Posted 13 октября 2021,, 10:35

Published 13 октября 2021,, 10:35

Modified 29 мая 2023,, 10:34

Updated 29 мая 2023,, 10:34

«Я просто с деревни»: поговорили с основателями LEFTdesign, которые создали дизайн самых знаковых заведений Красноярска, от 0.75 please до «Тунгуски»

13 октября 2021, 10:35
«Проспект Мира» поговорил с основателями студии супругами Анной Гавричковой и Геннадием Дежурных об их работе, наградах и о том, не собираются ли они покидать Красноярск.

LEFTdesign — одна из ведущих студий Красноярска, которая делала дизайн самых заметных заведений города, от «Булгакова» и 0.75 до «Тунгуски». «Проспект Мира» вместе с проектом «Мастера»* поговорил с основателями студии супругами Анной Гавричковой и Геннадием Дежурных об их работе, наградах и о том, не собираются ли они покидать Красноярск.

Начало

Супруги Анна и Геннадий не учились на архитекторов или дизайнеров. «Анна по образованию — финансовый математик, я просто с деревни и поначалу работал барменом», — улыбается Дежурных. Оба в свое время начали работать менеджерами продаж в магазинах, торгующих интерьерной мебелью, где в конце концов и познакомились.

«Это были нулевые, экономика была на подъеме и импортная мебель хорошо продавалась, — вспоминает Геннадий. — В Красноярске, да и по всей России, был рассвет таких магазинов: немецкие кухни, французские люстры, итальянские диваны от именитых фабрик, где работали мировые дизайнеры».

В магазинах они и учились дизайну. «На каталогах, на интерьерах, на выставках в европейских городах, на насмотренности, — поясняет Анна. — А также на плохих проектах других. Через твои руки проходило столько работ, и неудачные, конечно, тоже были».

«Как сказал Тарантино: "Пока одни учились снимать фильмы, я смотрел фильмы", — продолжает мысль Геннадий. — Он смотрел классиков кинематографа и, наверное, пытался понять, а почему такой ракурс камеры, почему такая нарезка, почему такая экспозиция, почему свет на героя так падает. И то же самое мы с Аней — искали причинно-следственную связь. Почему у человека посреди комнаты стоит слон, например?»

Постепенно их работа все больше переходила в консультации клиентов. Многие в итоге стали просить Анну и Геннадия оформить интерьеры квартир. «Я так сделал свой первый интерьер, — говорит Дежурных. — Люди купили кухню, а в итоге поменяли все в квартире». Работу Геннадий выполнил бесплатно, из интереса и «творческого запроса внутри». «Знакомая дизайнер увидела и похвалила тогда. Ну, или просто не хотела обидеть», — смеется он.

Вскоре Анна и Геннадий, уже будучи парой, ушли в дизайнеры-фрилансеры. Со временем работы становилось все больше и, чтобы справляться со всем, они и сами стали нанимать фрилансеров. Но у такого сотрудничества обнаруживались изъяны.

«Как-то мы выложили рендер нашего интерьера на сайт, — рассказывает Геннадий Дежурных. — После этого нам пишет-звонит какой-то человек и говорит, что это он сделал этот интерьер. Мы говорим: ты с ума сошел?»

«Оказалось, наш фрилансер нанял другого фрилансера, чтобы тот сделал определенный вид работ», — заканчивает Анна. Стало понятно, что системно работать на фрилансе не получится — не хватало контроля. «Плюс мы стали масштабироваться, появилось больше клиентов, — подхватывает Геннадий. — Встречаться в кафе или на территории заказчика стало неудобно. Многие партнеры говорили: ребята, вы теперь взрослые, почему до сих пор на коленке работаете?»

Так Геннадий и Анна решили открыть свою дизайн-студию. Название LEFTdesign («Левый дизайн») выбрали, потому что оба супруга левши. Стартового капитала у супругов не было, уверяют они, — только то, что успели заработать. «Ни богатых родителей, ни квартиры, которую можно заложить. У нас у каждого тогда было только по японской машине и компьютеру», — вспоминает Анна.

Под свою студию они нашли офис на втором этаже в историческом здании в центре на проспекте Мира. «Собственник тогда только выкупил помещения, тут был полный трэш, какая-то фотостудия, все в крайне аварийном состоянии, — описывает Дежурных. — Мы свили здесь гнездышко и начали формировать команду».

