Posted 25 мая 2021,, 11:55

Published 25 мая 2021,, 11:55

Modified 29 мая 2023,, 10:30

Updated 29 мая 2023,, 10:30

В Красноярске предложили ввести «экологический платеж» для предприятий-загрязнителей — деньги должны идти на лечение пострадавших жителей

25 мая 2021, 11:55

Красноярские «ЗЕЛЁНЫЕ» собрали экспертные мнения об экологической ситуации в Красноярске и пришли к неутешительным результатам — хоть и нет официальных доказательств, что загрязненный воздух напрямую влияет на здоровье, все в один голос говорят, что связь есть и последствия плачевны. В партии готовят законопроекты по оценке рисков заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды, и по созданию экологического фонда в помощь пострадавшим. Рассказываем подробности.

По данным ВОЗ, 80% смертей от инфарктов и инсультов связаны с загрязненным воздухом, остальные 20% распределяются между раком легких, хронической обструктивной болезнью легких и острыми инфекциями нижних дыхательных путей у детей. «Это данные по осложнениям у пациентов, которые уже имеют заболевания сердца или сосудов головного мозга, — уточняет красноярский кардиолог Павел Ерахтин. — То есть на их основную патологию из-за поражения легких накладывается кислородное голодание, которое испытывают эти пациенты при загрязненности воздуха. Сердце перестает получать необходимый кислород и клетки отмирают, поэтому инфаркт может случится раньше, чем в благоприятной окружающей среде. Также и в период распространения коронавирусной инфекции, при которой и без того страдают легкие, последствия для организма намного серьезнее и период восстановления увеличивается в разы».

Когда выбросы в воздух ощущаются наиболее сильно — першит в горле, беспокоит сухой кашель, появляется одышка при малейшей нагрузке, — врачи рекомендуют по возможности уезжать из города. Если такой возможности нет — закрыть окна, использовать аппараты чистки воздуха или увлажнители и как можно меньше выходить на улицу, а если и этого не удается избежать — использовать маску. Кроме того, можно промывать слизистую носа солевыми растворами, аквалором или аквамарисом, поехать подышать в солевую комнату.

Симптомы должны прекратиться через 2-3 дня после того, как человек попадёт в более благоприятную окружающую среду. Если этого не произошло, значит последствия для организма тяжелее, и он не может справиться самостоятельно. Это уже веский повод обратиться к врачу.

«Чтобы доказать, что проблемы с легкими, возникновение онкологических заболеваний или осложнения у больных с заболеваниями сердца или сосудов головного мозга возникли именно по причине превышения концентрации загрязняющих веществ в воздухе, нужны серьезные лабораторные тесты, — рассказывает терапевт медицинского центра «Панацея» Елена Типсина. — Например, анализ крови или мочи на наличие солей тяжелых металлов, или загрязнителей, которые встречаются в воздухе рядом с предприятием-загрязнителем. Такие методики есть у врачей-профпатологов, которые работают с сотрудниками добывающих предприятий, они могут определить, что причиной поражения легких было большое количество вдыхаемой угольной пыли».

Но в Красноярске нет ни одной аккредитованной лаборатории, которая может делать анализы по выявлению конкретных токсикантов, говорят «ЗЕЛЁНЫЕ». Это сложные и дорогостоящие анализы, к тому же очень мало специфических веществ, определив которые, можно сразу найти загрязнителя. Только бензапирена, который образуется при сжигании, 15 видов. Сложно определить, какой именно повлиял на возникновение заболевания — от печного отопления, от автомобильных выбросов или от промышленных предприятий.

«Есть методика оценки риска воздействия окружающей среды на здоровье, признанная у нас в стране, но она не обязательная и носит справочный характер, — рассказывает исполнительный директор «Фонда санитарно-эпидемиологического благополучия края» Анатолий Василовский. — Даже если эту методику примут официально, нужна понятная цепочка, на каком основании и кому заболевший человек должен подавать иск. На предприятие бессмысленно — там мощнейшая юридическая служба, которая найдет отговорку. Правильнее обращаться с требованием о возмещении ущерба здоровью к региональной власти, потому что на ней лежит ответственности за поддержание качества воздуха. И получать выплаты тоже за счет государственного фонда, а власть уже должна взыскать эти деньги с загрязнителя».

«ЗЕЛЁНЫЕ» предлагают схему, схожую с налогообложением и обязательным страхованием ответственности владельца автомобиля. Хочешь ездить на машине — плати налог, за счет которого будет ремонтироваться дорожный фонд, акциз на бензин, а страховка покроет расходы пострадавшего при аварии.

«Нужно ввести экологический платёж. Есть же штрафы всевозможные, которые, например, «Норникель» заплатил, есть у нас еще и плата за негативное воздействие, которое предприятие платит всегда. Можно эту плату окрасить и направить в целевые фонды, которые должны тратить эти деньги на лабораторные анализы, лечение, восстановление, реабилитацию конкретных пострадавших людей, — говорит председатель Красноярского регионального отделения партии «ЗЕЛЁНЫЕ» Сергей Шахматов. — Чем больше выплат, тем больше экологический платеж на следующий год, как в ОСАГО при аварии. Чтобы руководители предприятий понимали: выбросы не уменьшились, расходов будет больше. Задача ведь стоит не только защитить пострадавших от экологической обстановки людей, но и максимально сократить выбросы. Должно быть дешевле делать реконструкции, ставить фильтры, перепрофилировать предприятия, чем платить большой налог».

Красноярские «ЗЕЛЁНЫЕ» уже готовят проекты законов для признания официальной и доказательной методики оценки рисков заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды. Готовится алгоритм, по которому будет создаваться экологический фонд, и выплачиваться из него деньги на диагностику, лечение и восстановление пострадавших от выбросов.

"