Posted 17 июля 2018,, 12:29

Published 17 июля 2018,, 12:29

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

Почему проспект Мира плох для бизнеса и как это исправить: мнение эксперта

17 июля 2018, 12:29

Проспекту Мира нужно некоммерческое партнерство арендаторов и арендодателей, больше пешеходов и меньше автомобилей. Это даст бизнесу развитие, уверен московский урбанист и преподаватель МВШСЭН Петр Иванов. Он написал развернутый пост на своей станице в фейсбуке. С разрешения автора, «Проспект Мира» публикует его у себя.


В Красноярске есть, наверное, лучшая из центральных улиц региональных столиц нашей необъятной Родины — проспект Мира. На улице очень много исторических домов, огромное количество баров, кафе и ресторанов, которые за счет красноярской ресторанной олигополии один другого круче, университеты, скверы, мини-парки.

Но есть ряд проблем. В ходе реконструкции 2017-го года на проспекте Мира была увеличена пешеходность, снижено количество парковочных мест и... результатом стало то, что на улице можно наблюдать много пустующих арендных лотов.

Это ошибка процесса проектирования, причем не какая-то специфичная для России. В 70-е годы в Америке происходило то же самое — арендаторы совершенно не обязаны разбираться в урбанистике, экономике улиц, городском дизайне. Они, как и все другие нормальные люди, живут доминирующими на текущий момент в культуре представлениями о том, как устроен мир.

фото здесь и далее: Пётр Иванов

Для российской культуры пока нормой является то, что если на машине сложно подъехать к заведению — можно смело съезжать. На самом деле это не так, есть даже российские исследования (к одному из которых я приложил руку, а к другому Elena Korotkova), показывающие, как меняется экономика улицы с увеличением пешеходности и снижением автомобильности. Эффекты довольно интересные — снижается число заведений премиум-класса (бутиков-супермаркетов типа «Глобус Гурмэ» с квадратными арбузами за 80 000 рублей килограмм), зато растет число кафе и магазинов среднего и низкого класса. 

Более того, снижается средняя площадь заведения — там, где раньше был один дорогущий ресторан, размещается два, три, а то и четыре забегаловки со стрит-фудом, кофейни, барбершопа и т.д. Пешеход в сравнении с автомобилистом совершает больше покупок, но с меньшим чеком. Но также он занимает на улице гораздо меньше места и плотный поток пешеходов в этом плане гораздо более серьезный источник прибыли, нежели разреженный поток автомобилистов.

Так в чем, собственно, ошибка проектирования? Она в том, что на этапе разработки и реализации проекта что проспекта Мира в Красноярске, что любой другой улицы в любом другом городе нашей необъятной Родины, никому в голову не приходит пересказать арендаторам и арендодателям предыдущий абзац. И вместе с ними спланировать не только грядущую трансформацию объектов благоустройства и озеленения, но и неразрывно связанную с ней новую экономику улицы. Что делать в таких случаях? Ведь все-таки дело уже сделано, арендаторы уже напуганы, пройдет какое-то время прежде, чем на уровне обыденного сознания бизнесменов утвердится представление о том, что пешеходность приносит деньги. 

Существует инструмент, который может регулировать подобного рода ситуации. В Англии и Америке этот инструмент носит название Business Improvement District (BID). Фактически это некоммерческое партнерство арендаторов и арендодателей, располагающихся на определенной городской территории. В рамках некоммерческого партнерства бизнесы занимаются тем, что вместе договариваются о будущем этой территории — анализируют опыт друг друга, разрабатывают скоодинированную стратегию развития, обсуждают вопросы благоустройства и озеленения.

Зачастую задействуется инструмент, который мы с Сергей Царев называем «веселые налоги» — бизнесы выделяют часть прибыли на разного рода проекты на территории. Это могут быть простые истории вроде установки вскладчину памятника или арт-объекта, или, скажем, восстановления исторического фасада одного из зданий (хотя это уже непростая история, но не суть). А могут быть более тонкие истории. Например, «веселые налоги» могут быть направлены на снижение порога входа на территории приоритетного арендатора. Если бизнесы, составляющие BID, очень хотят видеть у себя на улице, скажем, частный кукольный театр, но понимают, что при текущей арендной ставке никакой кукольный театр на улице не задержится без дополнительной помощи. Или же в рамках BID может быть организован бизнес-инкубатор, который в режиме приближенным к боевым, тестирует новые форматы бизнесов для территории. Скажем, если бы на проспекте Мира в Красноярске арендаторы и арендодатели создали бы BID, то там бы очень органично смотрелся барный инкубатор — место, где разные продюсерские команды экспериментировали бы с форматами меню, интерьеров, подачи, наполнения баров и кафе, а удачные эксперименты бы расселялись как по улице Мира, так и по другим улицам и районам города.

Также инструмент BID помог бы выстроить того территориального субъекта, который бы смог внести в ряд общественных дискуссий вокруг проспекта Мира определенность. Скажем, решить раз и навсегда вопрос с П-образными переходами. BID проспекта Мира однозначно бы требовал их устранения, поскольку они нарушают пешеходность улицы, а именно пешеходность генерирует для участников BID финансовый поток. С другой стороны, с некоторой долей вероятности они были бы против превращения проспекта Мира в целиком пешеходную улицу, хотя, возможно, в ряде мест настаивали на внедрении shared space.

Вообще, мне кажется, за BID в российских городах будущее. Главное — начать пробовать эти BID выстраивать.