Posted 25 февраля 2021,, 09:55

Published 25 февраля 2021,, 09:55

Modified 29 мая 2023,, 10:26

Updated 29 мая 2023,, 10:26

Вместо шашлычки построили шашлычку, суд обязал снести — но ее не сносят. Рассказываем, что происходит на набережной у Речного вокзала

25 февраля 2021, 09:55

В середине февраля суд постановил снести летние деревянные кафе возле Речного вокзала — однако снос, судя по всему, так и не начался. «Проспект Мира» выяснил, кто владеет заведением, и вспомнил, что было здесь раньше и что хотели построить.

В марте прошлого года на набережной у Речного вокзала начали сносить сезонные кафе «Дебаркадер», простоявшие тут несколько лет. Впрочем, тут же на их месте начали устанавливать каркас под новые деревянные кафе.

Как выяснилось, в апреле территорию у собственника земли взял в аренду индивидуальный предприниматель. Его представитель и руководитель стройки новых кафе Карен Даян пояснял тогда, что администрация города наводила порядок на набережной и потребовала убрать или реконструировать «Дебаркадер». Владельцы «Дебаркадера», по словам Даяна, отказались, тогда участок и предложили арендовать новому инвестору. Так появился проект летнего кафе на этом месте, который, как утверждал Карен Даян, был согласован с мэрией.

В первый этап проекта входило собственно строительство летнего кафе взамен «Дебаркадера» площадью 750 квадратных метров и длиной более 100 метров. Затем рядом с общепитом инвестор, со слов Даяна, хотел обустроить зеленые зоны с клумбами и лавочками. Предполагалось сделать также детский клуб — в строениях, которые остались от эпохи «Дебаркадера» и находятся ближе к зданию Речного вокзала.

На весь проект планировалось потратить около пяти миллионов рублей. Постройка, как говорил Карен Даян, была рассчитана на два года, хотя могла простоять и десять лет в первоначальном виде, не нуждаясь в ремонте.

Деревянное летнее кафе, получившее название «Огонь», достроили в июле прошлого года. Тогда же стало известно, что к проекту есть претензии прокуратуры — ведомство сочло постройку незаконной. Заместитель прокурора Центрального района Красноярска Максим Кобелев пояснял «КП-Красноярк», что владелец кафе должен был согласовать работы со службой по охране объектов культурного наследия, поскольку заведение расположилось непосредственно возле памятника архитектуры — здания Речного вокзала 1950-х годов.

«Предприниматель отказался добровольно удовлетворять и предварительное представление, и затем повторное, — говорил Кобелев. — Поэтому прокуратура и заявила иск».

Кроме того, прокуратура обратила внимание, что по градостроительной документации участок предназначается не под кафе, а под здание Речного вокзала — то есть земля используется не по целевому назначению.

По словам Кобелева, любые работы — например, достройка, ввод в эксплуатацию и торговля — в кафе «Огонь» были запрещены.  

Суд действительно в качестве обеспечительных мер запретил предпринимателю достраивать и использовать кафе, а владельцу участка — переуступать кому-либо право аренды земли. При этом, судя по фото и видео СМИ, заведение успело поработать как минимум в июле прошлого года.

Как видно из карточки дела, прокуратура подала иск к компании «Крастехснаб-Западный» (это владелец участка возле Речного вокзала) и Мгеру Гаспаряну — предпринимателю, который и открыл спорное кафе «Огонь».

ИП Гаспарян, по данным сервиса «Контур.Фокус», занимается ресторанным бизнесом в Красноярске и несколько его проектов располагались или до сих пор располагаются как раз на набережной Енисея.

Например, Гаспарян владеет сетью «Шашлычный двор», которая за годы сменила не один адрес в городе. Среди прочего кафе работало на верхней площадке виадука возле Центрального парка. На нижнем ярусе того же виадука работало кафе «Паруса», которое строил Карен Даян — представитель Мгера Гаспаряна. «Шашлычный двор» снесли при очистке территории виадука, «Паруса» также закрылись после двух лет работы. Еще одно заведение Гаспаряна — плавучее кафе «Ной» (ранее — «Встреча на Енисее»), которое работает на судне на берегу Енисея. Кроме того, с марта 2019-го Гаспарян владеет и руководит фирмой «СТК», которая ранее была зарегистрирована в здании Речного вокзала на Дубровинского, 1.

По данным базы судебных приставов, в ноябре 2020 года Советский районный суд назначил Мгеру Гаспаряну уголовный штраф в два миллиона рублей (карточку дела «ПМ» не обнаружил). Впрочем, спустя несколько месяцев суд заменил штраф на другое наказание, не связанное с лишением свободы.

В конце января этого года Мгер Гаспарян подал в арбитражный суд на управление архитектуры мэрии. Из материалов дела следует, что еще в июле 2020-го управление отказалось согласовывать эскизный проект кафе «Огонь», пока суд не вынесет решение (очевидно, по делу о сносе кафе). Следующее заседание назначено на 23 марта.

«ПМ» не удалось пообщаться с Гаспаряном. Бывшая сотрудница его заведений затруднилась прокомментировать претензии прокуратуры к «Огню», отметив только, что «бомжатник», который был там прежде, ведомство почему-то не интересовал.

На архивных фото территории возле Речного вокзала видно, что когда-то там работал фонтан и были разбиты линейные клумбы, остававшиеся там как минимум до позднесоветского времени. 

В 2000-е на участке, как и на всей набережной Енисея, каждое лето разбивали сезонные кафе самых простых форматов — с пластиковыми столиками и стульями, укрытыми зонтиками или навесами. Вот, например, как выглядела территория летом 2009 года: 

Участок у Речного вокзала находился в собственности Российской Федерации, но в 2014-м его выкупила строительная компания «База Крастехснаб» бизнесмена Николая Хапкова (владеет строительными компаниями, магазинами оружия, кондитерскими и другими видами бизнеса). Спустя два года фирма передала права на него компании «Крастехснаб-Западный», тоже принадлежащей Хапкову.

Судя по фото на «Яндекс.Картах», в том же 2014 году на участке начали монтировать кафе «Дебаркадер», которое простоит тут следующие пять с половиной лет.

Еще один «Дебаркадер», к слову, заработал на другом участке Хапкова — у сквера возле медицинского университета на Белинского. В 2011 году предприниматель стал владельцем фирмы «Элитжилстрой», которая снимала в аренду участок землей у университета («ПМ» подробно писал об этом здесь и здесь).

В том же 2011 году еще одна фирма бизнесмена купила здание Речного вокзала. А пять лет спустя Николай Хапков представил проект общественно-делового центра, который он хотел построить в пандан к Речному вокзалу. Тогда проект не прошел публичные слушания и от идеи построить возле вокзала новое здание отказались.

Чуть позже прокуратура выяснила, что участок возле Речного вокзала был приватизирован незаконно, и обязала устранить нарушение. Однако, судя по данным Росреестра, земля до сих пор находится в частной собственности.

Осенью 2019 года «Крастехснаб-Западный» вновь предложил начать на участке строительство. Теперь идея подавалась как новое здание Речного вокзала с торговыми и развлекательными площадями, парковкой и эксплуатируемой кровлей, которая продолжала бы Александровский бульвар. Идею поддержали в администрации и отправили проект на доработку. Мэр Сергей Еремин говорил тогда, что «нужен здоровый баланс: правильно использовать это место как парковочную зону и не испортить его с визуальной точки зрения». Однако с тех пор о проекте не слышно, а уже весной 2020-го на участке началась стройка нового сезонного кафе, которую оспорила прокуратура в суде.

11 февраля этого года Центральный районный суд Красноярска удовлетворил иск прокуратуры. В течение двух недель, судя по сообщению ведомства, владелец кафе за свой счет должен бы демонтировать как новое кафе «Огонь», так и старые строения, оставшиеся от «Дебаркадера» (в которых задумывалось сделать детский клуб).

Представитель владельца кафе Карен Даян в комментарии NGS24 сказал, что, «раз решение уже вступило в силу, наверное, уже ничего не сделаешь». По его словам, когда кафе строили, «не было ни одного препятствия», а «потом стали поступать претензии». «Как оказалось, они имеют под собой юридическое обоснование. Если суждено объекту там быть, то он будет, если нет — не стоит печалиться», — заявил он.

Впрочем, по состоянию на 25 февраля ничего не указывает на демонтаж строений. 

"