Уведомления
Уведомления
24 3 м/с

Алиса в стране чудес: как устроена новая умная колонка от «Яндекса»

Александр Ибрагимов
1941

На этой неделе в Москве прошла Yet another Conference «Яндекса», на которой компания показала свой первый гаджет — умную колонку «Яндекс.Станция», а также рассказала, что через пять-десять лет голосовые помощники захватят мир. «Проспект Мира» побывал на конференции и рассказывает, как это было.

Прогресс неостановим, но работать всё равно ничего не будет

Конференция «Яндекса» в этом году впервые проходила в комплексе «ВТБ Ледовый дворец» на юго-западе Москвы. «Хоккейная» тема угадывалась и в оформлении конференции, где среди цветных супрематических фигур, приглядевшись, можно было разглядеть шайбы и клюшки. У входа во дворец пришедших встречала гигантская буква «Y» и площадка, где, отстояв очередь, можно было прокатиться на беспилотном автомобиле «Яндекса».

Свои основные новинки компания должна была представить на «секретном докладе», с которого и стартовала конференция. На сцену вышел глава «Яндекса» Аркадий Волож, который начал речь с известной цитаты сооснователя компании Ильи Сегаловича: «Прогресс неостановим. Но работать всё равно ничего не будет».

Фраза означает, что людям всегда не хватает современных технологий и всегда хочется большего. При этом прорывные технологии перестают казаться чем-то необычным после того, как становятся повседневностью, и люди обращают на них внимание, лишь когда те перестают работать. Например, когда завис компьютер или сломался смартфон.

На этой идее Волож и построил свою речь: «Сейчас кажется, что сотовые телефоны, поисковики и вызов такси через приложение были всегда, но еще несколько лет назад всё это казалось чудом».

Алиса, расскажи сказочку

При этом технологические чудеса, говорит Волож, продолжают появляться, и одно из них — это искусственный интеллект. «Полгода назад появился голосовой помощник «Яндекса» Алиса, — рассказал он. — Когда мы ее начинали года два назад, то думали, что это просто эксперимент, демонстрашка того, как искусственный интеллект работает с текстами, справляется с пониманием несложных кейсов. Но прошло время, и инженеры поняли, что у них в руках чудо, которое работает так, как никто не ожидал».

Подробнее об устройстве Алисы на конференции рассказал директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин. Он назвал Алису самым «человечным» голосовым помощником, «которая может поболтать, пошутить, даже надерзить».

«При этом Алиса слышит нас лишь через микрофон телефона и, чтобы распознать речь, ей приходится справляться с шумами, акцентами, сленгами, англицизмами», — сказал Парахин. По данным компании, около года назад Алиса научилась распознавать искаженную речь даже лучше, чем сам человек. Чтобы проиллюстрировать это, Парахин включил видеоролик, на котором девочка лет трех просит Алису: «какажи казочку» («расскажи сказочку»), после чего голосовой помощник начинает рассказывать сказку про медведей.

Аркадий Волож

По мнению Аркадия Воложа, уже через пять-десять лет Алиса и подобные ей помощники также растворятся в повседневности, потому что значительная часть сервисов станет голосовыми.

«Чтобы понимать, что происходит, — объяснил Волож уже на пресс-подходе. — Когда-то вай-фай-чип стоил 300 долларов, сейчас — 5-7 долларов. Поэтому сейчас чип встраивается почти во всё. Произойдет очередная революция, он будет стоить уже меньше доллара и встраиваться, грубо говоря, даже в лампочки. То же самое сейчас происходит с голосом. У голоса две «железных» технологии: это контролер и микрофонная матрица. Еще год назад они были экзотикой и стоили сотни долларов, а сейчас пара стандартных чипсетов будет стоить как вай-фай».

Сейчас, по данным «Яндекса», Алиса установлена на 53% смартфонов в России и доступна более чем в 20 миллионах автомобилей с навигаторами. Соответственно, компания решила сама приблизить «голосовое» будущее, запустив сервис «Яндекс.Диалоги», похожий на амазоновские «скиллы».

Как пояснил глава управления машинного интеллекта «Яндекса» Михаил Биленко, «Диалоги» — это чат-боты сторонних компаний. С их помощью можно, например, попросить Алису заказать пиццу, поучить английский, узнать баланс мобильного телефона, купить авиабилеты, открыть шлагбаум во дворе (если на нем установлен интеллект-пак) и найти свежие вакансии. По словам Биленко, сейчас в «Диалогах» около четырех тысяч чатов и ботов, которые «прокачали тысячи навыков».

Станция

После презентации «Диалогов» Аркадий Волож раскрыл главный секрет конференции, представив умную колонку «Яндекс.Станция» — первую «железку», которую разработала компания.

Разработка «Станции» велась с лета прошлого года. На Западе такие устройства сейчас переживают настоящий бум, пишут РБК и The Bell: продажи колонок Amazon Echo и Google Home растут на сотни процентов в год. Однако их голосовые помощники не распознают команды на русском языке, и в этой ситуации решение «Яндекса» сделать свою колонку выглядит логичным.

Колонку можно активировать словом «Алиса» или «Яндекс». Голосовой помощник подключен к каталогам «Яндекс.Музыки» и онлайн-кинотеатров «Кинопоиск», ivi.ru и «Амедиатека» и сможет найти музыку или фильм, а также перематывать, переключать треки и регулировать их громкость. Кроме того, «Станцию» можно подключать к телевизору через HDMI-кабель. «Колонке можно будет сказать: «Поставь «Игру престолов»» или «Поставь видео с котиками», — рассказал глава управления машинного интеллекта компании Михаил Биленко. 

В «Яндексе» обещают, что скоро добавятся и другие функции: «рассказать сказку», читать аудиокниги, управлять телевизором. Также не исключено, что в будущем расширятся возможности «умного дома» и «Станция» будет выключать свет, включать кондиционер и выполнять другие поручения по дому.

По размеру яндексовская колонка довольно объемная и сейчас представлена в нескольких цветах, включая черный, белый и фиолетовый. Спроектировал колонку сам «Яндекс», а собрала китайская компания, специализирующаяся на акустике. На конференции представители «Яндекса» пообещали, что колонка сможет давать качественный звук за счет встроенного вуфера и двух высокочастотных «твитеров». Кроме того, «Станция» оснащена семью микрофонами, которые могут улавливать звук даже при шуме и на расстоянии: на презентации, например, демонстрировалась запись, на которой Алиса распознала человеческую речь на фоне громко играющей музыки.


При этом специально для людей, которые боятся за утечку своих личных данных («параноиков или реалистов», — не смогли определиться с термином участники пресс-подхода после конференции), на колонке есть кнопка Mute, которая полностью обесточивает микрофон. В этом режиме «Станция» не сможет слушать речь вокруг и отправить кому-либо услышанное, пообещали в «Яндекс». Вопрос об утечке данных через колонки стал актуален после того, как в мае этого года устройство Echo от Amazon с голосовым помощником Alexa распознало в семейной беседе команды для себя и отправило часть личного разговора по контакту в телефонной книге.

Стартуют продажи «Станции» этим летом (пока без точной даты), стоить она будет 9990 рублей. Как рассказал Аркадий Волож, создание своей первой «железки» не означает, что «Яндекс» становится компанией, производящей гаджеты.

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Новые материалы

Читаемые материалы

Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх