Posted 30 июля 2020,, 13:49
Published 30 июля 2020,, 13:49
Modified 29 мая 2023,, 10:20
Updated 29 мая 2023,, 10:20
С 4 мая 2020 года в России снова заработал беспошлинный импорт электромобилей. Новый колумнист «Проспекта Мира», предприниматель и создатель сайта 24auto.ru Артём Потехин фантазирует, как это может повлиять на количество электромобилей на наших улицах.
Сейчас в России зарегистрировано примерно 6 300 электрокаров (данные на конец 2019 года). Самое интересное, что основная часть этих автомобилей зарегистрирована в Сибири и на Дальнем Востоке. В Москве, в топе на третьем месте, всего около 600 автомобилей на электротяге.
Такое обилие электрокаров за Уралом объясняется просто: 5000 из этих 6300 — это Nissan Leaf с правым рулем, который подержанным везут из Японии.
В целом топ регионов по электромобилям выглядит так
Красноярский край в этом списке далеко не в топе, общее количество электромобилей в крае около 100 единиц. Это в основном Ниссан Лиф и еще пара Jaguar I-PACE, которые уже рассекают по улицам Красноярска. Автомобилей Тесла пока замечено не было: ближайший официальный сервис находится в Европе, и если с машиной произойдет что-то серьезное, придется ехать на автовозе туда.
В отличии от б/у электричек, продажи новых электрических автомобилей в РФ растут не сильно. В основном это Теслы, которые везут фанаты марки (примерно 400 штук на всю страну).
Следующие по популярности Mitsubishi i-MiEV – 330 штук. Далее идет новинка и потенциальный лидер — Jaguar I-Pace, 150 штук. Именно I-Pace стал в 2019 году самым продаваемым новым электромобилем. Думаю, что в 2020 он снова подтвердит свое лидерство, а все благодаря развитой дилерской сети JLR.
За последние два года рынок электромобилей в РФ вырос, и кратно, но так как он растет с нуля, в общей массе автомобилей этот рост практически незаметен. Электромобиль до сих пор экзотика, в основном покупатели выбирают проверенные машины с ДВС. Но отмена пошлин даст толчок в развитии этого направления — в основном за счет б/у с Японии, которыми торговцы будут замещать дорожающие авто на двигателях внутреннего сгорания. Думаю, что за 2020 год количество ввезенных электромобилей может удвоиться. В целом это хорошо, так как за ростом количества таких авто наконец-то начнет расти инфраструктура (парковки с зарядками, розетки около домов и тд). А это сформирует дальнейший рост спроса.
Продажи новых электромобилей тоже должны вырасти — но не сильно. К Jaguar I-PACE добавиться Porsche Taycan и Audi E-Tron. Впрочем, выбор новых автомобилей все равно не очень велик, плюс «электрички» весьма дороги. Купят чуть больше официальных авто, ну и конечно же, завезут больше подешевевших Тесл.
Еще одно препятствие для роста рынка электромобилей — инфраструктура. В столичных Москве и Питере зарядок уже больше сотни, что не особо много, если учитывать население, но достаточно, если смотреть на объем эксплуатируемых автомобилей. В тоже время в крупных сибирских городах зарядок для электромобилей редко больше десятка, что очень мало даже для текущего автопарка. В Красноярске их, для примера, пять, плюс еще несколько в ближайшем пригороде (карту зарядок можно посмотреть тут)
Кроме того, зарядки часто не работают, или работают по непонятным алгоритмам, или место вокруг них занято обычными машинами — их владельцы, несмотря на предупреждающие знаки, ставят и мешают подъезду и зарядке.
То есть если у вас нет места, где вы сможете заряжать машину — например, в гараже/парковке или работе, то далеко вы на ней не уедете.
Другой важный аспект инфраструктуры — это зарядки на основных трассах между городами. Например в США можно спокойно ездить по западному побережью на Тесле, она построит маршрут между городами, учитывая длину пробега и наличие зарядок Суперчаджеров, которые накачивают аккумуляторы за час-полтора.
У нас же между городами зарядки, скорее, экзотика. Возьмем для примера направление Красноярск-Новосибирск: зарядки по пути есть в Ачинске, Мариинске и Кемерово. Вроде по маршруту и вроде равномерно, но на Ниссанах доехать до каждой не хватит заряда, а на Теслах хватит, но время на полную зарядку аккумулятора будет сутки, потому что заправки медленные, так что ваше путешествие может занять несколько дней вместо 8-10 часов.
Так же к минусам можно добавить потенциальные проблемы с ремонтом таких автомобилей. Не каждый сервис возьмется за электрокар, нужно будет искать умельцев.
При таких исходных данных полноценную конкуренцию обычным авто «электрички» составить не пока не смогут. Но если рассматривать электромобиль как второе авто и планировать его эксплуатацию только в городе, то преимущества будут не только в экономии на покупке из-за нулевой таможни:
В общем, пока в России электромобиль это чисто городская история, которая находит все больше фанатов среди любителей новых технологий. Надеюсь, что нулевая таможня даст ей толчок и мы увидим больше разных электромобилей на наших улицах.
Карта зарядок для автомобилей https://www.plugshare.com
Если вы тоже хотите стать колумнистом «Проспекта Мира» и вам есть, о чем рассказать: о вашей интересной жизни, работе, увлечении, волонтерстве и т.д. – пишите на почту sokolova@prmira.ru. С вас – интересное чтиво, с нас – многочисленная аудитория сайта и соцсетей.