Чтобы подобные ситуации не повторялись, в 2017 году создатели «Тайги» открыли собственную мастерскую — Сибирскую школу барберов. Это, по словам Захарюты, решало бы сразу две проблемы: восполняло пробел кадров и выровняло отношения между руководителями и мастерами.
«Это должны быть взаимоуважительные отношения, но надо понимать, что направление, вектор, стратегию компании задает руководитель. У мастера куча своих обязанностей — не здорово, когда он на себя перенимает обязанности руководителей и диктует условия», — считает Василий.
Вглубь «Тайги» Постепенно, несмотря на все сложности, «Тайга» разрасталась. В конце 2017-го на улице Авиаторов открылся второй филиал барбершопа, в августе 2019-го — третий, в историческом здании на Карла Маркса, один из залов которого заняла школа барберов.
Как говорит Василий Захарюта, на открытие идут как свои, так и заемные деньги. Запуск первой точки на Аэровоказальной обошелся примерно в миллион рублей — запустились «из того, что было», и работу начинали «очень сырыми». В итоге первую точку переделывают до сих пор и с учетом апгрейдов инвестиции в нее перевалили уже за четыре миллиона рублей.
К открытию на Авиаторов подходили уже более сознательно: наняли дизайнера, снесли внутри все стены, обновили электрику, сантехнику, инженерные сети и прочее. Потратили на вторую точку три с половиной миллиона рублей.
Сейчас, чтобы запустить «Тайгу», нужно минимум три миллиона — примерно столько стоил барбершоп на Маркса. Еще в два обошлось оборудование зала школы барберов, так что общие расходы на точку в центре города превысили пять миллионов.
«Самая дорогая часть — это коммуникации: электричество и вода. В парикмахерских совсем другая нагрузка на электрику: это фены, машинки, прочие приборы, — перечисляет Василий. — Куча выключателей, отдельно включается подсветка, отдельно основной свет. На Маркса воду и канализацию мы провели полностью с ноля, тут пять точек подключения плюс подсобная часть, постирочная и туалеты».
Другая затратная часть — оборудование и мебель. Захарюта говорит, что в «Тайге» нет стандартных предметов, диваны, столы и остальная мебель делаются на заказ: «Никакой "Икеи"».
Несмотря на четыре года на рынке, период инвестиций, по словам владельца «Тайги», еще не прошел и заработанное постоянно вкладывается в развитие. Сейчас сеть в плюсе, но текущие затраты и выручку Василий не раскрывает: «Деньги не любят, когда о них шумят».
Борьба с другой короной
С очередной болью «Тайга», как, впрочем, и все остальные, столкнулись весной — это была пандемия коронавируса. В Красноярском крае парикмахерским, салонам и барберщопам запретили работать в конце марта, а разрешили в конце мая. Выручка в тот период была нулевая, говорит Василий Захарюта.
«Мы заморозили и поставили на паузу все платежи, какие было можно, потихоньку проедали наши накопления, плюс я кредитнулся, — вспоминает Василий коронавирусную весну. — Благо, что для нас это длилось всего два месяца. В отличие от тех же ресторанов мы довольно легко отделались» (в Красноярском крае общепиту разрешили работать в конце августа ).
Проблемой, однако, было то, что клиенты во время простоя находили, где подстричься: «Они же не будут сидеть и просто обрастать. Нам звонили, говорили: вот там [подпольно] работают, вот там». Часть клиентов из-за этого сеть потеряла.
«Мы месяц просто сидели, никак не реагировали, но в конце концов тоже пришлось попробовать, — рассказывает Василий. — Будем откровенны, из-под полы работали все. Мы туда полезли одними из последних, я хотел этого избежать. На самом деле ничего ты с этого не выигрываешь и приятного мало. Отвратительная ситуация, в которой лучше не оказываться, но любой руководитель, чтобы сохранить команду, пойдет на многое».
Клиентовозвращаемость
Сейчас в команде «Тайги» 18 мастеров, обычно их число плавает от 17 до 20 человек. В среднем за день через три филиала проходит около 100 клиентов. Максимальная загрузка — 40 человек на филиал, в среднем точки на Аэровокзальной и Авиаторов обслуживают по 30-35 клиентов в день, на Маркса (там кресла три) нагрузка поменьше — около 20 человек.
Емкость рынка, по словам Василия, зависит от формата барбершопа, а формат часто регулируется ценой. «У кого-то ценник полторы тысячи, у кого-то — тысяча, а кто-то осваивает экспресс-формат с ценами в 500 рублей. Но абсолютное большинство в Красноярске работает примерно в одном ценовом сегменте», — описывает он.
Предел, который, по его мнению, может охватить одно заведение на четыре кресла — 1000 человек в месяц. Стопроцентной загрузки при этом, как правило, не будет — максимум 80%.
«800 человек в миллионном городе хватит, чтобы одно заведение было забито, — рассказывает Захарюта. — Проходило ли через нас столько людей? Проходило кратно больше. Но сколько из них с нами осталось? Вот с чем я работаю. Меня интересует возвращаемость, то, насколько привязывается человек заведению».
Возвращаемость в «Тайге» замеряют у каждого мастера, это часть мотивации работников, поясняет Василий: «Обычно мотивация — это определенный процент от заработанного, но мы от этого отходим и замеряем различные параметры, по которым можно оценить эффективность: обратную связь от клиентов, загруженность мастера и другие. Ключевой показатель — это возвращаемость и у разных мастеров она разная. Понятно, у новичка она ниже, а у топа высокая. У кого-то возвращаемость достигает 70%, при том, что стопроцентной достигнуть невозможно».
Как часть мотивации и одну из точек роста Василий Захарюта рассматривает и школу барберов. Мастера, которые дошли до определенного уровня, могут стать ассистентом тренера, дорасти до тренера и начать преподавать.
«Это и дополнительный заработок, и развитие личностных качеств, — объясняет Василий. — Ты становишься увереннее, лучше начинаешь понимать продукт, который даешь. Это и возможность вынырнуть из рутины. Потому что, если ты востребованный барбер и работаешь на потоке, то у тебя начинается День сурка».
Школа и конкуренты
Василий говорит, что, запуская школу барберов три с половиной года назад, они словно шли в потемках на ощупь — начального опыта, как и в барберинге, не было. На старте получался довольно посредственный продукт, признает он, выпускать сразу сильных мастеров не получалось. Никаких денег минимум два года после старта школа не приносила. «Но если бы я заморачивался на деньгах, то ни "Тайги", ни школы вообще бы не было», — добавляет Василий.
Сейчас учеба в Сибирской школе барберов стоит 40 тысяч рублей, еще тысяч 20-25 придется потратить на покупку инструментов — машинок, триммеров и прочего. Уроки, помимо своих тренеров, дают мастера, которых «Тайга» специально привозит в Красноярск из других городов и стран. Обучение длится один месяц — и «это очень плотный месяц», говорит Захарюта: «Пять дней в неделю по шесть-восемь часов занятий, ребята дико устают. Это практически тотальная практика, перемешанная с теорией. Все лишнее мы отсеяли, даем фундаментальные знания».
За три с половиной года обучающий проект выпустил больше 250 мастеров. Около года назад, по словам основателя «Тайги», в двух третях красноярских барбершопах работали выпускники его школы. По мнению Василия, школа сильно простимулировала открытия барбершопов в Красноярске. «Раньше в принципе негде было брать мастеров, все пытались где-то схантить, забрать, — говорит он. — Сейчас выпускников уже много, есть выбор, появилась конкуренция».
В Красноярске, по данным 2Gis, сейчас чуть больше 50 барбершопов и в половине из них есть выходцы школы, оценивает Захарюта. Он понимает, что воспитывает своих конкурентов, но считает, что «это круто», так как подстегивает к развитию:
«Когда мы запускались, сильные мастера были у конкурентов, но у них была слишком расслабленная обстановка. Грубо говоря, ты мог повести себя как-то неадекватно с клиентом, но на его место сразу пришел бы другой. Барбершопы первой волны чувствовали себя очень комфортно. Но комфорт расслабляет. Я это почувствовал и по нам, когда мы до определенного результата дошли. Сейчас из конкурентов на нас никто сильно не поддавливает и это тоже расслабляет. Пусть будет больше мастеров, пусть рынок будет сильнее. Соответственно, и нашим ребятам нужно будет стараться больше, чтобы тот же кусок хлеба зарабатывать, и мы будем развиваться».
*«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» .