Posted 23 августа 2016,, 06:52

Published 23 августа 2016,, 06:52

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

Закрытые сообщества Красноярска: клуб любителей фантастики

23 августа 2016, 06:52

В Красноярске с начала 1980-х с переменным успехом существует клуб любителей фантастики, откуда вышло несколько писателей российского масштаба и силами которого были проведены первые в СССР ролевые игры по «Властелину колец». «Проспект Мира» сходил на заседание «патентованных гиков» и узнал историю клуба.

Красноярский клуб любителей фантастики был основан в 1982 году тогдашними студентами Михаилом Гончаруком и Александром Паршиным. В краевой библиотеке 12 апреля проходил вечер в честь Дня космонавтики — тогда идея и возникла. Изначально клуб назывался «Сенсолинг», спустя пять лет его переименовали в «Вечные паруса».

В то время был дефицит всего, и книг в том числе, говорит старожил клуба Валерий Акимов. Любая книга — хорошая или плохая — была событием, и ее хотелось обсуждать, а удобнее было делать это организованно, вот клубы и возникали по всей стране.


Фантастическое кино, которое тогда было доступно в СССР, можно было по пальцам пересчитать: «Солярис» Тарковского да детские фильмы. Видеосалоны еще не появились, поэтому книги и стали главным предметом обсуждения советских гиков. Найти фантастику в продаже можно было с трудом, поэтому в ходу были их перепечатки, копии и «синьки». Что-то можно было купить или обменять у «чернокнижников» — продавцов, которые по субботам торговали книгами на радиорынке за цирком.

«Сенсолинг» первое время располагался при библиотеке, однако потом его оттуда «попросили» — начались скитания: ГорДК, кинотеатр «Космос», квартиры членов клуба. В середине 1980-х основатель клуба Гончарук написал об этой проблеме письмо в газету — в результате комсомол дал для посиделок сначала помещение в кафе «Олимпия» на острове Отдыха, а затем — двухъярусную квартиру на верхних этажах высотки за театром оперы и балета.

Валерий Акимов вступил в клуб в 1986 году, когда тот уже заседал в этой квартире. «Я преподавал в институте. Вышел с кафедры, иду по Перенсона — вижу объявление, что «Клуб любителей фантастики», дескать, приглашает. Я вернулся в институт за девочкой, лаборанткой Снежаной — потому что в новые места я без своей женщины не хожу, — и мы пошли».

Валерий Акимов

Дебютное появление Акимова в клубе вызвало небольшой переполох. Как преподаватель он был одет строго: пиджак, галстук, кожаный плащ, — рядом еще и девушка с папкой стоит. Первым делом Валерий попросил почитать устав:

— И что-то как-то я этот устав загнобил. Вижу — движуха непонятная вокруг меня. Тут я понимаю, что меня за какого-то номенклатурщика с проверкой принимают. Я объяснил, что просто так пришел, в клуб вступить. Мне чуть по голове не настучали. Нормальные люди, мол, приходят, садятся в уголочке и сидят, а не лезут в центр устав требовать.

Красноярский клуб, по его воспоминаниям, не был замкнутым сообществом. В отличие, например, от московского, в котором Акимов состоял в конце 1980-х, — туда не принимали без высшего образования: «В Москве вообще тогда говорили, что человек без высшего образования — это не человек».

Костяк клуба в Красноярске составляли студенты, в основном парни — девушек было всего пять. Иногда захаживали просто любопытствующие, а также «гастролеры», ходившие из одного клуба по интересам в другой.

— Были еще нежелательные сумасшедшие гости, от которых старательно избавлялись. Мы их называли экзоты, — рассказывает Валерий Акимов. — Тогда как раз появилось много таких придурков — видели объявление про фантастику, приходили и начинали про всякую эзотерику вещать. Надо сказать, что почти все, кто читает фантастику, — атеисты. Редкий случай, когда любитель фантастики — верующий. Он не верит в летающие тарелки, в инопланетян, в богов и весь этот эзотерический примитивизм.