Прорыв

Первым по-настоящему масштабным и прорывным проектом студии стало оформление ресторана «Булгаков». Его открывала амбициозная и начинающая на тот момент команда Berrywood Family в бывшем цеху красноярской обувной фабрики «Ионнесси» на Сурикова. Дежурных и Гавричкова украсили лофт в стиле советских 1920-х и начала 30-х с отсылками к тому же Булгакову, супрематизму Малевича и коммунальным квартирам (особенно это заметно в уборных ресторана, где скрипят потертые пластинки Утесова и других раннесоветских исполнителей).

«Ресторан стрельнул и всем зашел. Я до сих пор считаю его любимым проектом», — признается Геннадий. После «Булгакова» LEFTdesign заметили, к ним стали обращаться и другие красноярские рестораторы: Ольга Грималюк (холдинг Silver Spoon), Александр Митраков и те же Berrywood Family со своими новыми проектами. Студия делала дизайн заведений Franky Woo, Green Villa Pizza, The Mods Bar, Soho, Green House, 0.75, Please, «Майк и Молли», «Тироль» и других.

А за последние два года LEFTdesign стали известны, пожалуй, и более широкой публике, получая одну международную номинацию или награду за другой. Например, в 2020-м студия взяла PUBLIC SPACE Professional Design Award за ресторан «Тунгуска». В офисе LEFTdesign с десяток стеклянных кубков стоит рядом с постером, где семья супругов-дизайнеров нарисована в стилистике персонажей «Рика и Морти» — это подарок от сотрудников.

Благодаря сотрудничеству с рестораторами сложилось мнение, что LEFTdesign работает только с объектами хореки (HoReCa — отели, рестораны, кафе), но это не так, уверяют сами дизайнеры. В их портфолио — дизайны квартир, домов, магазинов, детских садиков, стоматологий. Хотя супруги признаются, что и правда больше всего любят работать с хорекой, где «можно реализовать весь полет фантазии».

Когда студия только открывалась, супруги думали, что им хватит четырех-шести человек в команде. «Сейчас нас 11, и мы понимаем, что это не предел», — говорит Дежурных. Каждый дизайнер в LEFTdesign, включая самих Анну и Геннадия, ведет свой проект. По словам Анны, они в своей команде хотят выращивать самостоятельных дизайнеров: «Собственно, почему мы и назвали студию не просто как-нибудь типа "Аня и Гена"».

Вспоминая заветы Тарантино, они учат своих подопечных не просто смотреть, но и анализировать то, что видишь, и проявлять любопытство. «Просто посмотреть сейчас, когда есть Pinterest, могут все, — говорит Анна. — Как будто даже не нужно много путешествовать. Но на самом деле, когда видишь объекты вживую, ты можешь проанализировать самые разные аспекты. У дизайнера должна меняться картинка в голове. Изучать, например, только Италию — этого мало, можно смотреть Северную Европу, Америку, Китай. Нужно быть визуально эрудированным. Чтобы когда тебе показывали домик в стиле "хемптон", ты понимал, откуда корни».

Интерьер загородного дома, фото: left-design.com.

Заказы

На момент интервью в работе у студии супругов было 39 проектов на разной стадии реализации. Благодаря потоку наград и попаданию в шорт-листы премий о студии узнали и за пределами Красноярска. Летом открылся ресторан в Петропавловске-Камчатском, спроектированный Left Design, активно проектировалось большое заведение в Алматы. «Все больше запросов приходит с запада России, сейчас идут несколько переговоров. Это то, что мы хотели, потому что хочется работать по всей России, в странах СНГ и Европы», — говорит Анна Гавричкова.

«Если бы мы мыслили только Красноярском, то не добились бы успеха, — продолжает она. — Мы мыслим категориями глобального, мирового дизайна. Если загоняться только рамками города: "А, это же Красноярск, и так сойдет", — ничего толкового не сделаешь. Мы как-то делали проект в Девятке (район в Железногорске). И нам владельцы говорят: "Мы же просто Девятка, мы маленькие, зачем так красиво?" А почему жители Девятки не достойны красивого заведения?»

На вопрос, не планируют ли они переехать в ту же Москву, супруги отвечают, что такие мысли есть уже давно. «Были бы студентами, взяли бы авоську на спину и поехали, — признается Геннадий. — Но у нас здесь выстроен маленький большой бизнес. Есть еще что сказать в Красноярске». В обозримом будущем переезд, скорее всего, состоится, добавляют супруги, но при этом студия все равно продолжит базироваться в Красноярске.

Конечно, в Москве есть возможность создавать более крупные и смелые проекты, говорит Геннадий: «Так же как в Голливуде можно снять более масштабные фильмы, чем на "Мосфильме"».

По его словам, дело не только в бюджетах, но и в творчестве. «Мы с Аней всегда были про искусство, мы творчески реализовывались, — поясняет он. — Во всех наших проектах финансы не стояли впереди. Многие мы делали за копейки долгое время, иногда бесплатно». «Как говорит Гена: работали на зачетку», — добавляет Анна.

Ресторан Tunguska, фото: left-design.com.

Расценки и цифры  

Сейчас LEFTdesign в Красноярске работает по расценкам чуть выше среднегородских. Цены на дизайн ресторанов начинаются от 500 тысяч рублей, на частные проекты — в среднем 4000 за квадратный метр. При этом если к ним обратятся с каким-либо уникальным проектом — к примеру, с дизайном набережной, то студия может взять его и за низкую цену, говорят дизайнеры.

«Мы падкие на креатив, — повторяет Геннадий Дежурных. — Условный Роберт Дауни-младший не снимается меньше чем за, допустим, 20 миллионов долларов. Но бывают и авторские проекты: если к нему придет интересный режиссер, предложит авангардный, классный сюжет, то, может, он вообще бесплатно в этой картине снимется».

По словам Анны, в Красноярске сложилось так, что цены на дизайнерские услуги ниже не только, чем в Москве или Питере, но и в соседних сибирских городах. В Красноярске, сравнивает она, услуги дизайнера в среднем стоят 2000 рублей за квадрат, а в Омске цены только начинаются от 50 долларов, обычно дизайнеры там берут по 100-200 долларов. В Новосибирске, со слов Анны, дизайн-студия, работая с ресторанами, «начинает разговор» от 900 тысяч рублей.

Фото: Проспект Мира.

Выручку своей студии супруги не раскрывают и говорят, что вообще никогда за ней не следили. «Считать мы никогда не считали, мы не про цифры — рассказывает Геннадий. — Могу сказать, что сейчас мы находимся в росте, но статистики нет, кривую роста мы не выстраивали. В июне у нас появился директор Марина, вот она всем этим сейчас занимается». (Бизнес студии оформлен на ИП Анны Гавричковой, так что финансовые показатели не публикуются).

Геннадий Дежурных помимо LEFTdesign также является соучредителем небольшого мебельного цеха «Вуд Стори» (до конца сентября 2021-го компания называлась «Смартвилль»). Он производит мебель для проектов, в которых участвует студия. «Собственно, это ателье так и появилось — когда нам понадобилось предприятие, которое делает мебель так, как нам надо», — описывает Дежурных. Судя по сервису «Контур.Фокус», денег мебельное ателье почти не приносит: выручка в 2020-м — 429 тысяч рублей, чистая прибыль — 10 тысяч.

О работе вместе

«Трудно ли работать вместе? — рассуждает Анна о работе с мужем. — Трудно. Мы оба взрывные по характеру, потому не дробим: можем поругаться, потом помириться. Отходим быстро». «Мы понимаем, для чего мы здесь собрались, — вторит Геннадий. — У нас есть общая миссия — и она, конечно, переплетена с личным. Мне сложно представить, каким был бы мой творческий путь без Ани. У нее совершенно другой, но одновременно точно такой же взгляд. Мы разными дорогами приходим к одному финишу».

«Бывают моменты, когда нужна поддержка, — добавляет Анна. — Когда клиент, например, не церемонится и прямо матом говорит, что за ерунду ты принес? Возможно, если бы мой муж не занимался дизайном, он бы просто сказал: "Да ладно, не расстраивайся". А Гена понимает, каково это, когда ты всю душу вложил в проект, а его грубо не одобряют, и находит нужные слова, чтобы поддержать».

*«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

"