Уведомления
Уведомления
12 1 м/с

Директор-спортсмен, поставщик-следователь и серые схемы: что происходит с велопрокатом на острове Татышев и почему сезон до сих пор не открыт

Александр Ибрагимов
2139

К концу мая велосезон на острове Татышев, по сути, все еще не стартовал. Официально здесь работает только муниципальный велопрокатчик, а частники до сих пор не прошли конкурсный отбор, который переносился несколько раз. Велосипеды муниципальному прокатчику при этом поставила фирма, созданная за неделю до начала сезона бывшим следователем. «Проспект Мира» рассказывает об этой и других странностях в «Татышев-парке», у которого чуть больше месяца назад сменился хозяин.

В конце февраля с острова убрали 25 старых зеленых павильонов-контейнеров велопроката, которые стояли тут несколько лет. Как поясняли тогда в Центре реализации социальных проектов, который отвечает за «Татышев-парк», павильоны планировали заменить на новые в «деревянном стиле». Для этого в конце марта центр объявил торги на покупку 25 временных сооружений, которые нужно было установить к маю. Впрочем, новые павильоны на острове появиться не успели — в начале апреля уволился директор ЦРСП Иван Брамман, а и.о. назначили бывшего пауэрлифтера Максима Бархатова. 18 апреля, спустя неделю после назначения, торги на покупку и установку павильонов отменили.

Максим Бархатов 

Пауэрлифтер Максим Бархатов родился в 1981 году в Боготоле, за свою спортивную карьеру он несколько раз становился чемпионом России, Европы и мира. В его анкете резервистов на сайте мэрии указано, что Бархатов окончил Красноярский государственный университет по специальности «физкультура и спорт» и параллельно проходил военную службу по контракту. С 2006-го он два года работал инструктором тренажерного зала в «Сибагропромстрое», а после устроился на завод «Красцветмет» директором по фитнесу, затем — директором универсального спортивного комплекса «Теннис-Холл» (который до февраля 2015-го «Красцветмету» и принадлежал). 

Фото: sibnovosti.ru

В «Теннис-холле», судя по публикациям СМИ и сообщениям мэрии, Бархатов курировал строительство бассейна возле двора «сталинки» на улице Юности и благоустройство набережной на улице Парковой в Ленинском районе. На работу в ленинскую администрацию он и перешел в 2018 году — оттуда в итоге и попал в ЦРСП.

Почему отменили торги

Отмену торгов на новые павильоны на острове Максим Бархатов объяснил тем, что «вопрос отчасти был не проработан». Конкурс, с его слов, проходил бы в мае-июне, из-за чего организовать велопрокат к началу сезона было невозможно. После отмены торгов в апреле на остров вернули 15 из 25 старых павильонов, убранных за два месяца до этого. Велопрокатчиков, которые работали бы здесь, пообещали выбрать в конце месяца. 

Накануне майских праздников, днем 29 апреля, на сайте ЦРСП появилось объявление о готовящемся приеме заявок от предпринимателей. Процедуру назначили на 14 мая, она должна была пройти на федеральной электронной торговой площадке «Газпромбанка». Чтобы подать заявку, предпринимателю нужно было сначала получить аккредитацию, на которую отводилось пять рабочих дней. Победителями признавались первые 15 прокатчиков, успевших подать заявления. 

Фото: vk.com/oct_krsk

Депутат горсовета Константин Сенченко раскритиковал эту схему и заявил, что на острове идет «передел рынка велопроката». Число прокатчиков с 25 до 15, по его мнению, сократили, чтобы увеличить выручку каждой точки. Кроме того, из-за майских праздников у мелких предпринимателей без «армии юристов» в штате не хватило бы времени, чтобы подготовить заявку и пройти аккредитацию, посчитал Сенченко. Похожее мнение высказал и краевой депутат Илья Зайцев: «При необходимых пяти рабочих днях организаторы дают пять (при условии, что о проведении процедуры человек узнал сразу). У кого-то есть сомнения, что нужные люди на площадке уже зарегистрировались?»