Еще одной группой изгоев стали тогда только начинавшие красноярские писатели научной фантастики, среди которых были, например, Андрей Лазарчук и Леонид Кудрявцев. «Наш клуб был всё же читательским. А они, став писателями, хотели, чтобы в клубе только их книги обсуждались. Ну в итоге читатели выгнали писателей», — иронизирует Акимов.

— До клуба я считал, что знаю охренительно много фантастики, — признается он. — Но тут понял, что из того, что знали другие его члены, я читал процента два-три, а про остальное даже не слышал.

За стенами клуба его члены дружили, вместе «пьянствовали», ездили на Ману, устраивали походы, «когда вылезали первые подснежники». В самом помещении клуба при этом действовал «железный» сухой закон, установленный председателем Михаилом Гончаруком. «Как-то он на заседание не пустил парня, который после пива пришел. У нас максимум шампанское на Новый год можно было — пару бутылок на 20 человек», — вспоминает Акимов.

Заседания проходили раз в неделю, но само помещение было доступно круглосуточно. Ключи от него у членов были, поэтому иногда клубную квартиру удавалось использовать «не по назначению». «Квартира в центре города — это же великое дело для молодого человека», — улыбаясь, говорит Акимов.

Александр Паршин (слева) и Павел Ильин

К середине-концу 1980-х в стране появились первые компьютеры, которые стали второй основной темой обсуждения в клубе. «Тогда все стали заниматься программированием — вот и начались компьютерные и околокомпьютерные разговоры».

Особым достижением в «Вечных парусах» считают первую в стране ролевую игру «Хоббитские игрища» по «Властелину колец», прошедшую на Мане в 1990-м. Исторические ролевые игры в то время уже проводились, а вот фэнтезийные — нет.

— Съехались из разных городов — и орки, и гномы, — говорит Александр Паршин. — Как играть, толком никто не знал. Были команды светлых и темных, какие-то правила, но стратегии особой не было. Старались просто держать сюжет книги — пронести кольцо всевластия. Вот игроки шли и тащили это кольцо, другие им мешали или помогали.

Во время игр, с его слов, некоторые игроки постоянно ссорились. «Кончилось тем, что клуб начал разваливаться. Отец-основатель еще до игрищ выгнал нескольких членов, потом — еще. Сказал, что изначальную идею клуба извратили», — объясняет Паршин.

Хоббитские Игрища, 1990 год

Вдобавок комсомол забрал у любителей фантастики место для сборов. Еще какое-то время они собирались по квартирам, «а потом — всё». «Не хватило внутреннего единства, чтобы держаться вместе. Ну а гибель Советского Союза окончательно клуб развалила. Новая эпоха началась, не до фантастики», — считает Валерий Акимов.

Вторая реинкарнация клуба любителей фантастики произошла в 2000 году — сначала без привязки к оригинальному, но потом о нём узнали и подтянулись старожилы из 1980-х. Несколько лет сборы проходили в помещении возле Речного вокзала, которое дал владелец эзотерических магазинов «Тональ» и «Нагваль». После разделения его бизнеса клубу пришлось съехать. Круг замкнулся — теперь любители фантастики вновь собираются в краевой библиотеке. Основной состав — человек десять: те, кто застал первые собрания в 1980-х, члены «второй волны» и молодые новички.

— В клубе сидят настоящие, патентованные гики, — считает 25-летний Павел Ильин. — Которые, если назвать им имя Хайнлайна, сходу перечислят 30 его произведений. А то у нас сейчас гиками называют тех, кто, например, просто «Игру престолов» смотрит. Это скорее ярлык, который навесили, чтобы комиксы и настольные игры лучше продавались.


Старожил клуба Валерий Акимов говорит, что по сравнению с 80-ми сейчас появилось слишком много книг, но из-за этого изобилия толком обсудить какую-то из них стало почти невозможно. «Одним нравится одно, а другие это читать вообще не могут — вот и не всегда получается обсуждение, — описывает он разницу времен. — Ну и личного помещения, где можно было бы собираться в любое время, а не в определенные часы, конечно, не хватает. Не у всех время собраться есть. А главное — мы просто стали старыми».

"