Posted 15 сентября 2015,, 11:14

Published 15 сентября 2015,, 11:14

Modified 29 мая 2023,, 09:28

Updated 29 мая 2023,, 09:28

Закрытые сообщества Красноярска: старообрядцы

15 сентября 2015, 11:14

Мы продолжаем знакомить вас с закрытыми сообществами края и сегодня поговорим о таком сложном и многогранном явлении, как старообрядчество. Откуда взялись эти бородатые угрюмые люди, почему живут в тайге, что значат странные слова, которые они говорят?

Рассказывать о староверах достаточно сложно, и сложность эта не только в том, что живут они в основном в труднодоступных районах, куда на самолете, поезде или автомобиле доберешься далеко не всегда, но и потому, что единенное, казалось бы, старообрядчество при ближайшем рассмотрении распадается на сотни сект и толков, каждая из которых чем-то неуловимо отличается от остальных.

Потому и истории о быте и нравах старообрядцев так отличаются друг от друга: одни утверждают, что гостеприимней раскольников людей нет, и взахлеб рассказывают о домашних соленьях и вареньях, которыми те потчевали, другие рассказывают о нелюдимых бородачах, даже в самый лютый мороз не пускающих на порог случайных прохожих.

Старообрядчество зародилось на Руси после проведенных в 17 веке реформ патриарха Никона, наиболее важными из которых были следующие:

1. вместо двоеперстного крестного знамения было введено троеперстие;

2. в старых книгах писалось и произносилось имя Спасителя «Исус», в новых же книгах это имя было переделано на греческий лад «Иисус»;

3. в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу, в новых — против солнца.

Принять столь радикальные реформы смогли не все — часть народа сохранила привязанность к «старой вере», даже несмотря на казни и гонения, и сохраняют ее по сей день.

Старообрядцы или раскольники, как их стала называть официальная церковь, спасаясь от преследования государства, расселялись по самым дальним уголкам Российской империи, и хотя центром русского старообрядчества считается европейский север, хватает староверов и на берегах Енисея. Основные поселения находятся в Приангарье, а также в верховьях реки на территории Тувы.

Так же, как и остальные, старообрядцы-раскольники Красноярского края делятся на множество течений. Два основных — поповцы (те, кто имеет церкви и священство) и беспоповцы. Представители первого течения в основном живут в городах и крупных селах, вторые, в свою очередь, делятся на неисчислимое количество толков (часовенники, поморы, федосеевцы, филипповцы, нетовцы, дырники и т. д) и обитают по большей части в таежной глуши. Различий между ними куда больше, чем сходств: церковники не хотят признавать часовенников, часовенники скептически относятся к дырникам и другим радикальным староверческим толкам. Так что мы попробуем выделить несколько черт, общих для всех ревнителей старой веры.

Борода — старообрядцы свято блюдут завет не стричь и уж тем более не брить бороду, полагая, что именно она отличает мужчин от женщин.

Сейчас я в город выехал: вдруг попаду под аварию в машине, меня убьют и похоронят меня и отпоют как за женщину, а я ведь всё-таки мужчина, а с бородой меня уже и отпевать будут, как надо. А то без бороды примут за женщину и за женщину отпоют, — рассказал о своих страхах этнографам житель общины в Ужепе Макарий Рукавицин.

Неприятие табака — старообрядцы помнят о законах, существовавших в Московском царстве.

Твердый запрет на табакокурение — это исторически сложившийся запрет еще с XVII века, когда табак даже не курили, а «пили» — дым пропускали через кальяны, вода булькала, и русским некурящим людям казалось, что не дым глотают, а воду. Эти привычки завезли на Русь восточные патриархи и лжепатриархи, которые с кафедр своих были смещены, но приглашавший их царь Алексей Михайлович об этом не знал, — рассказывает в интервью старообрядческому сайту старообрядческий же митрополит Андриан.

Отказ от алкоголя — на самом деле это не совсем так, староверы в умеренных количествах потребляют самодельное вино и мед, а вот пить алкоголь фабричного производства категорически отказываются. Но связано это скорее не с трезвостью, а с нежеланием платить государству, которому в Российской империи принадлежала абсолютная монополия на водку.

Отказ от сотрудничества с государством — на самом деле это касается только беспоповцев, официальная старообрядческая церковь с властью вполне уживается, а вот в многочисленных лесных поселках отношение к государственным паспортам, представителям и даже пенсиям резко отрицательное.

Запомнилось о печати антихриста. Павел пояснил по-своему, что, например, все официальные записывающие человека документы и есть его печать. Так антихрист хочет нас всех взять под контроль. «Вон, в Америке уже каждому человеку собираются какие-то электрические чипы под кожу вшивать, чтобы нигде от антихриста не мог скрыться», — пересказывает слова старовера Павла Бжитских блогер Олег Смолий.

Но основной чертой староверческих общин, особенно беспоповского толка, можно назвать затворничество, которое из вынужденной меры со временем переродилось в основную религиозную идею. Отсюда и верность старинным обычаям, и закрытые общины, и отдельная посуда для пришлых, которой не пользуются «истинно верующие», и стремление всё от сапог до посуды делать самим. Хотя раскольники охотно пользуются такими дарами цивилизации, как моторные лодки или снегоходы, к новшествам относятся с подозрением, а электронные приборы во многих общинах и вовсе проходят по разряду бесовских.

Что же касается гостеприимства, то тут большинство исследователей и путешественников сходятся на том, что староверы хоть и подозрительны к чужакам, в помощи не откажут. Конечно, в гостях не стоит курить, ругаться матом, а уж тем более трогать нечистыми руками священные книги и предметы, но большинство раскольников, кроме разве что самых радикальных, странника на морозе не оставят и примут вполне по-человечески.

Ну и напоследок небольшой старообрядческий словарь

Кадровые — распространенное среди старообрядцев уничижительное обозначение всех представителей власти.

Лестовка — разновидность четок у старообрядцев. Плетеная лента, завязанная в петлю.

Отче наставник скита.

Подручник — небольшой квадратный коврик (тонкая подушка) для рук и головы для совершения земных поклонов.

Семипоклонный начал — молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы.

Согласие — группа объединений, верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности обрядовой практики.

Черноризы — монашки, матушки скита.

Щепотники — остальные православные, прозваны так за троеперстное крестное знамение.

Фото из ЖЖ OPSQUICK.

"