Posted 5 мая 2016,, 12:14

Published 5 мая 2016,, 12:14

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

Тыльной стороной войны: 6 мест боевой славы в Красноярске

5 мая 2016, 12:14
В Красноярске не велось боевых действий, но и здесь есть места, где можно притронуться к событиям военного времени, соприкоснуться с историей Великой Отечественной войны и вспомнить ее участников.

В Красноярске не велось боевых действий, но и здесь есть места, где можно притронуться к событиям военного времени, соприкоснуться с историей Великой Отечественной войны и вспомнить ее участников.

Центральный парк

О том, что Красноярцы воевали, напоминать излишне, и есть возможность увидеть места, где собирались призывники перед отправкой на поля сражений. Мест таких множество, но проще всего сходить в Центральный парк: именно здесь, в деревянном здании, сегодня совмещающем комнату страха и комнату смеха, находился сборный пункт для записывающихся добровольцами в действующую армию красноярцев. Можете на лавочке посидеть или посетить аттракцион, по вашему мнению, наиболее подходящий ситуации.

Парк Гвардейский

Еще одно известное всему городу место, откуда уходили на фронт добровольцы. Парк называется Гвардейским не просто так: здесь в 40-х годах находился полевой лагерь. Отсюда уходили на фронт соединения 78-й добровольческой бригады и 119-й стрелковой дивизии. 119-я прошла впечатляющий боевой путь, поучаствовав практически во всех крупных сражениях Великой Отечественной, и заслуженно получила звание 17-й гвардейской. После капитуляции Третьего Рейха дивизию перебросили на Дальний Восток, где в боях против японцев ее бойцы форсировали хребет Большой Хинган, разгромили японские гарнизоны и дошли до Порт-Артура. 78-я бригада, отличавшаяся повышенным содержанием коммунистов и комсомольцев, прославилась в боях подо Ржевом, где во время операции «Марс» потеряла до двух третей личного состава.

kraskompas.ru

Школа №10

Во время войны в Красноярске находилось 60 эвакуационных госпиталей, где лечили бойцов, тяжело раненных на фронтах Великой Отечественной. Всего они могли принять почти 25 тысяч бойцов. Самый известный из эвакогоспиталей под номером 1515 находился в доме, где сейчас размещается школа №10. Знаменит он в первую очередь тем, что главным хирургом в нём работал Валентин Войно-Ясенецкий, он же архиепископ Лука. Находясь в Красноярске в третьей по счету ссылке, с началом войны хирург отправил формальному главе советского государства Михаилу Калинину телеграмму следующего содержания:

«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Просьба была удовлетворена. С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал главным хирургом эвакогоспиталя №1515 и консультантом всех госпиталей Красноярского края. Работать приходилось по 8-9 часов без перерыва, делая 3-4 операции в день, что для уже пожилого врача было делом нелегким. Зато благодаря таланту Войно-Ясенецкого и других врачей, процент выздоровевших в Красноярске был очень высок — в строй вернулись 72,3% раненых и 90,6% больных солдат и офицеров. Эти цифры и сейчас поражают, а тогда, в условиях военного времени, они и вовсе казались фантастикой.

shkoly.su 

Заводы

До войны промышленность Красноярска могла впечатлить разве что человека из очень глухой деревни. Всё изменилось после неблестящего для СССР начала военных действий, когда правительству пришлось в срочном порядке эвакуировать предприятия за Урал. Так оборудование брянского завода «Красный Профинтерн» превратило несколько деревянных бараков, называвшихся до войны «Сибтяжмашем», в одно из крупнейших предприятий отрасли. Завод выпускал гранаты, минометы и паровозы. Сегодня это некогда секретное предприятие можно посетить без всякого пропуска, здесь активно строятся жилые кварталы.

dela.ru

Оборудование вывезенного из-под Коломны четвертого завода имени Ворошилова дало начало «Красмашу», в войну выпускавшему бомбы, пушки, минометы и заряды к ним. В то же время появляется Судостроительный завод, выпускавший, вопреки названию, запчасти к самолетам и более профильные «летающие лодки» Бе-4. Этот завод сегодня также частично превратился в жилую зону. Еще один завод, выпускавший продукцию, никак не соответствовавшую своему названию, — Комбайновый — появился в Красноярске в 1943 году и выпускал боеприпасы. Кроме того, войне обязаны появлением в Красноярске химкомбинат «Енисей», выпускавший взрывчатку, Радиотехнический завод, выпускавший аэродромные радиостанции, и «Краслесмаш» — еще одно предприятие, выпускавшее снаряды. Большинство их этих предприятий на сегодня признаны банкротами.

eprussia.ru

Взлетка

Во время войны Взлетка еще не была «новым центром» города — здесь находился давший впоследствии название микрорайону аэропорт, служивший перевалочной базой для поступавших в СССР по лендлизу самолетов. Красноярск занимал уникальное место пересечения сразу двух воздушных трасс: Северной (Москва — Уэлькаль) и Южной (Москва — Хабаровск — Владивосток). С августа 1943 по май 1944 года Красноярским аэропортом было принято 3582 самолета, из них 2338 боевых самолетов в 543 группах.

kraskompas.ru

Условия были сложные. Вот, к примеру, воспоминания техника-метеоролога Тамары Казачинской:

«Мне было тогда 18 лет. Зимы стояли лютые, я таких больше не припомню. Морозы — 45–50 градусов! Мы с синоптиком (сначала нас работало двое) помещались в одноэтажной «деревяшке». Первое время работали сутки через сутки. Голодно, холодно, спать хочется. А нельзя — оборудование должно работать бесперебойно. Мы как вольнонаемные получали на день 600 граммов хлеба. Это и была наша почти единственная еда».
routeplan.ru

При этом все без исключения самолеты, прошедшие проверку красноярскими техниками, добрались до фронта без повреждений и технических накладок.

Паровоз серии «Серго Орджоникидзе» на ж/д вокзале

Этот паровоз и сам заслуженный, и родственников знаменитых имеет. Эта серия железнодорожного транспорта в войну выпускалась на заводе «Сибтяжмаш». Именно на составе, влекомом таким паровозом, на Потсдамскую конференцию отправилась советская делегация во главе с Иосифом Сталиным. А так как именно там определялись судьбы послевоенной Европы, то, стоя рядом с паровозом, можно представить себя причастным к большой геополитике.

my.krskstate.ru
"