Posted 24 ноября 2020,, 02:20

Published 24 ноября 2020,, 02:20

Modified 29 мая 2023,, 10:24

Updated 29 мая 2023,, 10:24

У медиков из «красной» зоны посттравматический синдром, как у военных. Психотерапевт о том, как ковид сводит нас с ума

24 ноября 2020, 02:20
Рассказываем, как пандемия влияет на наше психическое здоровье и что с этим делать.

Число больных коронавирусом продолжает расти, система здравоохранения перегружена, ковид-госпитали переполнены, часть заболевших лечат на дому, скорая помощь не справляется с количеством вызовов, в аптеках не хватает лекарств, в регионах вводятся ограничения. Как все это влияет на психическое здоровье людей и в каком эмоциональном состоянии находятся сами медики?

«Проспект Мира» поговорил об этом с заведующей центром медико-психологической реабилитации в краевом госпитале для ветеранов войн и руководителем психотерапевтического центра «Медицина для души», психотерапевтом Татьяной Захаровой.

Медики страдают посттравматическим расстройством

Татьяна Захарова рассказывает, что медики, вернувшиеся из «красной» зоны, могут измениться: стать более жесткими, замкнутыми, резкими, вспыльчивыми и обидчивыми. Она отмечает: «красную» зону можно сравнить с горячей точкой, где человек должен адаптироваться, быть напряженным, сконцентрированным и прожить так значительное время. Но проблема в том, что, когда медик покидает ковид-госпиталь, он может продолжить вести себя так же.

«Ведущие психиатры России отмечают, что у медиков развивается посттравматический стрессовый синдром (по аналогии — афганский, чеченский синдром). Люди находились в ситуации, связанной с риском для жизни, они могли погибнуть и осознавали это, происходило мощное напряжение всех защитных сил организма. Они адаптировались к той ситуации, а когда вернулись в мирную жизнь, им сложно адаптироваться. Медики ведут себя так, как вели себя там. Они настороже, они напряжены, готовы резко что-то делать и не всегда это осознают».

По словам психотерапевта, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет, затем оно либо проходит, либо переходит в хроническое заболевание. Татьяна Захарова поясняет, что в «красной» зоне психологическая помощь иногда оказывается, особенно если в больнице есть штатные психологи. Однако, когда врачи покидают ковид-госпиталь, они в основном не обращаются за специализированной помощью.

«Я была на совещании психиатров, где мы обсуждали этот вопрос. Ни один врач, ни одна медсестра, никто не обратился за помощью в психдиспансер. То есть медики сами справляются каким-то образом.

Но если не принять меры, то через несколько месяцев у человека может развиться ПТСР с замкнутостью, отчужденностью, подозрительностью, плохим сном и флешбэками — психотравмирующими воспоминаниями.
В 96-м году, когда в госпитале для ветеранов войн открыли центр медико-психологической реабилитации для участников боевых действий, мы успели оказать помощь большому количеству ребят из Чечни. Когда они возвращались, их направляли к нам. Мы проводили с ними лечение стрессового расстройства бригадным методом, в госпитале были созданы для этого условия, и мы парней вылечили. Тысячи ребят прошли через центр, они адаптировались и смогли продолжить жить».

По мнению специалиста, для медиков должна быть создана служба психического здоровья, где будут анализировать ситуацию, проводить анкетирование, оказывать помощь. Однако сейчас, уточняет психотерапевт, система заточена на то, чтобы бороться непосредственно с коронавирусной инфекцией, ресурсов для всего остального не остается.

А что с обычными людьми?

По мнению Татьяны Захаровой, информация о том, что люди могут заболеть и получить тяжелые последствия, сама по себе является психотравмирующей — люди читают новости об этом и рассказывают друг другу случаи из жизни близких и знакомых. Есть те, кто болеет и в дополнение к этому испытывает стресс из-за того что не всегда может получить медицинскую помощь. И те, кто не болен, но все равно находится в состоянии тревоги и в ожидании.

Психотерапевт рассказала о постковидной депрессии, которую встретила у медика, переболевшей ковидом. Врач переносила заболевание дома и сильно переживала, не зная, что с ней будет. В результате она охладела к детям и мужу, полностью замкнулась на себе и находилась в тяжелом подавленном состоянии. Женщине смогли помочь, назначив специальные препараты.

У одного мужчины развилась тяжелая депрессия: он заболел коронавирусом и заразил свою мать. Женщина умерла, и мужчина начал винить себя, не понимая, как жить дальше. Его родственники обратились к психотерапевту, спустя время он смог поправиться и примириться с потерей близкого человека.

Как бороться со стрессом?

В центре медико-психологической реабилитации Госпиталя для ветеранов войн работает телефон доверия, на который могут позвонить все, кто из-за пандемии испытывает страх, тревогу или панические атаки.

Телефон для жителей Красноярска: 220-52-88, для жителей районов Красноярского края: +7 (391) 220-52-88. Психологи и психотерапевты консультируют в будни с 9:00 до 17:00. Здесь консультацию и лечение окажут бесплатно.

Можно поискать бесплатные онлайн-консультации, при желании обратиться в частные психотерапевтические клиники, где сохраняется конфиденциальность.

Что еще рекомендуют психологи центра, чтобы меньше тревожиться из-за пандемии:

  • исключить новости и различные ток-шоу;
  • переключить внимание на другие темы, например, смотреть культурно-познавательные, исторические, документальные, художественные фильмы, программы про природу;
  • найти хобби, изучать иностранные языки, общаться с позитивными людьми, слушать музыку и аудиокниги;
  • больше двигаться и гулять на свежем воздухе, выполнять физические упражнения, дыхательную гимнастику, заниматься танцами;
  • заботиться о животных, ухаживать за растениями;
  • чаще улыбаться.

Иллюстрации в тексте и на обложке: кемеровский челюстно-лицевой хирург Руслан Меллин, работавший в «красной» зоне

"