После критики ЦРСП продлил прием заявок от велопрокатчиков и отложил процедуру до 22 мая. Однако и ее в итоге пришлось перенести. По условиям конкурса, заявки принимались с 9:00 до 18:00, но, как оказалось, процедура открылась уже в 4:01 по красноярскому времени (0:01 по Москве). Часть прокатчиков, таким образом, успела подать заявки до девяти утра. В ЦРСП объяснили это «техническими особенностями» площадки «Газпромбанка», о которых в центре не знали до старта конкурса. Процедуру признали несостоявшейся и перенесли на 30 мая, заявки принимаются с 4:00 до 18:00.

Муниципальный прокат

Таким образом, к концу мая легально на острове Татышев работает только муниципальный велопрокат, организованный самим ЦРСП в административном здании возле Октябрьского моста и в четырех из 15 вернувшихся на остров павильонов-трансформеров. Эти четыре павильона, в отличие остальных, были оформлены в «экостиле» и обтянуты деревом в начале мая.

На совещании рабочей группы по развитию острова Татышев 15 мая руководство ЦРСП пояснило, что инвентарь центр арендовал у компании «Проспорт». Это 230 велосипедов, предоставленные в аренду на срок с 7 по 31 мая. Договор с «Проспортом» при этом заключался через процедуру закупки у единственного поставщика, что вызвало недовольство других велопрокатчиков. 

На совещании, например, один из них спросил у Максима Бархатова, почему о закупке ничего не сообщили другим прокатчикам, работавшим на острове раньше. Со слов Бархатова выходило, что решение заключить договор с «Проспортом» принял лично он «для оперативности», а разослать предложения нескольким предпринимателям не получилось, так как в центре не сориентировались, кому именно и каким способом их присылать. Как для сотрудничества была выбрана именно компания «Проспорт», Бархатов не уточнил, а на вопрос, почему нельзя было дать объявление о поиске подрядчика на сайте ЦРСП, не ответил.

Артем Иляскин, фото: страница Артема в ВК

Про «Проспорт»

Велопрокатную компанию «Проспорт», с которой сотрудничает ЦРСП, возглавляет Кирилл Иляскин, рассказали «ПМ» депутат горсовета Роман Крастелев и велопрокатчик Валентин Малыхин. Зарегистрирован «Проспорт» 30 апреля этого года, за неделю до того как фирма по договору предоставила ЦРСП велосипеды. Компания, по данным сервиса «Контур.Фокус», принадлежит тому же Кириллу Иляскину совместно с некой Тамарой Храмовой. Других бизнесов за ними не числится. 

При этом, судя по сайту департамента городского имущества мэрии, в октябре 2016-го Кирилл Иляскин приватизировал муниципальное помещение площадью около 130 квадратных метров в здании на Белинского, 1 почти за 3,3 миллиона рублей.

Прокатчик Валентин Малыхин полагает, что владельцы «Проспорта» могут быть формальными, а реальный собственник и руководитель фирмы — брат Кирилла Иляскина Артем. На странице Артема Иляскина в фейсбуке указано, что сейчас он работает адвокатом, а до этого был следователем в управлении Следственного комитета по Красноярскому краю.

Косвенно связь Артема Иляскина с «Проспортом» подтверждается. Например, судя по фото со страницы Артема «ВКонтакте», ему принадлежит автомобиль «Мерседес» белого цвета. В распоряжении «ПМ» есть фото припаркованного у здания ЦРСП белого «Мерседеса» с тем же регистрационным номером, что и у машины Иляскина. Помимо этого, депутат Елена Пензина у себя в фейсбуке выложила фото накладной от 6 мая, согласно которой «Проспорту» на Татышев были поставлены купленные велосипеды. Контактным лицом в накладной указан некий Артем, телефон которого совпадает с контактами адвоката Артема Иляскина, опубликованными на его сайте и в инстаграме.

Фото: страница ВК Артема Иляскина; Проспект Мира

Этот же телефонный номер дан в объявлении о продаже помещения на Белинского, 1, площадью 131 квадратный метр за 5,4 миллиона рублей. По всей видимости, это то самое муниципальное помещение, которое в 2016-м году приватизировал Кирилл Иляскин.

Также, по данным «Контур.Фокуса», Артем Иляскин некоторое время был директором компании «Сибмедиа». За 2016 и 2017 годы у компании была нулевая выручка — это может говорить о том, что в эти годы деятельность она не вела (данных за 2018 год пока нет). В феврале 2019 года компания возродилась: сменила название на «Первое юридическое агентство» и обосновалась в офисе на Аэровокзальной (этот же офис указан в качестве адреса адвокатской конторы Артема Иляскина на его сайте). В конце апреля агентство разместило на рекрутинговом сайте вакансию специалиста по закупкам и электронным торгам. Согласно «Контур.Фокусу», сейчас компания принадлежит Ивану (предположительно, отцу Артема и Кирилла) и Марии Иляскиным.

Велосипеды по две тысячи

Аренда у «Проспорта» 230 велосипедов на чуть более чем три недели обошлась ЦРСП в 378 тысяч рублей, рассказывала на совещании 15 мая замдиректора центра Екатерина Пустынская. По словам Максима Бархатова, за первую неделю от проката центр заработал 523 тысячи рублей, а за все три недели планируется выручить «полтора-два миллиона». 

Велопрокатчик Валентин Малыхин на том же совещании рассказал о якобы существующей «серой схеме» сотрудничества ЦРСП и компании, давшей центру велосипеды в аренду. С его слов, в четырех муниципальных павильонах работают не только сотрудники ЦРСП, но и «люди, непосредственно купившие велосипеды [и сдавшие их в аренду], либо приближенные к ним» — то есть работники «Проспорта». 

«Насколько нам известно, этот предприниматель [Иляскин] сдает велосипеды в прокат, прикрываясь вывеской ЦРСП, — пояснил Малыхин «ПМ». — А прибыль делится между теми, кто покупал велосипеды, и теми, кто давал разрешение. Официальные прокатчики вообще-то обременены тем, что должны выбивать кассовые чеки. В этой серой схеме на [какую сумму] чеков выбито, такая касса и сдается, а сколько не выбито, потом делится».

В качестве доводов Валентин Малыхин приводит цену, по которой центру был сдан в аренду инвентарь — 378 тысяч рублей за 230 велосипедов: «Получается, аренда одного велосипеда стоит меньше двух тысяч рублей — это копейки. А на рынке один велосипед может стоить тысяч двадцать. То есть если только лишь сдавать велики в аренду, бизнес при таких расценках не окупится».

Максим Бархатов на совещании 15 мая отверг эти предположения. «Мне тут даже пояснить нечего, — сказал он. — Какие-то серые схемы… Вы сами физически представляете, что я, придя сейчас на должность исполняющего обязанности руководителя, сажусь и с кем-то договариваюсь? Это бред, конечно». Валентина Малыхина он назвал одним из предпринимателей, которые работают на острове незаконно и «не дают другим прокатчикам вести бизнес». «То, что он сказал, неправда. Не знаю, откуда он это взял», — сказал Бархатов. 

Кроме того, он добавил, что когда срок договора с «Проспортом» подойдет к концу, центр готов заключить новый контракт — «с тем же или любым другим» поставщиком.

17 мая на сайте ЦРСП опубликовали объявление о поиске предпринимателей, которые могут предоставить в аренду 100 роликов и 230 велосипедов на срок с 1 июня до 30 сентября. Там же приложен перечень нужного инвентаря с характеристиками. Депутат Елена Пензина в фейсбуке предположила, что параметры требуемых велосипедов совпадают с характеристиками техники, которую уже поставил центру «Проспорт». Валентин Малыхин так же полагает, что перечень составлен под конкретного поставщика: «В объявлении, например, требуются абсолютно новые ролики, а велосипеды — не старше месяца. Почему именно так? Думаю, потому что ролики они еще не поставляли, их просто сейчас новые и закупят. А велосипедам [«Проспорта»] как раз ровно месяц». 

«ПМ» сравнил характеристики велосипедов из перечня ЦРСП и накладной «Проспорта», фото которой выкладывала Пензина. В перечне, к примеру, есть тип велосипедов, которые нужно предоставить в количестве 14 штук. На фотографии накладной видно, что среди прочего «Проспорт» закупил 14 велосипедов модели Navigator-620. Характеристики этой модели, судя по странице на Яндекс.Маркете, совпадают с параметрами требуемого велосипеда из перечня ЦРСП.

В пресс-службе центра «ПМ» рассказали, что на объявление, опубликованное 17 мая, откликнулись два поставщика: «Проспорт» и индивидуальный предприниматель. Договор заключили с «Проспортом», поскольку «они соответствовали всем требованиям».

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Новые материалы

Читаемые материалы

Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх