Posted 1 октября 2020,, 12:35

Published 1 октября 2020,, 12:35

Modified 29 мая 2023,, 10:22

Updated 29 мая 2023,, 10:22

«В первый год мы просто выживали»: Василий Захарюта о том, как работают барбершопы «Тайга» и школа барберов

1 октября 2020, 12:35

Василий Захарюта родился в таежном поселке, а в зрелом возрасте основал в Красноярске сеть барбершопов «Тайга» и Сибирскую школу барберов. «Проспект Мира» совместно с проектом «Мастера»* поговорил с Василием о том, каково запускаться во времена, когда барберов в городе почти не было, как пережить уход команды на старте, почему бизнес — это движение от одной боли к другой, и как воспитывать конкурентов.

Детство в тайге

Детство Василий Захарюта провел в небольшом поселке Краснокаменск в окружении тайги в Курагинском районе. Это примерно 300 километров от Красноярска.

По образованию он инженер-проектировщик и долгое время посвятил науке и строительной сфере: писал статьи, оформил несколько патентов, преподавал в университете и в частных компаниях. В 2013 году, по словам Василия, ему захотелось посмотреть мир и они с женой на год переехали в Москву. Там будущий владелец барбершопов набирался знаний: изучал маркетинг, как запускать бизнес и как привлекать клиентов.

Вернувшись в Красноярск, Захарюта открыл проектную компанию. По данным сервиса Rusprofile, с 2014 года Василий был владельцем и руководителем компании «Констракт». Максимальную выручку она показала в 2016 году — 1,1 миллиона рублей, прибыль — 208 тысяч. В 2018-м компания ликвидирована.

«Это был наш первый серьезный проект, — говорит Василий. — За несколько лет мы сделали много интересных объектов, например, часы Универсиады совместно с рекламным агентством "Арт-Стиль". Но в какой-то момент строительство и проектирование приелись. Это все же довольно закостенелый формат, ниша старая и действует по своим законам. А мне хотелось больше гибкости».

В тот период Захарюта почти случайно наткнулся на формат барбершопов, вспоминает он:

«Поначалу мне очень понравилось, второе впечатление было уже поспокойнее, а третье — отрицательным. Когда эйфория отступила, стало понятно, что много чего можно улучшить. Наука привила мне аналитическое мышление: я в любом заведении подмечаю какие-то вещи, все время разбираю на детали, думаю, как что усовершенствовать».

Полно места

В 2015 году казалось, что рынок барбершопов в Красноярске уже перенасыщен, но на деле места было полно, делится мнением Захарюта. «Всего три барбершопа на город. Они уже больше года спокойненько существовали, никто им не мешал, поэтому где-то они могли работать спустя рукава, давать меньше сервиса. Глядя на это, зародилась идея открыть свой барбершоп», — рассказывает он.

Сперва были мысли запускаться по франшизе. С одной сетью уже почти подписали договор, но, углубившись в бумаги, Захарюта понял, что условия его смущают. Сейчас он говорит, что не верит в барбершоп-франшизы и не встречал ту, которая бы стоила своих денег.

Собственный барбершоп пришлось делать полностью с ноля. Название выбирали из 150-200 вариантов. 

«Я сразу сказал, что это не должно быть иностранное название, — вспоминает Василий.— Их тогда уже было предостаточно, и сейчас люди коверкают и путают между собой различные коллаборации слов: "boys", "cut", "top". Слово "тайга" на тот момент вообще не коннектилось с парикмахерскими, барбершопами, но сразу мне срезонировало. Я родом из тайги, мои родители. Отец — заядлый охотник и я рос в обстановке патронов, ружей, добычи. Тайга — это место силы, обычные люди туда не ходят. Как правило, тайга делает тебя лучше, увереннее, сильнее».

Постоянная боль

Первый барбершоп под вывеской «Тайга» открылся в феврале 2016-го на улице Аэровокзальной.

«Если человек хочет открыть барбершоп, чтобы увидеть быстрые деньги, то это не та история, — говорит Василий. — Мы в первый год существования просто выживали».

Путь «Тайги», с его слов, это постоянное движение от одной боли к другой. Например, улица Аэровокзальная оказалась не самым удачным выбором для барбершопа. Там не живет аудитория барбершопов и почти нет близких ей заведений. Единственный плюс, поясняет Захарюта, что это проходной участок, где часто возникают пробки, и человек может увидеть вывеску.

Еще одна «боль» — поиск клиентов. «Если вы уже где-то стрижетесь, то привыкли и не будете менять мастера. И так мыслит большинство», — уверяет Василий.

С другой стороны, самим барбершопам на старте не хватало кадров. «Что вообще творилось на рынке в Красноярске в 2016 году? — обобщает Захарюта. — Барберов мало, обучающих центров нет. Все хорошие мастера уже где-то работают и никуда переходить не собираются. Начинающему проекту очень сложно, мы огромными усилиями собрали первый состав из трех человек. Это были ребята без опыта в барберинге и с небольшим опытом в парикмахерских».

Василий признает, что поначалу «суперкачественной» услуги «Тайга» предоставить не могла, так как их мастера уступали коллегам из барбершопов первой волны. Поэтому на старте цену «демпингнули» — стрижка в «Тайге» стоила 900 рублей: «Для парикмахерской это много, для барбершопа мало».

Неопытность компенсировали сервисом — Василий с женой сами стояли за стойкой администратора, записывали на стрижки, встречали клиентов, общались с ними, наливали кофе и чай и так далее. 

«Мы боролись за каждого клиента, — говорит Захарюта. — Их было мало, на старте за день мог зайти один человек. Я помню, когда пришли шесть человек — для нас это была победа».

Борьба с короной

Спустя три месяца после запуска «Тайга» вышла на точку безубыточности, но столкнулась с новой «болью» — звездной болезнью части команды. Как поясняет Василий, проект только зарождался, «шикарных условий» своим барберам они предоставить не могли, а кадров на рынке по-прежнему не хватало.

«И мастера это чувствовали: человек востребован, его с удовольствием заберут в другое место — и он начинает вести себя как звезда с короной, — рассказывает Захарюта. — У нас за три месяца из неопытных людей выросли звезды, которые чувствовали свою значимость и начали диктовать, как должно быть. Поначалу мы мирились, но в один момент сказали, что нас это не устраивает: если хотите, можете покинуть проект. Двое из трех ушли, и другие на их место нашлись не сразу».

Чтобы подобные ситуации не повторялись, в 2017 году создатели «Тайги» открыли собственную мастерскую — Сибирскую школу барберов. Это, по словам Захарюты, решало бы сразу две проблемы: восполняло пробел кадров и выровняло отношения между руководителями и мастерами. 

«Это должны быть взаимоуважительные отношения, но надо понимать, что направление, вектор, стратегию компании задает руководитель. У мастера куча своих обязанностей — не здорово, когда он на себя перенимает обязанности руководителей и диктует условия», — считает Василий.

Вглубь «Тайги»

Постепенно, несмотря на все сложности, «Тайга» разрасталась. В конце 2017-го на улице Авиаторов открылся второй филиал барбершопа, в августе 2019-го — третий, в историческом здании на Карла Маркса, один из залов которого заняла школа барберов.

Как говорит Василий Захарюта, на открытие идут как свои, так и заемные деньги. Запуск первой точки на Аэровоказальной обошелся примерно в миллион рублей — запустились «из того, что было», и работу начинали «очень сырыми». В итоге первую точку переделывают до сих пор и с учетом апгрейдов инвестиции в нее перевалили уже за четыре миллиона рублей.

"