлетка

Во время войны Взлетка еще не была «новым центром» города — здесь находился давший впоследствии название микрорайону аэропорт, служивший перевалочной базой для поступавших в СССР по ленд-лизу самолетов. Красноярск занимал уникальное место пересечения сразу двух воздушных трасс: Северной (Москва — Уэлькаль) и Южной (Москва — Хабаровск — Владивосток). С августа 1943 по май 1944 года Красноярским аэропортом было принято 3582 самолета, из них 2338 боевых самолетов в 543 группах.

Фото: Энциклопедия Красноярского края

Условия были сложные. Вот, к примеру, воспоминания техника-метеоролога Тамары Казачинской:

«Мне было тогда 18 лет. Зимы стояли лютые, я таких больше не припомню. Морозы — 45–50 градусов! Мы с синоптиком (сначала нас работало двое) помещались в одноэтажной «деревяшке». Первое время работали сутки через сутки. Голодно, холодно, спать хочется. А нельзя — оборудование должно работать бесперебойно. Мы как вольнонаемные получали на день 600 граммов хлеба. Это и была наша почти единственная еда».

Фото: Энциклопедия Красноярского края

При этом все без исключения самолеты, прошедшие проверку красноярскими техниками, добрались до фронта без повреждений и технических накладок.

Паровоз серии «Серго Орджоникидзе» на ЖД вокзале

Этот паровоз и сам заслуженный, и родственников знаменитых имеет. Эта серия железнодорожного транспорта в войну выпускалась на заводе «Сибтяжмаш». Именно на составе, влекомом таким паровозом, на Потсдамскую конференцию отправилась советская делегация во главе с Иосифом Сталиным. А так как именно там определялись судьбы послевоенной Европы, то, стоя рядом с паровозом, можно представить себя причастным к большой геополитике.

Фото: Энциклопедия Красноярского края

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх