Posted 16 сентября 2019,, 12:33

Published 16 сентября 2019,, 12:33

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

Полицейские-воры, вечеринка у церкви и много крутых фото: красноярец восемь месяцев путешествовал по Южной Америке почти без денег

16 сентября 2019, 12:33

Алексей Исиченко из Красноярска восемь месяцев путешествовал по Южной Америке — Бразилии, Парагваю, Уругваю, Аргентине, Чили, Боливии, Перу и в придачу Мексике. Половину времени он провел в бразильской деревушке у своей подруги, а другую посвятил национальным паркам, горам, вулканам, пустыням и водопадам, при этом особо не имея денег. 

Алексей показал «Проспекту Мира» свой личный топ нереальных мест — и рассказал, как в Южной Америке богатые отгораживаются от бедных, полицейские воруют (!), а у церквей устраивают вечеринки. Фото, впечатления, истории путешественник публикует и в своей группе «С рюкзаком по жизни». 

Путешествие почти без денег и способы выживания 

Вылетел из Москвы я 12 октября, а вернулся в Красноярск 25 мая. В пути пробыл больше восьми месяцев — но для меня это привычно, я уже пять лет так езжу.

Билеты покупал заранее, за три месяца — тысяча долларов туда-обратно, планировал всё за год. На карте тысяча долларов, еще 200 долларов наличными — это всё, что у меня было с собой.

Деньги просчитывал только на начальный этап, записал примерные маршруты и цели, изучил карту, как куда проехать и где что интересное посмотреть, но точечно не прописывал.

В Бразилии я практически ничего не тратил: мы жили в деревне с подругой Барбарой, там недорого, и я подрабатывал на банановых плантациях, пересаживал деревья и косил газоны у обеспеченных людей. Снимали старый домик у человека, который владеет фермой, — аренда стоила пять тысяч в рублях. Штат Минас-Жерайс, сам поселок называется Моэда, если точнее, хутор Пай-Педру. Там грунтовая дорога и семь-восемь соседей. 

В пути просто экономил: если где-то не потратил, значит заработал. Еще немного донатили — так где-то тысячи две рублей пришло, плюс закупал для знакомых кофе в Бразилии, оплату переводили сразу на карту. 

В основном я путешествовал автостопом, хотя в Бразилии водители практически не останавливаются. Низкий уровень доверия в обществе, все боятся — особенно средний класс и богатые люди — ограблений или каких-то других преступлений. Там правда очень много фавел (трущоб) — бедных хватает. 

В пути я ночевал в палатке или пользовался каучсерфингом, бывали и какие-то случайные вписки. Иногда, где тепло, просто спал на улице. В хостелах останавливался редко — обычно чтобы помыться, постирать одежду, ну и вай-фаем воспользоваться. 

Когда совсем не было денег и еды, приходил на рынок и спрашивал старые овощи, фрукты. В Боливии, например, так можно сделать — а вот в Аргентине уже нет, там очень дорогие фрукты.

У меня с собой были газовая горелка и баллон, и я готовил для себя сам — так можно хорошо сэкономить. Просто покупаешь крупы: овсяную, рис, чечевицу, это сытно, недорого и надолго хватает. 

Мне 29, и, конечно, чтобы жить такими путешествиями, приходится отказываться от всех семей — родительской и чтобы завести свою. Это очень сложно, но я еще не встретил человека, который бы так же хотел путешествовать. 

У всех моих друзей в основном уже есть дети, и личного времени у них остается очень мало — сейчас мне сложно для себя такое представить. И я отказываюсь от всего этого, и от карьеры отказываюсь, никак не развиваюсь в профессиональном плане уже много лет. Учился на историческом факультете и занимался археологией, теперь подрабатываю гидом в горах — например, в Ергаках, преподаю английский — опять же во время путешествий по Азии. 

Вечеринка у церкви и быт бразильской деревни  

В бразильской глуши люди открытые и доверчивые. Мы практически не закрывали дверь. Соседи очень доброжелательные — на нашей улице было принято, что тот, кто идет в гости, берет с собой что-нибудь из еды, которую приготовил дома. Или просто приходили и готовили вместе с соседями. Там часто ходят в гости друг к другу и пьют много кофе. Еще любят музыку, танцы — самба, форро. В деревне моя подруга Барбара даже играла в небольшом оркестре. 

Они очень религиозные люди, католики, но при этом прямо на входе в церковь устраивают вечеринки. Туда можно приходить хоть в чем, у девушек практически всё открыто, это совсем не как в российской церкви. Играет музыка про «секс, наркотики, рок-н-ролл», здесь же пьют пиво, курят, устраивают аукцион, проводят лотереи, пускают фейерверки — так как-то даже случайно подожгли лес. Я очень удивился всему этому, но Барбара сказала, это нормальная ситуация. 

В деревнях, конечно, не так много работы — есть больница, полиция, школы, кто-то занят на госслужбе. Есть магазинчики. И многие люди, в отличие от России, занимаются своим делом — производством. Например, выращивают фрукты и овощи и потом продают их. 

У нас, когда едешь по деревням, вокруг поля, какой-то бурьян и пустота. У них такого нет, всё используется — в одном месте пасутся коровы, в другом садят бананы, в следующем — салаты, дальше что-то строят под землю или высаживают виноградники.  

Там, где я жил, очень много коров, и местные делают очень хороший сыр. Я тоже делал, вместе с соседом. Он каждый день готовит пять формочек сыра: одну для дома, остальные на продажу. Местные жители вообще очень любят местную продукцию.

Но путешествуют не так много, многие из деревни ни разу не были на море, хотя мы жили в 400 километрах от него. В Бразилии вообще мало кто путешествует, разве что те, кто может себе это позволить. Там очень дорогой транспорт: проезд в городских и междугородних автобусах в три раза дороже, чем у нас. Но зарплаты, кажется, всё равно больше.

Канун 31 декабря у них не считается семейным праздником, встречают с друзьями либо вообще не встречают. А вот Рождество всегда отмечают с семьями. Мы праздновали по очереди у двух бабушек, все-все родственники приезжают на праздник. В семье у Барбары есть своя традиция — покупают небольшие подарки, заранее договариваясь о сумме, и оставляют их под елкой. А затем — как лотерея: все пишут свои имена и складывают в шапку, когда до тебя доходит очередь — выходишь, выбираешь и открываешь. Следующий, кто выходит, либо может взять подарок под елкой, либо тот, что уже вытянули, и поменяться с тобой. Больше всего везет последнему — он может выбирать из всех подарков. 

От бедных отгораживаются заборами и даже вертолетами

Я лично криминала не видел, хотя переживание по этому поводу ты всё равно чувствуешь. В районах крупных городов Бразилии даже средний класс закрывает свои дворы в прямом смысле. Люди отгораживаются заборами с колючей проволокой, нередко электричество подводят. И это не какая-то тюрьма, производство или особый объект, просто обычные дома. Не хотят, чтобы мелкие воришки или еще какие-то преступники к ним попадали. 

В Бразилии очень заметно, что тот, кто побогаче, старается отгородиться от бедных. В Рио богатые люди передвигаются на вертолетах, они вообще не хотят ходить по городу, потому что боятся. Я вживую не видел, но по новостям передавали, что банды нападают в открытую: например, четыре человека с автоматами выбегают из машины и грабят твой кортеж. 

Я тоже, отправляясь, считал, что Южная Америка очень криминальная, переживал, гуляя один. Перед первой прогулкой Барбара меня перекрестила, они там всегда напутствуют словами «С Богом» при прощании. Но со мной ничего страшного не происходило. Мой совет — не привлекать к себе внимание. Не нести в руке путеводитель, фотоаппарат, сумку, в общем, не нужно явно выглядеть как турист. 

Счастливые люди

В Южной Америке люди расслабленные, может, даже расслабленнее нас. У них же много солнечных дней, в Аргентине вообще сиеста — после обеда два часа отдыхаешь. Час, чтобы поесть, и еще два — отдыха, на это время буквально всё закрывается. Но при этом люди и уходят с работы позже.  

В путешествии я встретил очень много счастливых людей. Для жителей российской деревни лето — традиционно подготовительное время, чтобы пережить зиму. А в Южной Америке никаких подготовительных отопительных сезонов нет. Не надо утепляться, покупать одежду, заготавливать дрова, шины — меньше переживаний. Из-за климатических условий у них больше времени наслаждаться жизнью. Люди не стесняются проявлять свои эмоции, жить, петь, танцевать. При встрече всегда обнимаются, целуются — в той же Азии такого не увидишь. 

Бразильский Трамп — и полицейские-воры

Осенью 2018 года в Бразилии прошли выборы, новым президентом стал Жаир Болсонару. Половина населения за него, а половина категорически нет — так и на голосовании было. По рассказу Барбары, президент совсем не поддерживает феминистические сообщества, сексуальные меньшинства или движения темнокожих людей в борьбе за их права — вопрос расизма там стоит довольно остро, с этим нужно быть осторожнее. 

Болсонару говорил как-то фразу: «Если мой сын будет геем, я не буду называть его сыном». [Зарубежные СМИ называют бразильского президента «Трампом из тропиков», женоненавистником, гомофобом, защитником диктатуры — примечание редакции].

Еще у них остро стоит вопрос свободного ношения оружия, это идея нового президента. Они это не поддерживают, люди темпераментные, считают, что не надо. Хотя в Аргентине фермеры возят при себе оружие, много раз такое видел. 

В Перу, Боливии очень страшная коррупция, полицейская в том числе, на каждом углу. У них очень плохие дороги, намного хуже, чем у нас. На таможне — сам видел — те, кто хочет пройти быстрее, просто дают взятку. Или автобус останавливается на каком-то досмотре, и уже принято доплачивать. В Чили коррупции явно меньше. 

Боливийской полиции я боялся больше, чем нашей. У меня там полицейские на границе своровали 500 рублей практически при мне. Был досмотр, все вещи достали, а потом я просто не досчитался определенной суммы. Их трое было, один вроде как отвлекал. Я даже не думал, что так может быть, но Барбара меня предупреждала. 


Сами люди тоже довольно находчивые. В Боливии и Перу, например, не было единого платного входа в национальный парк или на какую-то природную территорию, там сами местные собирают деньги. В Аусангате (пик в Перу) за то, что ты проходишь по территории, жители с тебя пытаются собрать плату. И это ничем не регулируется, с тебя могут собрать из этого дома, могут из следующего. У них есть свои билетики, сами пишут цены, обычно где-то 200 рублей. Для жителя США, например, это немного, а я в Перу на эти деньги мог два раза пообедать. Они относятся к белым так, будто у тебя больше денег и ты можешь за всё заплатить.

Огненная Земля, соляная пустыня и ледники: список крутых мест 

У меня была мечта побывать в Патагонии на юге Аргентины и увидеть пик Фицрой в национальном парке Ледники (Лос-Гласьярес). Чем-то напоминает Ергаки, только масштабнее. 

А это самая высокая гора в Америке — Аконкагуа (6 960 метров).

Побывал в самом южном городе на Огненной Земле — Ушуае, там уже близко Антарктида — в пределах 1000 километров, и чувствуется эта атмосфера. 

Это пустыня Атакама, север Чили. Она очень красивая, и звезды там очень красивые. Пустыня находится высоко, больше трех километров над уровнем моря. Это самое сухое место на земле, где просто не бывает облаков. Ночевал я в палатке, но холодно было засыпать даже в шерстяных носках. 

Еще был в соляной пустыне Уюни, Боливия. 

Это солончак, где всё-всё белое. Ты идешь, а у тебя всё в соли. Там я приготовил себе обед, взяв соль прямо с земли! Здесь есть такой период (жаль, я его не застал), когда пустыня покрывается водой — и непонятно, где кончается небо и начинается земля, всё буквально смешивается.

А это — очень большой каскад водопадов в Бразилии, водопады Игуасу. Жаль, было дождливо.

Каньон в штате Рио-Гранди-ду-Сул. Там тоже водопады, а еще есть интересные деревья — араукария, хвойные, нигде таких больше не видел. Хвоя пиками, ствол с жесткими шипами, а когда подходишь к дереву, кажется, что оно вообще пластиковое — выглядит нереально. 

Крутой вулкан Ланин в Аргентине — непопулярное место, не действующий, ездил туда с местными на лодке. 

В Мексике впечатлил вулкан Орисаба. 

Антофагаста, город в Чили с красивым морем, там есть скала Ла-Портада — как грот, только отдельная скала и ворота в нее.

Тем, кто хочет отправиться к диким местам 

Начинать лучше с малого и не планировать кругосветку сразу. Постепенно научиться необходимым вещам на практике, тогда в большом путешествии ступора уже не будет. Изначально можно начать путешествовать по своему региону либо ненадолго уезжать. Я сам начинал со Столбов, ходил один и искал определенные места. 

В путь минимум необходимого с собой, скачать приложение maps.me, чтобы пользоваться в оффлайне. Важен каучсерфинг, по моему опыту, люди охотно принимают гостей и рассказывают, где посмотреть интересные места и что-то такое, о чем не прочитаешь в путеводителе. Не бойтесь, пробуйте, мечтайте. Что касается финансов, просто определитесь с желаниями — нужны вам новые машина и смартфон или поездки. 

"