«Всегда стараемся включить что-нибудь 18+»: программный директор фестиваля мультфильмов о борьбе со стереотипами

Редакция «ПМ»
825
С 25 марта по 3 апреля в Красноярске проводится Большой фестиваль мультфильмов. При поддержке фонда Прохорова, в Доме кино и кинотеатре «Мечта» идут показы лучшей анимации со всего мира. Программный директор БФМ Дина Годер рассказала «Проспекту Мира» об искусстве и конъюнктуре, о социальности и эскапизме, а также о том, от каких фильмов у 12-летнего зрителя может вырасти борода.

Авторские мультфильмы почти не увидеть в кино и на телевидении, сложно найти даже в интернете.

В этом и есть смысл фестивалей. Другого шанса понять, что с анимацией происходит, у людей нет. Авторская анимация только в таком роде и существует, поскольку нет проката. И не только в России — во всём мире так.

Спустя два-три года после выхода, иногда раньше, фестивальные хиты попадают в интернет. Если свежий мультик легально лежит в открытом доступе, фестивали его просто не возьмут. Зачем на них кому-то ходить, если всю программу можно будет посмотреть дома на компьютере?

Если фильм нелегально всплыл в сети, то авторам стараются идти навстречу. Костя Бронзит (режиссер оскаровского номинанта «Мы не можем жить без космоса») в прошлом году почти в истерике бился, потому что на одном из фестивалей своровали его мультфильм и выложили ВКонтакте. Автор договаривался с администрацией, чтобы та удаляла мультик, а это ведь практически невозможно сделать, потому что его постоянно репостят и копируют. Успокоился уже перед самим «Оскаром», когда стало понятно, что с номинации уже не снимут.

Какова аудитория фестивалей, кто сейчас смотрит мультики?

Я заметила, что за годы Большого фестиваля мультфильмов мы воспитали своих зрителей, некоторые приходят постоянно. Они были на фестивале еще с родителями, когда им было по 8-12 лет, а теперь приходят студентами. Или наоборот: они побывали у нас впервые лет в 20, а теперь это взрослые люди, и они приводят своих детей.

Некоторые недавние студенты приходят с мамами и папами, чтобы их «продвинуть». Родители же мало культуры видят, особенно в небольших городах, а мультфильмы — это всё сразу: и авторское кино, и изобразительное искусство, и часто связь с интернет-миром.

Сохраняется ли еще стереотип, что мультики — это только для детей?

Стереотипов насчет мультфильмов хватает. И номер один — это как раз то, что они исключительно детское развлечение. Поэтому мы всегда стараемся включить в программу что-нибудь с маркировкой «18+». Мультфильмы — это арт, иногда бескомпромиссный. Или что-то совершенно абстрактное, или что-то философское, или просто мрачное.

Второй большой стереотип — это родительский бзик насчет того, что наши мультики добрые, а западные — ненавистные. Там зло, а у нас добрые розовые зайчики скачут, сю-сю-сю и всё такое. Это, конечно, абсолютная фигня. Просто люди работают по законам драматургии: чтобы в конце всё стало хорошо, надо, чтобы в середине было плохо. А в советское время была система «борьба хорошего с лучшим»: был зайчик добрый, а стал еще добрее. Отсюда и стереотип.

Бывало, к нам после показа подходит мама за руку с 12-летним сыном и возмущается: «Что ж вы моему сыну такой жесткий мультфильм показали?» А у того чуть ли не борода растет, порнографию уже, наверное, смотрит.

Как изменились за последнее время сами мультики?

Анимация должна думать о сегодняшнем дне, работать с сегодняшними проблемами. Западные режиссеры очень любят показывать социальные проблемы и вообще всё, что их в жизни волнует. Это могут быть политические проблемы, какая-нибудь борьба с тоталитаризмом, с одиночеством (сейчас же все одинокие, все дома сидят), отношения с современными технологиями.

