Posted 27 апреля 2016,, 10:40

Published 27 апреля 2016,, 10:40

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

Вперед в прошлое: путеводитель по Красноярску 1899 года. Часть 1

27 апреля 2016, 10:40

Сегодня очень популярны советы бывалых путешественников, посетивших разные города мира: что есть, где гулять, что сколько стоит. «Проспект Мира» решил составить такой гид по Красноярску конца 19 века и рассказать, где там жить и чего посмотреть. Путеводитель получился объемным, поэтому сегодня — часть первая: прибытие, размещение, перемещение и, конечно, еда.

Как добраться

Наилучшим способом путешествия в Красноярск с 1895 года справедливо считается Транссибирская магистраль. Всего за шесть дней поезд доставит вас из Москвы до Сибири. Правда, билет не дешев: за комфортное путешествие придется выложить 60 рублей — это стоимость 12 коров. Так что, если доходы ваши не столь велики, придется отправляться на лошадях.

По свидетельствам путешественника по Сибири, модного в Москве литератора Антона Чехова, поездка на экипаже от Урала до Красноярска займет около месяца. Для путешествия лучше выбрать начало лета, так как в апреле-мае из-за весеннего разлива рек и ужасных дорог путешествие может затянуться. Особенно опасен, по свидетельствам всё того же Чехова, участок дороги, известный, как Козулька:

«Козулькой называется расстояние в 22 версты между станциями Чернореченской и Козульской (это между городами Ачинском и Красноярском). За две, за три станции до страшного места начинают уж показываться предвестники. Один встречный говорит, что он четыре раза опрокинулся, другой жалуется, что у него ось сломалась, третий угрюмо молчит и на вопрос, хороша ли дорога, отвечает: «Очень хороша, чёрт бы ее взял!» На меня все смотрят с сожалением, как на покойника, потому что у меня собственный экипаж».

Где остановиться

По прибытию в Красноярск путешественник, конечно, может поселиться и на постоялом дворе, но всеми без исключения путешественниками дворы эти характеризуются как рассадник антисанитарии, вшей и прочей малоприятной живности. Потому приличному человеку лучше остановиться в одной из трех городских гостиниц.

Наилучшей из них считается гостиница «Россия»: деревянное здание на улице Благовещенская [Ленина, 58], построенное только в прошлом году, оборудовано по последней европейской моде и освещается электричеством. Номера имеют душ, ванну и предоставляются от 1,25 копеек за ночь. Кроме того, «Россия» обладает собственным штатом извозчиков. Две другие гостиницы — «Европа» и «Эрмитаж» — увы, грязноваты, слишком дороги и для постоя нежелательны.

Фото: Красное место

Еще один вариант — снять комнату с пансионом, коих в городе предлагается предостаточно. Так, по сведениям другого литератора — Владимира Ульянова — прекрасная комната в самом центре города обойдется по 60 копеек в сутки.

Рестораны

Если вам повезло и вы поселились в «России», то мы горячо рекомендуем вам столоваться в расположенной здесь же ресторации «Фантазия», предлагающей прекрасный стол по разумным ценам. Если же вы выбрали другое место обитания, то можем отрекомендовать один из лучших за Уралом ресторанов — «Сибирь», предлагающий своим посетителям меню из 14 блюд, в том числе омары по 3 рубля за штуку и устрицы по 2,5 рубля за десяток. Имеются в Красноярске и другие ресторации, но про них мы почти ничего не знаем, а до появления «Флампа» еще более 100 лет. Зато любителям приложиться к бутылке в Красноярске раздолье — на каждые 200 жителей здесь приходится по одному питейному заведению. Всего в городе 4 трактира, 27 портерных, 14 ренсковых погребов и пять буфетов.

А вот продукты в городе дороги, так что если в средствах вы ограниченны, то прислушайтесь к советам местных и обратитесь с железнодорожным служащим, которые закупаются съестным на станции Обь и продают его в Красноярске по сниженным ценам. Кстати, продукты на той станции столь дешевы, что лежащее там селение Ново-Николаевск растет весьма споро, так что вскоре может получить и статус города. Кстати, некоторые либерально настроенные граждане предлагают назвать новый город Новосибирском, лишь бы имя царя-батюшки не упоминать.

Транспорт

С 1886 года в Красноярске работает линия извоза на дилижансах, следующая по маршруту от Ж/Д вокзала до Дубенского переулка [улица Парижской коммуны]. Выглядят дилижансы, по выражению одного из пассажиров, «в высшей степени неизящно», да и запряжены в них откровенные клячи. Но это единственный транспорт в городе помимо извозчиков. Последние же, по отзывам, грубы, грязны и часто пьяны.

«Хуже красноярских извозчиков трудно себе представить, бестолковее установленной здесь таксы для них невозможно придумать. Экипажи допотопные и представляют собой, видимо, наследие «времен Очакова и покоренья Крыма», — говорит о них «Дорожник по Сибири и азиатской России».

Стоит такое удовольствие 60 копеек час, что равно дневному пансиону на частной квартире.

Фото: kraskompas.ru

Впрочем, город невелик — его центральную часть можно без труда пройти пешком, а в слободах вам по сути и делать нечего. Тем более что, как сообщает газета «Сибирский вестник», «улицы здесь [в центре] чисты, почти везде устроены тротуары. Заметно отсутствие навоза, собак и гуляющих коров».

Фото: Красное место

Хотя встречаются и другие сведения. Вот, например, заметка из газеты «Сибирь»: «Городская набережная — место весеннего гуляния в Красноярске — потонула в кучах мусора, улицы и дома полны грязью. Зато около так называемых городских капиталистов мы «чисто ходим». Ведь жизнь купеческая не то, что жизнь какого-нибудь чиновника». А еще в городе всегда очень пыльно, за что местные даже прозвали свое селение Ветропыльском.

"