В русской анимации особо не принято снимать про то, что людей волнует. У нас эскапистская анимация, авторы совсем уходят в фантазию. Хотя сейчас, мне кажется, ситуация меняется. Я только что с Суздальского фестиваля и приятно там удивилась, например, мультфильму «Осколок». Автор снял ужасно условное кино, с персонажами-кубиками на ножках, про солдата, который пришел с войны, и у него в голове застрял осколок. Он может только ходить по прямой, не танцует под музыку, не видит пирожков, которые мама ему испекла — такая притча, очень понятная история.

А география российской анимации есть?

Центр традиционно находится в Москве, поскольку здесь центр образования, много киношкол: ВГИК, школа-студия «Шар» и так далее. Питер стал центром коммерческой анимации. Там находится, например, студия «Смешарики», в которой первый настоящий индустриальный российский сериал и родился. Оттуда же студия «Мельница», которая работает на полный метр: все эти «Богатыри» и «Иван Царевичи».

Кроме Москвы и Питера в России был всегда только один центр анимации — это Екатеринбург. Оттуда вышел наш оскаровский лауреат Александр Петров. В Воронеже сейчас появилась студия Wizart, которая сделала «Снежную королеву». Это большой индустриальный проект, там много людей работает. Мне пока их работы не нравятся, но есть шанс, что они еще качественно вырастут.

А Красноярск?

Красноярск в какой-то степени можно назвать центром любительской анимации — здесь есть объединение «Твори-Гора», и довольно большое количество ее выпускников потом поступает в Москву. Но они, конечно, пополняют не красноярскую анимацию, а московскую. В Красноярске им уже особо делать будет нечего.

Кто сейчас делает мультфильмы?

Мне кажется, авторская анимация стремительно молодеет. Это связано с тем, что ей во всём мире больше занимаются студенты, пока учатся. Когда они выходят из университета, им надо деньги зарабатывать — в рекламных студиях и на коммерческих мультфильмах, сериалах. Сидят там, как в цеху, и строгают сериалы. Рассчитывать, что они будут снимать авторское кино в свободное время, не приходится.

У нас всё происходит немного иначе. Индустриальной анимации (сериалов, полных метров) в стране немного. В основном мультфильмы в России поддерживает государство. Благодаря этому люди, которые снимали авторскую анимацию в молодости, продолжают делать это и в зрелом возрасте.

При этом молодых режиссеров тоже становится больше — но не потому, что меньше становится старых, как на Западе, а потому, что сейчас всё больше людей идет учиться на аниматоров.

А есть ли давление на авторов со стороны государства, требований выпускать патриотические мультфильмы?

Давление есть, но не совсем такое. Все продюсеры носом чуют госзаказ, какой он есть. И сами жмут на своих авторов, чтобы те предложили нечто патриотическое — считается, что шансов получить денег на такое кино больше. Или вот есть заказ на познавательное кино — и все как сумасшедшие начинают делать мультики про географию, про науку. Очень часто в итоге получается абсолютная халтура.

При том, что государство поддерживает очень много всего, в стране вообще нет системы контроля результата. Во всём мире если государство поддерживает какой-то проект, то его надо будет показать на госканале несколько раз. Чтобы люди видели, на что деньги давали. Потом его отправляют на фестивали, и оно должно иметь там успех.

А у нас тому же Косте Бронзиту три года денег не давали, а давали какой-то ерунде, которую мы никогда не увидим, потому что это настоящий трэш. Продюсеры же не дураки: они это кино сделали и быстро-быстро убрали подальше.

У нас есть примеры суперуспешных сериальных проектов «Маша и медведь», «Смешарики». Можно ли говорить, что мультсериалы делать в России научились? И как обстоят дела с полнометражками?

«Маша и медведь» и «Смешарики» — да. Но говорить об успехах сериальной индустрии в целом пока рано — снимается много ерунды, которая еще и выходит слишком нерегулярно, чтобы называться сериалами в западном понимании.

Из успешных полнометражек у нас пока две истории. Это «Снежная королева», у которой симпатичная 3D-картинка — осталось только придумать качественную историю. И «Мельница» с их «Богатырями», которая пошла по другому пути: «Ничего, что двухмерка, зато наше, русское». У нас ведь много кто смотрит кино просто из патриотических убеждений — хотя рядом показывают какую-нибудь прекрасную пиксаровскую «Головоломку».

Фото: Антон Петров.

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх